Сокращение рекреационных зон (зон культуры и отдыха) в Саратовской области, на примере Парка им. Горького

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Саратовская область является не только одной из крупных административно-территориальных единиц России, но и занимает 4 место в поволжском регионе по вредным выбросам в атмосферу и сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы. В Саратовской области, но и как в теме заявлено, мы рассматриваем Парк отдыха и культуры им. Горького, происходит интенсивное уничтожение и поглощение природных ресурсов нашей области (земельных, атмосферных, леса, растительный и животный мир, охраняемые природные территории).

Файлы: 1 файл

Раздел 1 методологический.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
Высшего профессионального образования  
САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

Кафедра: Истории и социологии политики.

Курсовая  работа

 

Сокращение  рекреационных зон (зон культуры и отдыха) в Саратовской области, на примере Парка им. Горького

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса 2 группы

очного отделения  ЮИПА

Плаксина М.М.

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Ромащенко  Л.С.

 

 

 

 

Саратов, 2011

 

Оглавление

 

Раздел 1. Методологический.

Актуальность работы.

Саратовская область  является не только одной из крупных  административно-территориальных единиц России, но и занимает 4 место в  поволжском регионе по вредным выбросам в атмосферу и сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы. В Саратовской области, но и  как в теме заявлено, мы рассматриваем Парк отдыха и культуры им. Горького, происходит интенсивное уничтожение и поглощение природных ресурсов нашей области (земельных, атмосферных, леса, растительный и животный мир, охраняемые природные территории).

Земельные ресурсы: В нашей области и в частности в городе, происходят эксплуатация земельного фонда, что приводит не только к потере почвенных ресурсов, но и к ухудшению экологической обстановки социально-экономической ситуации и устойчивости производства. В настоящее время около 60% всех пахотных земель подвержены эрозионным процессам, 33% — потенциально опасны в этом отношении проявлении процессов деградации земель.1  Происходит уничтожение почвенно-растительного покрова промышленным и коммунальным строительством, разработкой карьеров, технологические и аварийные промышленные выбросы, сброс сточных вод. Особую тревогу вызывают предприятия нефтегазодобывающего комплекса области. В результате всего вышесказанного эрозии с каждого гектара ежегодно теряется 300-400 кг гумуса.

Атмосферный воздух:  главные загрязнители атмосферы  — это предприятия электроэнергетики, химического и нефтехимической  промышленности, топливно-энергитического  комплекса, концернов «Газпром», «Цемент» и другие строительные комплексы нашего города. Постоянным источником загрязнения атмосферы является автотранспорт, вклад которого в общий объем выбросов составляет около 40%, а в городе до 80%.1

Леса, растительный и животный мир, охраняемые природные территории: по данным, методического пособия Тупиков, рассматривает, что наши леса, являясь основным экологическим «легким» нашей области, сами нуждаются в серьезном лечении: необходим санитарно-профилактический уход за лесопосадками. Многие лесонасаждения требуют противопожарной профилактике. Конечно, и не благополучны санитарно-гигиенические лесонасаждения на территории пригорода, города, лесопарковых зон. Наша область богата различными видами растительного и животного мира. Среди них немало редких и ценных. Тридцать видов растений, 4 вида млекопитающих, 23 вида птиц и 3 вида рыб занесены в Красную книгу Российской федерации. Однако из-за чрезмерной добычи, захвата, браконьерства, нарушения или уничтожение среды обитания происходит обеднение дикой и городской фауны области и города.

Поэтому, исходя из вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что в нашей  области в городе происходит самовольных  захват территории, где находится  много полезной микрофауны и земельных  и растительных ресурсов, которые помогают поддерживать экологическое состояние среды обитания для человека. Но, к сожалению, этого никто не хочет понимать и поэтому мы выдвигаем следующие цели нашей работы.

Цели нашей работы.

  • Донести до людей, что состояние нашей области и городе оставляет желать лучшего;
  • Исследовать самый крупный городской парк нашего города и узнать сколько же в нем изменилось за последнее время его насаждений и предпринимаются ли какие попытки по его восстановлению земельных и водных ресурсов;
  • Узнать насколько законодательство РФ и Саратовской области регулирует вопросы о ведение Природного состояния города и области;
  • Попробовать совместными усилиями поддерживать операции «Мы за чистый город», которые ежегодно проводятся в нашем городе жителями районов и областей, и сделать их не ежегодными, а ежемесячными.

