Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:06, контрольная работа
Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебных заведениях и по месту жительства обучающихся. Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому значительное место в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся, социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портреты.
1. Содержание работы социального педагога
2. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога
- документация социального педагога
- оценка работы социального педагога
3. Литература
Содержание.
1. Содержание работы социального
педагога
2. Нормативно-правовая база деятельности
социального педагога
- документация социального педагога
- оценка работы социального педагога
3. Литература
1. Содержание работы социального
педагога
Социальный педагог с основами юридических,
медицинских, психологических знаний
востребован в образовательных учреждениях,
где возникает множество проблем за пределами
учебного процесса.
Содержание работы социального педагога
представляет собой комплекс мероприятий
по воспитанию, образованию, развитию
и социальной защите личности в учебных
заведениях и по месту жительства обучающихся.
Выбор мероприятий обусловлен предварительно
полученными данными, которые нуждаются
в анализе и социально-педагогической
интерпретации. Поэтому значительное
место в деятельности социального педагога,
особенно на начальном этапе, занимает
изучение психолого-медико-
Диагностический инструментарий социального
педагога включает в себя как социологические,
так и психологические методики. Большое
значение имеют отчеты, справки, таблицы,
документы, медицинские карты учащихся
и пр., которые всегда имеются в наличии
в образовательном учреждении. Ис-
пользуются также специфические методы
социальной работы, такие как метод социальной
биографии семьи, личности, а также социальная
история микрорайона, диагностика социальной
среды.
Любое исследование начинается с предварительного
обоснования необходимости, задач, прогноза
результатов, составления плана-графика,
нормативного дополнения в виде приказа
или распоряжения руководителя учреждения,
инструкции, информационных сообщений,
разъяснений.
Социальный педагог организует и проводит
консультации по вопросам прав и обязанностей,
имеющихся льгот и пособий, предлагает
возможные варианты решения проблем, обеспечивает
социальную помощь и поддержку, использует
всю совокупность правовых возможностей
средств.
Социальный педагог дифференцирует выявленные
проблемы и «выводит» на их решение социальных
работников, специалистов различного
профиля и ведомственной подчиненности.
Он устанавливает контакт с семьей, побуждает
ее к участию в совместном решении проблемы,
помогает людям использовать собственные
ресурсы, резервные возможности муниципалитета
для преодоления трудностей.
Социальный педагог выполняет посредническую
функцию в установлении связей и контактов
семьи и специалистов-психологов, социальных
работников, врачей, юристов, представителей
органов власти и общественности. Для
этого необходимы налаженные связи социального
педагога с различными социальными службами
микрорайона, района города, учреждений
и общественных объединений, хорошее знание
структуры
и круга обязанностей административных
органов, их местонахождение и телефоны.
Только при этих условиях можно оказать
действительно эффективную помощь детям,
нуждающимся в опеке и попечении, трудоустройстве,
лечении, отдыхе, материальной помощи,
психокоррекции, обеспечении жильем, пособиями,
пенсиями и другими видами помощи.
Социальный педагог оформляет сберегательные
вклады, решает вопросы по использованию
имущества и ценных бумаг обучающихся
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, выступает представителем
образовательного учреждения того или
иного обучающегося в судебных или административных
инстанциях, обеспечивает экстренную
помощь попавшим
в ТЖС. При этом социальный педагог самостоятельно
определяет задачи, формы, методы социально-педагогической
работы, способы решения личных и социальных
проблем, меры социальной защиты и социальной
помощи, реализации прав и свобод граждан.
Важное место в деятельности социального
педагога занимают стимулирование и развитие
социально-ценной деятельности обучающихся
и взрослых, поддержка социальной инициативы,
мероприятий, акций, социальных проектов
и программ.
Педагогическая поддержка социальных
инициатив детей и взрослых, создание
условий для их самостоятельного выбора,
его стимулирование, развитие готовности
и способности действовать на основе постоянного
творческого поиска и умения выходить
из ситуации выбора без стресса в современных
условиях является насущной задачей в
воспитательной работе
образовательных учреждений, испытывающих
дефицит новых форм и методик.
Под социальной инициативой понимается
деятельность, направленная на преобразование
социокультурной среды в интересах гармонизации
социального поля ребенка, учитывающая
историко-социальный опыт и современное
состояние теории и практики социально-педагогической
работы, порождающая новое содержание,
методы, формы и технологии работы с детьми
и др., все, что способствует личностному
и профессиональному самоопределению
ребенка, приобщает его к ценностям волонтерского
движения в социальной сфере.
Основной целью социального работника
в плане поддержки социальных инициатив
детей и взрослых является гражданское
становление детей, их духовно-нравственное
и патриотическое воспитание через создание
в образовательных учреждениях интегративной,
межведомственной модели педагогической
поддержки детско-юношеских общественных
объединений. Для этого социальный педагог
проводит большую работу:
• по разъяснению государственной политики
в области детско-юношеского движения,
оказанию помощи в проектировании деятельности
детско-юношеских общественных объединений
через регулярно организуемые методические
семинары, сборы и смены;
• разработке и проведению системы мероприятий,
обеспечивающих новое наполнение внеурочной
воспитательной
работы с учащимися образовательных школ
и профессиональных училищ;
• созданию эффективной системы материально-финансовой,
организационной, юридической, научно-методической
и иной поддержки социально значимой деятельности
общественных объединений в образовательных
учреждениях, обеспечению бюджетного
финансирования, организации и координации
детско-юношеского движения;
• установлению контактов с детскими
и молодежными общественными объединениями,
в том числе через организацию международных
и внутриукраинских обменов представителями
детско-юношеских движений;
• решению вопросов занятости детей, молодежи,
оказанию помощи в самостоятельной организации
досуга и развлечений;
• содействию молодежному предпринимательству;
• совершенствованию системы эстетического
воспитания детей, развитию профессионального
и самодеятельного художественного творчества
молодежи;
• поддержке талантливой молодежи, творчески
способных детей в реализации их собственной
художественной и созидательной природы.
Социальный педагог разрабатывает и доводит
до принятия и реализации социально-педагогические
проекты и программы, оказывает методическую
и организационную помощь инициативным
группам, общественности, детям и
взрослым.
Содействуя развитию социальных инициатив
детей и взрослых, социальный педагог
использует различные моральные и материальные
средства стимулирования их инициативы,
добивается общественного признания значимых
новаций, внедрения их в жизнь, иногда
вовлекает коммерческие структуры для
финансирования деятельности социально-педагогических
проектов. Поиск финансовых средств для
внедрения проектов и программ также входит
в деятельность социального педагога.
Это достаточно трудный, специфический
вид деятельности, называемый фандрайзингом.
Содержание профессиональной деятельности
социального педагога необычно и не вписывается
ни в какие схемы, поэтому большое значение
придается личности социального педагога,
его профессиональной компетентности,
психологической закалке и моральным
качествам.
Вся его деятельность должна способствовать
созданию обстановки психологического
комфорта и безопасности личности обучающихся,
обеспечению охраны их жизни и здоровья,
установлению гуманных, нравственно здоровых
отношений в социальной среде.
Профессиональная успешность социального
педагога определяется результативностью
его деятельности и ее общественным признанием.
2. Нормативно-правовая база деятельности
социального педагога
Успешное воплощение мер, направленных
на социальную защиту населения, во многом
определяется соблюдением в социальной
работе профессиональных принципов:
• профессиональная компетентность —
это глубокая осведомленность специалиста
об условиях и способах решения возникающих
проблем и умение профессионально реализовать
свои знания на практике;
• стимулирование активности — побуждение
человека к осознанному, заинтересованному
проявлению активности в реализации его
энергии, способностей, нравственного
и волевого потенциала для решения поставленной
задачи;
• единство и правильное соотношение
полномочий и ответственности, прав и
обязанностей специалиста;
• комплексный подход, который обеспечивает
всесторонность воздействия, служит заслоном
против ведомственности и ограниченности
в работе;
• целенаправленность придает деятельности
определенную перспективу, позволяет
спрогнозировать результат и выработать
конкретную программу действий.
Обязанности и права специалиста определяются
квалификационной характеристикой должности.
Такая квалификационная характеристика
готовится государственными органами
ведомственного управления на основе
обобщения функций в реальном опыте многих
специалистов. Однако нет ни одного документа,
в котором четко зафиксированы профессиональные
права специалиста. Поэтому социальный
педагог действует в правовом поле современного
законодательства, присваивая себе фактические
права, вытекающие из необходимости качественного
выполнения своих профессиональных обязанностей
и этического профессионального кодекса
социального работника.
Для выполнения своих обязанностей социальный
педагог и социальный работник широко
используют права:
• представлять и защищать интересы клиентов
в органах законодательной и исполнительной
власти;
• вести государственную или частную
социальную практику при наличии диплома
о специальном образовании или сертификата
специальности;
• собирать информацию, связанную с нуждами
детей и взрослых, проводить социальные
опросы населения, диагностические исследования;
• делать официальные запросы в общественные
организации государственных учреждений
с просьбой о решении личных и социальных
проблем клиентов;
• информировать государственные органы
о состоянии той или иной проблемы в сфере
своей деятельности;
• вносить предложения предприятиям и
учреждениям, коммерческим структурам
и общественным объединениям о поощрении
родителей, семей, волонтеров социальной
работы за социальную инициативу и активность;
• вести активную работу по пропаганде
опыта семейного воспитания, социальной
работы, используя средства массовой информации;
• возглавлять общественные инициативные
движения граждан, направленные на решение
конкретных социальных проблем.
Главная задача социального педагога
— создание личностно-утверждающей ситуации,
которая актуализирует силы саморазвития
личности ребенка. Достоинство ситуации
как метода воспитания в том, что ее нельзя
создать для некого усредненного ребенка
или класса. Личностно-утверждающая ситуация
для каждой конкретной личности своя.
В ситуации можно выявить наиболее скрытую
информацию о внутреннем мире ребенка,
которую трудно или просто невозможно
получить с помощью анкет, интервью, наблюдений.
Личностный подход способен осуществлять
лишь тот социальный педагог, который
обладает необходимым набором личностных
установок, таких как: эмпатийность, вера
в возможности и способности каждого ребенка,
открытость, отношение к ребенку как к
уникальной личности.
Результаты личностно ориентированного
воспитания выражаются в отношении социального
педагога и воспитанника к общей деятельности,
сотрудничеству, друг к другу, в психологическом
самочувствии, самооценке, росте личностных
достижений каждого.
Законодательную, нормативно-правовую
базу социального педагога в Украине,
как и в любом другом государстве, определяют
правовые документы, условно сгруппированные
в пять уровней, в соответствии с субъектами
их издания:
1) международные документы, важнейшим
из которых является Конвенция ООН о правах
ребенка 1995 г.;
2) украинские документы государственного
значения (Конституция Украины, Гражданский,
Семейный, Уголовный кодексы, трудовое
законодательство, законы Украины);
3) значимые для специалиста и сферы его
профессиональной деятельности документы
Украины, в которой он проживает и работает;
4) документы муниципальных образований
(обычно для социального педагога имеют
значение приказы, распоряжения и решения
коллегии ведомственного органа управления);
5) внутриучрежденческие документы.
Проблема определения нормативных прав
поля деятельности социального педагога
сопрягается с проблемой определения
принадлежности института, чьи интересы
защищаются социальным педагогом.
ДОКУМЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Система документирования получила название
делопроизводства, что включает создание
документов, работу с ними, хранение.
Делопроизводство социального педагога
складывается:
• из нормативно-правовых актов, регулирующих
деятельность учреждения и специалиста;
• годовых, ежемесячных, еженедельных
планов работы;
• договоров, соглашений, актов обследования;
• личных текущих записей;
• переписки с учреждениями и организациями,
участвующими в решении проблем;
• отчетов;
• аналитических справок и отчетов;
• медико-психолого-
• протоколов различных заседаний, встреч,
советов, педсоветов по вопросам, относящимся
к компетенции социального педагога.
Все это, кроме планов и отчетов, — рабочая
документация, не подлежащая официальному
контролю.
ОЦЕНКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Основные направления оценки эффективности
работы социального педагога:
• соотнесение имеющихся социально-педагогических
проблем и результатов их решения;
• динамика включенности детей и взрослых
в социально ценные виды деятельности;
• динамика изменения отношения участников
образовательного процесса к базовым
социальным ценностям;
• динамика социально-педагогических
условий обеспечения жизнедеятельности
коллектива учреждения;
• динамика социально-психологической
обстановки в социальной среде, микроклимате;
• развитие социальной инициативы детей
и взрослых;
• состояние документации социального
педагога;
• профессиональный рост социального
педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика.
М., 1999.
2. Куличенко Р.М. Профессиональное становление
социального педагога. М., 1998.
3. Капустина З. О проектировании и моделировании
деятельности социального педагога в
образовательном учреждении // Воспитание
школьников. 2002. № 2.
4. Методика и технология работы социального
педагога/Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В.
Мардахаевой. М., 2002.
5. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика.
М., 2003.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.,
1999.
7. Социальная педагогика: Учеб. пособие
для студентов вузов / Под ред. В.А. Никитина.
М., 2000.
8. Социальная педагогика: Курс лекций
/ Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2000.
9. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная
этика социальной работы: Учебник. М., 1998.