Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 19:46, реферат
Как любая наука социология проходит процесс институционализации, т. е. выделяются признаки, согласно которым образуется структура социологии.
По масштабу изучаемых социальных явлений социология делится на макросоциологию и микросоциологию.
Далее мы более подробно рассмотрим взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней познания и понятие макро- и микросоциологии их единство и взаимосвязь.
1. Введение
2.Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней познания
3. Понятие макросоциологии
4. Понятие микросоциологии
5. Их единство, взаимосвязь
6. Список литературы
1. Введение
2.Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней познания
3. Понятие макросоциологии
4. Понятие микросоциологии
5. Их единство, взаимосвязь
6. Список литературы
Термин социология – производное от двух слов: лат. Societas – общество и греч. Iogo – слово, понятие, учение, т. е. Социология это наука об обществе.
Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология – это наука обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личности, социальные общности, институты.
Как любая наука социология проходит процесс институционализации, т. е. выделяются признаки, согласно которым образуется структура социологии.
По масштабу изучаемых социальных явлений социология делится на макросоциологию и микросоциологию.
Далее мы более подробно рассмотрим взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней познания и понятие макро- и микросоциологии их единство и взаимосвязь.
Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней познания
Выделяют два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремится ответить на вопрос: ”что и как изучается?”. Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.
Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: ”для чего изучается?”.
Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций – к прикладной социологии.
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня – понятие, введенное Робертом Мертоном, американским социологом, в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.
Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей: 1) между обществом и данной сферой общественной жизни; 2) внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни. Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, то есть используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.
В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.), теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, энтосов и т.п.) и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).
Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования.
Понятие макросоциологии
Макросоциология изучает социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы в них происходящие. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, — это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами.
Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом.
Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. В ней оперируют понятиями: общество, культура, социальный институт, социальная система и структура, глобальные социальные процессы и пр.
Макросоциологи полагают, что общество первично, а индивид - вторичен (он таков, каково общество, в котором он родился и сформировался). Предметом макросоциологии являются над индивидуальные структуры. Макросоциология тяготеет к социально-философской традиции, является в основном теоретической, предметно-ориентированной. Но имеет и прикладную функцию: совершенствование общества через его реформации, содействие стабилизации, упорядоченности общественной жизни.
Понятие микросоциологии
Микросоциология уделяет большое внимание анализу количественной стороны психологических отношений людей, которые определяются социометристами в терминах безразличия, симпатии (притяжения) и антипатии (отталкивания).
Для определения параметров психологического взаимодействия людей в больших группах Морено пользовался понятием «психосоциальных сетей», которые, по его мнению, объединяют самые сложные линии взаимоотношений микроэлементов общества. К этим микроэлементам он относил в первую очередь так называемый социальный атом – непосредственной сосуществование индивидов, которое он считал наименьшим элементом общества.
Их единство, различие, взаимосвязь
Социология как наука сформировалась и в первые десятилетия своего существования развивалась в Европе как макросоциология, претендующая на раскрытие глобальных законов. Но вскоре появилась так называемая микросоциология, отказавшаяся от философствования об обществе вообще, занявшаяся изучением поведения индивидов в различных социальных условиях, мотивации их поступков, механизмов межличностных взаимодействий и другой конкретной проблематики. С тех пор развитие социологии шло по двум параллельным курсам, которые слабо коррелировались друг с другом.
Макросоциологи оперировали понятиями «общество», «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «цивилизация», «культура», «массовые социальные процессы» и т.п., то есть абстрактными категориями. Микросоциологи предпочитали рассуждать о стимулах поведения людей и их реакциях, факторах, предопределяющих их конкретные поступки, динамике показателей социальной жизнедеятельности индивидов, норме и патологии их поведения и т.п. Принято думать, что развитие макросоциологии привело к формированию современной теоретической социологии, а микросоциологии – эмпирической (прикладной) социологии. Такая оценка не лишена основания, но не может быть признана в полной мере истинной. И в макросоциологии, и в микросоциологии есть как теоретический, так и эмпирический уровень. Макросоциологи (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Теннис, П. Сорокин и др.) активно занимались эмпирическими социологическими исследованиями, а микросоциологи (например, представители американской социологической школы) стали основателями важнейших социологических теорий.
Принципиальное различие макро- и микросоциологии заключено в другом – в разном понимании предназначения социологии, ее предметной области и исследовательских методов. Поэтому происходящее ныне сближение микро- и макросоциологии весьма значимо для современного понимания ее объекта, предмета и всех прочих атрибутов.