Гипотезы.

  1. Мы считаем, что в Саратовской области и в нашем городе, в частности, идет сокращение рекреационных зон.
  2. Мы считаем, что наше законодательство и должностные лица города не как не регулируют и не принимают участие в решении той проблемы, что мы заявили.
  3. Мы считаем, что те изменения, которые происходят в окружающей среде нашей области не изменить даже силами жителей.

Объект исследования.

  • Исследование местности и области Городского парка с момента ее основания и по сегодняшний день;
  • Благоприятные условия города и области;
  • Изменения благоприятных условий для жизни города и области.

Предмет исследования.

  • Городской парк г. Саратова;
  • Окружающая среда Саратовской области и г. Саратов.

Задачи исследования.

  • Выяснение природных ценностей, природных исходя из потребностей человека, его интересов, здоровья и культуры природного пользования;
  • Выявление проблем отношения «природа-человек» на примере Городского парка г. Саратова;
  • Разработка методов, средств и правил сохранения рекреационных зон в Саратовской области;
  • Анализ результатов исследований, обработка полученной информации.

Основные понятия.1

  • Культура ¾ возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание ¾ исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
  • Ландшафт ¾ природный географический комплекс, определяемый как сравнительно небольшой специфичный и однородный участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами.
  • Мониторинг ¾ наблюдение и контроль за изменениями состояния окружающей среды под влиянием человеческой деятельности, предупреждение о явлениях, неблагоприятных для жизни, здоровья и производственной деятельности людей.
  • Окружающая среда ¾ среда обитания и производственной деятельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы. Складывается из природной среды и социосферы.
  • Потребность человека ¾ состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
  • Растения ¾ автотрофные (потребляющие органические вещества, полученные путем преобразования из неорганических) живые организмы, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих обычно из целлюлозы.
  • Социальная экология ¾ комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) и личности с природной и социальной средой.
  • Среда ¾ вещество или пространство, окружающее данный объект.
  • Среда обитания человека ¾ природные тела или явления, с которыми организм человека находится во взаимоотношениях; совокупность природных, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека.
  • Ценность ¾ положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Методический.

Респонденты.

Респондентами нашей исследовательской работы является отдыхающие на территории Городского парка им. Горького в возрасте:

  1. От 17 до 20 лет;
  2. От 40 лет и старше.

Так как вид  нашего исследования пилотажный (пробный), то количество опрашиваемых человек  ограничивается до 30.

Методы, используемые в социологическом исследовании.

  1. Метод анализа документов – традиционный;
  2. Метода опроса – интервьюирование;
  3. Метод экспертных оценок – очное.

Инструментарий.

  • Метод анализа документов: в нашем исследовании в основном преобладали учебники экологии и социальной экологии, в которых были изложены вопросы, затрагивающие нашу тему. Учебно-методические пособия помогали нам посмотреть, как на практике рассматривают вопросы сокращения зон отдыха и культуры в Саратовской области, а так же выявили не только сокращение рекреационных зон, но и вместе с тем зоны окружающей среды (растений и животных). Также мы использовали российское законодательство, конкретно ФЗ «Об охране окружающей среды», где были прописаны статьи о Парках, находящихся под охраной и которые нельзя разрушать, а наоборот охранять. Так же мы использовали Уголовный кодекс РФ ст.ст. 259 и 2621, в которых сказано за уничтожение и нарушение режима парков и других охраняемых государством природных территорий несут за это ответственность.
  • Метод опроса: инструмент интервью. Мы задавали вопросы у 30 человек, которые находились в парке, исходящие из целей нашего исследования. В зависимости от количества респондентов интервью было групповым.
  • Метод экспертных оценок: мы использовали очное интервьюирование с учителем экологии, задавали ей вопросы, которые мы использовали в интервью для обычных отдыхающих Парка им. Горького.

Интервью.

