Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:39, контрольная работа
Социальная интеграция и дезинтеграция являются одними из парных видов социального процесса, т.е. развертывания во времени того или иного социального явления. В отличие от интеграции, дезинтеграция вызывает опасность напряженности и возникновение конфликтов в социальных группах и общностях. Неизбежно наступает снижение эффективности социальных институтов, распад механизмов социального контроля и регуляции, активизируются асоциальные и часто криминальные формы организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И ГРУППЫ 4
1.2. Причины дезинтеграции социальных групп и общностей. 4
2. МАРГИНАЛИЗАЦИЯ 6
2.1. Понятие маргинальности 6
2.2. Процесс маргинализации 7
3. СОЦИАЛЬНАЯ АНОМИЯ 9
3.1. Теория Э.Дюркгейма 9
3.2. Теория Р.Мертона 10
4. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 12
5. МИГРАЦИИ 14
5.1. Проблемы миграции и ее современное состояние 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17
по дисциплине: «Социология»
на тему: «Содержание и социальные последствия процессов дезинтеграции
социальных групп и общностей: маргинализации, социальной
аномии, социальной мобильности, миграции».
Мурманск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Социальная интеграция и дезинтеграция являются одними из парных видов социального процесса, т.е. развертывания во времени того или иного социального явления. В отличие от интеграции, дезинтеграция вызывает опасность напряженности и возникновение конфликтов в социальных группах и общностях. Неизбежно наступает снижение эффективности социальных институтов, распад механизмов социального контроля и регуляции, активизируются асоциальные и часто криминальные формы организации.
Наиболее частые формы дезинтеграции – распад или исчезновение единых социальных ценностей, общей социальной организации, институтов. Полная социальная дезинтеграция разрушает систему, но не обязательно – ее составные части.
Все вышеизложенное определило актуальность данной контрольной работы, главной целью которой является определение причин и последствий процессов дезинтеграции, таких как маргинализация, социальная аномия и мобильность, миграции.
Исходя из указанной цели, можно выделить задачи, поставленные в контрольной работе:
- дать определения
социальным группам и
- рассмотреть каждый
из вышеуказанных процессов с
разных аспектов: определение понятий,
теории появления и развития,
социальные последствия,
В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид или социальная группа. Благодаря социальным отношениям (социальным связям), возникающим между индивидами, индивиды соединяются в определенные устойчивые объединения, которые могут выступать в разных формах и разных видах. Созданные на основе социальных отношений социальные группы называют социальными общностями. Каждая социальная общность имеет свои, свойственные для нее, общие характеристики и социальные нормы, которые регулируют ее функционирование.
Социальные общности и группы — это необходимый способ существования людей, их взаимосвязи и взаимодействия между собой и с обществом в целом. Ведь именно благодаря социальным общностям и именно в них создаются все необходимые условия и средства, которые способствуют развитию личности и удовлетворяют ее потребности и интересы.
Социальные общности и группы сами являются субъектами общественной жизни. Их деятельность влияет и на устойчивость общества, на его интеграцию и функционирование, а вместе с этим определяет характер и содержание процессов изменения и развития. Ведь от характера социальных групп зависит многое: и то, как функционирует семья, школа, государство, наука, пресса, здравоохранение, и то, как работают все эти институты и какую в конечном итоге они дают продукцию1.
Социальные процессы, такие как демографический, урбанизации, индустриализации, в качестве нежелательного результата могут оказать
дезорганизационное воздействие на социальные общности.
Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике.
Например, с внешней стороны процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т. д. ведут к распаду больших семей, складывавшихся ранее из двух или трех поколений, в производственных группах - к текучести кадров и т. д., в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в составе коренного населения, к нарушению естественной половозрастной структуре, то дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, нарастания противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры общности, то в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее членов.
К числу социальных причин, дезинтегрирующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т. е. требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания.
В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.
Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную или без полной адаптации в новой общности. Примерами маргинальности являются горожане сельского происхождения, дети из межнациональных семей, представители третьих стран, получившие европейское образование, эмигранты.
Главный признак маргинализации – разрыв социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся экономические, социальные и духовные связи. При включении маргинала в новую социальную общность эти связи в той же последовательности восстанавливаются, причем установление социальных и духовных связей, как правило, сильно отстает от установления связей экономических2.
Маргинал, маргинальный человек, маргинальный элемент — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.
Маргинальность —
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Понятие маргинальность ввел американский социолог Роберт Парк (1864–1944). Изучая расовые проблемы в южных штатах, он обозначил этим понятием положение мулатов. Иначе говоря, это характеристика пограничных, промежуточных, стоящих на рубеже культур, явлений, социальных субъектов, статусов3.