Это сближение выражается в том, что и макротеоретики, и микротеоретики все более солидаризируются друг с другом в признании того, что социальная форма материи имеет первичную «клетку» (социальный атом), с изучения которой следует начинать социологический анализ, как общества, так и поведения конкретных людей. Разные теоретики представляют эту «клеточку» не однозначно. Существует два основных варианта ее трактовок.
В первом речь идет об актах действий социального «актора», т.е. активно и творчески действующего субъекта, включенного в систему разнообразных (в т.ч. очных и заочных) социальных отношений. Началу теоретизирования в данном плане положили К. Маркс, обосновавший тезис о преобразующей общество деятельности социальных субъектов, и М. Вебер, создавший концепцию социального действия человека. Заметный вклад в развитие этих идей внесли Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Бакли, М. Арчер, Э. Гидденс, А. Турен, П. Бурдье, П. Монсон, П. Штомпка и многие другие социологи. По их мнению, с которым трудно не согласиться, практическая деятельность людей:
первооснова общественной жизни, главный источник ее возникновения, сохранения и изменения;
обусловлена реально сложившимися в обществе социальными, а также экономическими, политическими, духовными отношениями, включенностью личности в их систему;
выражает сущность действующего субъекта, его социальные роли и социальный статус;
изменяет субъекта, содействует его самореализации;
в чем-то преобразует общественные отношения или консервирует их;
трансформируется на каждом цикле перемен самого субъекта и общественных отношений, задавая тем самым импульс очередному циклу социальных изменений.
Анализ актов социальных действий «акторов» (индивидов, их групп, партий, классов, этносов, классовых движений и др.) понимается многими, но не всеми, в качестве фундаментальной задачи социологической науки. Ее решение обеспечивает слияние макро- и микросоциологии в принципиально единое знание об обществе, ибо исследование актов социальных действий «акторов» открывает путь к познанию закономерностей не только поведения людей, но также развития и функционирования надличностных структур общества.
Второй вариант трактовок «первичной клеточки» социальных отношений связан с ее поиском среди имманентно присущих любому обществу явлений. Начало таким рассуждениям положили Г. Зиммель, Ф. Теннис и А. Фиркандт, считавшие основной задачей социологии изучение извечных форм человеческого общежития.
В современной российской
социологии эта позиция ярче
всего выражена В.А. Ядовым. По его аргументированному
мнению, ":в качестве ключевой, основополагающей
категории социологического анализа"
должна быть признана "социальная общность",
под которой подразумевается ":такая
взаимосвязь человеческих индивидов,
которая обусловлена общностью их интересов
благодаря сходству условий бытия и деятельности
людей, составляющих данную общность,
их материальной, производственной и иной
деятельности, близости их взглядов, верований,
их субъективных представлений о целях
и средствах деятельности".
Социальной
общностью В.А. Ядов называет "все: устойчивые
формы самоорганизации социального субъекта,
:различающиеся пространственно-временными
масштабами и содержанием объединяющих
их интересов" - семьи, поселения, социодемографические
и социально-профессиональные группы,
классы, этносы, государства, человечество
в целом, "а также малые недолговременные
групповые образования".
Важно заметить,
что социальные общности возникают под
воздействием, с одной стороны, деятельности
людей, а с другой - сложившихся в обществе
структур и социальных институтов. Но,
возникнув, они влияют на функционирование
и развитие общественных отношений, всей
их системы, образующей общество. Поэтому
понимание социологии как науки, изучающей,
прежде всего, наличествующие в обществе
социальные общности людей:
· устраняет былое противостояние
микро- и макросоциологии;
· уточняет предмет социологии
как синтеза макро- и микросоциологии.
Обобщая ранее сказанное, социологию можно
определить как науку о социальных действиях,
поведении людей и их групп, изучающую
закономерности формирования, функционирования
и изменения социальных общностей, отношений
между ними, социальных институтов, общественных
систем и их структур, взаимозависимость
субъектов социальной жизни, их жизненных
сил по поводу жизненного пространства,
средств жизнеосуществления.
Данное определение
не отменяет необходимости специализации
социологов на исследовании макро- и микросоциальной
проблематики, целесообразности использования
ими различных методологических подходов
к изучаемым явлениям и процессам, учета
национально-культурной и социально-территориальной
специфики общественного развития.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов. Макро- и микросоциология изучают закономерности общественного развития и социального взаимодействия, процессы взаимовлияния на уровне «личность и общество». Именно в связи с этим формируется сложный мир социальных отношений и взаимодействий, изучению которого посвящают свою жизнь социологи, пытаясь раскрыть тайну организации и функционирования такого сложного конструкта, как общество.