  1. С какого возраста вы посещаете городской парк?
  2. Как часто вы посещаете его?
  3. Замечаете ли Вы негативные изменения в нем?
  4. По-вашему мнению, строительство домов, кафе на территории Парка положительны или отрицательны?
  5. Замечаете ли вы сужение зоны отдыха?
  6. Хотели бы Вы увеличить природную зону парка или, наоборот, уменьшить?
  7. Будите ли Вы поддерживать и участвовать в программе «Мы за чистый город»?
  8. На ваш взгляд нужен ли парк в центре города? Или его стоит убрать?
  9. По-вашему мнению администрация города специально не регулируют вопрос о застройке «зеленой зоны»?

Экспертная оценка.

Мы задали вопросы учителю экологии МОУ СОШ № 51 Дягилевой С.В., которую тоже затрагивала эта проблема. Она ответила, что Городского парк им. Горького – это охраняемая территория внутри города, которая предназначена для отдыха и частоты окружающей среды. Но власти не соблюдают ФЗ «Об охране окружающей среды». Учитель показала нам выдержки из Федерального закона и указала на ст. 601, что природные парки и памятники природы занесены в Красную книгу РФ и Красную книгу субъектов РФ должны находиться под охраной государства в интересах настоящего и будущего поколения людей, также изъятие земель природного фонда РФ запрещено!

Также национальные парки, на их территориях запрещена хозяйственная и иная деятельность противоречащая целям и задачам парка, либо причиняющая вред окружающей среде. Охрана зеленых зон должна тщательно охраняться Правительством Саратовской области, так как именно оно по вышесказанному ФЗ образуют внутригородские парки культуры и отдыха.

Эксперт, высказав свое мнение о деятельности Правительства, о его не компетенции и не следованию закону, также выразил недоверие к чиновникам, которые дают разрешение на строительство домой и кафетерий на территории Городского парка. Так как именно они уменьшают общую площадь зеленных насаждений, уменьшают редкие растения.

Эколог очень  хорошо подметил, что в наших областных  лесах и Городском парке, в  частности, было множество грызунов, а конкретно белок. И сегодня с урбанизацией города и области, загазованностью эти виды животных с огромной прогрессией погибают, не только животных, но и растения. А также сужается зона культуры и отдыха на территории города, которая очень необходима для городского человека в условиях застроек, заводов и магистралей.

Задав вопрос, о  программе «Мы за чистый город», эксперт с удовольствием согласилась  в нем поучаствовать, но делает она  это не в первые, и даже согласилась  с одной из нашей целью исследования, что нужно проводить такие программы не только раз в год, а ежемесячно.

Раздел 3. Организационный.

Рабочий план

Наименование  процедуры

Исполнение

Сроки исполнения

2011 год

Примечание

1

Постановка  целей и задач

Савенко А.

5-8 сентября

 

2

Определение предмета социологического исследования

Мирошниченко  С.

Видергольд  Г.

5-8 сентября

 

3

Определение объекта  социологического исследования

Плаксина М.

Савенко А.

Видергольд  Г.

5-8 сентября

 

4

Определение гипотез  социологического исследования

Плаксина М.

Савенко А.

5-8 сентября

 

5

Выявление основных понятий социологического исследования

Плаксина М.

Савенко А.

Мирошниченко  С.

Видергольд  Г.

9-11 сентября

 

6

Сбор основной информации

Плаксина М.

Савенко А.

Мирошниченко  С.

Видергольд  Г.

С 30 сентября по 16 октября

 

7

Составление вопросов интервью

 

Плаксина М.

Савенко А.

Мирошниченко  С.

1-6 ноября

 

8

Интервьюирование

Плаксина М.

Савенко А.

14-27 ноября

 

9

Подведение  итогов. Завершение Социологического исследования.

Плаксина М.

Савенко А.

Мирошниченко  С.

Видергольд  Г.

5 декабря

 

10

Отчет заказчику  о проделанной работе.

Плаксина М.

Савенко А.

Мирошниченко  С.

Видергольд  Г.

5 декабря

 

Информация о работе Сокращение рекреационных зон (зон культуры и отдыха) в Саратовской области, на примере Парка им. Горького