Американский социолог Эвереттом Стоунквистом в монографическом исследовании "Маргинальный человек" описывает маргинальное положение социального субъекта, участвующего в культурном конфликте. Стоунквист применяет следующие психологические характеристики, отражающие степень остроты культурного конфликта: дезорганизованность, ошеломленность, неспособность определить источник конфликта; ощущение "неприступной стены", неприспособленности, неудачливости; беспокойство, тревожность, внутреннее напряжение; изолированность, отчужденность, непричастность, стесненность; разочарованность, отчаяние; разрушение "жизненной организации", психическая дезорганизация, бессмысленность существования; эгоцентричность, честолюбие и агрессивность.
Стоунквист выделял три фазы эволюции "маргинального человека":
- индивид не осознает, что его
собственная жизнь охвачена
- конфликт переживается
- успешные и безуспешные поиски приспособления к ситуации конфликта.
Процесс маргинализации идет по двум векторам. Первый - определение выносится обществом в отношении других индивидов и групп, являющихся нетипичными либо предлагающими иные интерпретации реальности. Второй - самоопределение индивидов и групп как маргиналов.
Для осуществления процесса маргинализации необходим субъект, который выносит свое определение относительно нетипичности или несоответствия норме индивидов. Обычно этими субъектами становятся агенты социальных норм: журналисты, идеологи, ученые, врачи, учителя. Далее следует отказ маргиналам в социальной интеграции. Необходимо отметить, что в отношении маргинальных групп редко применяются силовые решения, такие как физическое уничтожение, тюремное заключение или принудительное лечение. Субъект не заинтересован в полном исключении группы из социально-экономических, политических и социокультурных связей. Изменения касаются положения и роли этих групп.
Процесс самоопределения может идти как самостоятельный; идти параллельно приписыванию маргинального статуса извне; быть следствием получения ярлыка маргинала. Маргинальная самоидентификация основывается на ранее выделенных чувствах собственного несоответствия норме и продуцировании иных определений реальности.
Маргинализация личности
в условиях нарушения сложившихся
социальных связей может вести к
диссоциации человека, тем самым
вызывая психологическое
Социальная аномия - негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы.
Аномия проявляется в состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения, отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценки своего поведения. Это явление наиболее ярко проявляется во время переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.
Социальная аномия – это состояние беззакония, отсутствие правовых норм. Фундамент для теории аномии, используемой при объяснении причин преступности, заложил Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социально отклоняющееся поведение и преступность — это вполне нормальные явления. Если в обществе нет такого поведения, значит, оно до болезненности законтролировано. Когда ликвидируется преступность, прекращается прогресс. Преступность – это плата за социальные изменения. Общество без преступности немыслимо. Если бы перестало совершаться все то, что сейчас зовется преступным, в категорию преступности пришлось, бы зачислить какие-то новые виды поведения. Ибо преступность неизбежна, неистребима.
По Дюркгейму, преступность бывает незначительной в обществе, где человеческой солидарности и социальной сплоченности достаточно. В результате социальных изменений, которые могут идти как в сторону экономического краха, так и в направлении расцвета, создаются благоприятные условия для разделения труда и большего разнообразия жизни, а интегрирующие, силы ослабляются. Общество распадается и раскалывается. Отдельные его осколки изолируются. Когда единство социума разрушается, а изолированность его элементов увеличивается, социально отклоняющееся поведение и преступность возрастают. Общество оказывается в состоянии аномии.
Развитие теории Дюркгейма продолжил Роберт Мертон. Если для Дюркгейма аномия означает неспособность общества регулировать естественные импульсы и желания индивидов, то, по Мертону, многие желания индивидов необязательно оказываются «естественными», а чаще бывают обусловлены цивилизаторской деятельностью самого общества. Социальная структура ограничивает способность определенных общественных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя противоправно.
В основе такого сильного давления, которому подвергаются ценностные ориентации низших слоев населения, лежат два следующих момента:
— Первый состоит в том, что цивилизация делает больший упор на достижение материального благополучия, декларируя при этом, что достичь эту цель может каждый.
— Второй сводится к тому, что сама социальная структура существенно ограничивает низшим слоям возможности достижения этой цели общественно признанными путями.
Таким образом, аномия, по Мертону — это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия — это полнейшее расхождение между декларируемыми цивилизаторскими целями и социально структурированными путями их достижения5.
Простая аномия
относится к состоянию
Применительно к отдельной личности аномия есть искоренение ее моральных устоев. Личность при этом лишается всякого чувства преемственности, традиционности, лишается всех обязательств. Ее связь с обществом разрушена. Аномия —это отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом.