Содержание работы социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебных заведениях и по месту жительства обучающихся. Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому значительное место в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся, социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портреты.

Содержание работы

1. Содержание работы социального педагога
2. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога
- документация социального педагога
- оценка работы социального педагога
3. Литература

Файлы: 1 файл

К.р. по соц. педагогике.docx

— 22.24 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 
1. Содержание работы социального  педагога 
2. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога 
- документация социального педагога 
- оценка работы социального педагога 
3. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1. Содержание работы социального  педагога 
 
Социальный педагог с основами юридических, медицинских, психологических знаний востребован в образовательных учреждениях, где возникает множество проблем за пределами учебного процесса. 
 
Содержание работы социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебных заведениях и по месту жительства обучающихся. Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому значительное место в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся, социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонение в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портреты. Поэтому в методическом балансе социального педагога важную роль играют диагностические методики: тесты, опросники и др. 
 
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Большое значение имеют отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и пр., которые всегда имеются в наличии в образовательном учреждении. Ис- 
 
пользуются также специфические методы социальной работы, такие как метод социальной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды. 
 
Любое исследование начинается с предварительного обоснования необходимости, задач, прогноза результатов, составления плана-графика, нормативного дополнения в виде приказа или распоряжения руководителя учреждения, инструкции, информационных сообщений, разъяснений. 
 
Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем, обеспечивает социальную помощь и поддержку, использует всю совокупность правовых возможностей средств. 
 
Социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. 
 
Он устанавливает контакт с семьей, побуждает ее к участию в совместном решении проблемы, помогает людям использовать собственные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для преодоления трудностей. 
 
Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов-психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района города, учреждений и общественных объединений, хорошее знание структуры 
 
и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечении, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и другими видами помощи. 
 
Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по использованию имущества и ценных бумаг обучающихся сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образовательного учреждения того или иного обучающегося в судебных или административных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим 
 
в ТЖС. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помощи, реализации прав и свобод граждан. 
 
Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и развитие социально-ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальной инициативы, мероприятий, акций, социальных проектов и программ. 
 
Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирование, развитие готовности и способности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях является насущной задачей в воспитательной работе 
 
образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. 
 
Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-социальный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми и др., все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению ребенка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере. 
 
Основной целью социального работника в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через создание в образовательных учреждениях интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-юношеских общественных объединений. Для этого социальный педагог проводит большую работу: 
 
• по разъяснению государственной политики в области детско-юношеского движения, оказанию помощи в проектировании деятельности детско-юношеских общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены; 
 
• разработке и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной 
 
работы с учащимися образовательных школ и профессиональных училищ; 
 
• созданию эффективной системы материально-финансовой, организационной, юридической, научно-методической и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в образовательных учреждениях, обеспечению бюджетного финансирования, организации и координации детско-юношеского движения; 
 
• установлению контактов с детскими и молодежными общественными объединениями, в том числе через организацию международных и внутриукраинских обменов представителями детско-юношеских движений; 
 
• решению вопросов занятости детей, молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений; 
 
• содействию молодежному предпринимательству; 
 
• совершенствованию системы эстетического воспитания детей, развитию профессионального и самодеятельного художественного творчества молодежи; 
 
• поддержке талантливой молодежи, творчески способных детей в реализации их собственной художественной и созидательной природы. 
 
Социальный педагог разрабатывает и доводит до принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы, оказывает методическую и организационную помощь инициативным группам, общественности, детям и 
 
взрослым. 
 
Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, добивается общественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь, иногда вовлекает коммерческие структуры для финансирования деятельности социально-педагогических проектов. Поиск финансовых средств для внедрения проектов и программ также входит в деятельность социального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом. 
 
Содержание профессиональной деятельности социального педагога необычно и не вписывается ни в какие схемы, поэтому большое значение придается личности социального педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам. 
 
Вся его деятельность должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде. 
 
Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее общественным признанием. 
2. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога 
 
Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе профессиональных принципов: 
 
• профессиональная компетентность — это глубокая осведомленность специалиста об условиях и способах решения возникающих проблем и умение профессионально реализовать свои знания на практике; 
 
• стимулирование активности — побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для решения поставленной задачи; 
 
• единство и правильное соотношение полномочий и ответственности, прав и обязанностей специалиста; 
 
• комплексный подход, который обеспечивает всесторонность воздействия, служит заслоном против ведомственности и ограниченности в работе; 
 
• целенаправленность придает деятельности определенную перспективу, позволяет спрогнозировать результат и выработать конкретную программу действий. 
 
Обязанности и права специалиста определяются квалификационной характеристикой должности. Такая квалификационная характеристика готовится государственными органами ведомственного управления на основе обобщения функций в реальном опыте многих специалистов. Однако нет ни одного документа, в котором четко зафиксированы профессиональные права специалиста. Поэтому социальный педагог действует в правовом поле современного законодательства, присваивая себе фактические права, вытекающие из необходимости качественного выполнения своих профессиональных обязанностей и этического профессионального кодекса социального работника. 
 
Для выполнения своих обязанностей социальный педагог и социальный работник широко используют права: 
 
• представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти; 
 
• вести государственную или частную социальную практику при наличии диплома о специальном образовании или сертификата специальности; 
 
• собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социальные опросы населения, диагностические исследования; 
 
• делать официальные запросы в общественные организации государственных учреждений с просьбой о решении личных и социальных проблем клиентов; 
 
• информировать государственные органы о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности; 
 
• вносить предложения предприятиям и учреждениям, коммерческим структурам и общественным объединениям о поощрении родителей, семей, волонтеров социальной работы за социальную инициативу и активность; 
 
• вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации; 
 
• возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решение конкретных социальных проблем. 
 
Главная задача социального педагога — создание личностно-утверждающей ситуации, которая актуализирует силы саморазвития личности ребенка. Достоинство ситуации как метода воспитания в том, что ее нельзя создать для некого усредненного ребенка или класса. Личностно-утверждающая ситуация для каждой конкретной личности своя. В ситуации можно выявить наиболее скрытую информацию о внутреннем мире ребенка, которую трудно или просто невозможно получить с помощью анкет, интервью, наблюдений. 
 
Личностный подход способен осуществлять лишь тот социальный педагог, который обладает необходимым набором личностных установок, таких как: эмпатийность, вера в возможности и способности каждого ребенка, открытость, отношение к ребенку как к уникальной личности. 
 
Результаты личностно ориентированного воспитания выражаются в отношении социального педагога и воспитанника к общей деятельности, сотрудничеству, друг к другу, в психологическом самочувствии, самооценке, росте личностных достижений каждого. 
 
Законодательную, нормативно-правовую базу социального педагога в Украине, как и в любом другом государстве, определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней, в соответствии с субъектами их издания: 
 
1) международные документы, важнейшим из которых является Конвенция ООН о правах ребенка 1995 г.; 
 
2) украинские документы государственного значения (Конституция Украины, Гражданский, Семейный, Уголовный кодексы, трудовое законодательство, законы Украины); 
 
3) значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы Украины, в которой он проживает и работает; 
 
4) документы муниципальных образований (обычно для социального педагога имеют значение приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления); 
 
5) внутриучрежденческие документы. 
 
Проблема определения нормативных прав поля деятельности социального педагога сопрягается с проблемой определения принадлежности института, чьи интересы защищаются социальным педагогом. 
 
ДОКУМЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 
 
Система документирования получила название делопроизводства, что включает создание документов, работу с ними, хранение. 
 
Делопроизводство социального педагога складывается: 
 
• из нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждения и специалиста; 
 
• годовых, ежемесячных, еженедельных планов работы; 
 
• договоров, соглашений, актов обследования; 
 
• личных текущих записей; 
 
• переписки с учреждениями и организациями, участвующими в решении проблем; 
 
• отчетов; 
 
• аналитических справок и отчетов; 
 
• медико-психолого-педагогических характеристик отдельных учащихся, с которыми ведется индивидуальная работа; 
 
• протоколов различных заседаний, встреч, советов, педсоветов по вопросам, относящимся к компетенции социального педагога. 
 
Все это, кроме планов и отчетов, — рабочая документация, не подлежащая официальному контролю. 
 
ОЦЕНКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 
 
Основные направления оценки эффективности работы социального педагога: 
 
• соотнесение имеющихся социально-педагогических проблем и результатов их решения; 
 
• динамика включенности детей и взрослых в социально ценные виды деятельности; 
 
• динамика изменения отношения участников образовательного процесса к базовым социальным ценностям; 
 
• динамика социально-педагогических условий обеспечения жизнедеятельности коллектива учреждения; 
 
• динамика социально-психологической обстановки в социальной среде, микроклимате; 
 
• развитие социальной инициативы детей и взрослых; 
 
• состояние документации социального педагога; 
 
• профессиональный рост социального педагога. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М., 1999. 
 
2. Куличенко Р.М. Профессиональное становление социального педагога. М., 1998. 
 
3. Капустина З. О проектировании и моделировании деятельности социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. 2002. № 2. 
 
4. Методика и технология работы социального педагога/Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаевой. М., 2002. 
 
5. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. М., 2003. 
 
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. 
 
7. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000. 
 
8. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2000.  
 
9. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. М., 1998.


Информация о работе Содержание работы социального педагога