Соотношение мировой политики и экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольно-курсовой работы – изучить соотношение мировой политики и экономики.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
- изучить взаимодействие политики и экономики
- рассмотреть эволюцию роли политики в экономике
- рассмотреть международный характер политики и экономики

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……….….3
1. Взаимодействие политики и экономики………………………….…..………4
2. Эволюция роли политики в экономике……………………………………….9
3. Международный характер политики и экономики…………………..….….13
4. Экономическая политика государства…………………………………..…..15
5. Внешнеэкономическая политика государства…………………….……...…17
Заключение…………………………………………………………………….…22
Библиографический список …………………………………..…………..….…

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………….……….….3

1. Взаимодействие политики  и экономики………………………….…..………4

2. Эволюция роли политики  в экономике……………………………………….9

3. Международный характер  политики и экономики…………………..….….13

4. Экономическая политика  государства…………………………………..…..15

5. Внешнеэкономическая политика  государства…………………….……...…17

Заключение…………………………………………………………………….…22

Библиографический список …………………………………..…………..….…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема контрольно-курсовой работы – соотношение мировой  политики и экономики.

Тема является актуальной, так как, несмотря на то, что она  хорошо раскрыта как отечественными, так и зарубежными исследователями, нуждается в разработке.

Объектом контрольно-курсовой работы является соотношение мировой  политики и экономики.

Предметом работы являются особенности и характер взаимосвязи  политики и экономики.

Цель контрольно-курсовой работы – изучить соотношение  мировой политики и экономики.

Для достижения цели был  поставлен ряд задач:

- изучить взаимодействие  политики и экономики

- рассмотреть эволюцию  роли политики в экономике

- рассмотреть международный  характер политики и экономики

- изучить экономическую  политику государства

-проанализировать внешнеэкономическую   политику государства

 

 

 

1.Взаимодействие политики и  экономики

Взаимодействие  политики и экономики играет решающую роль в развитии любого общества. Вместе с увеличивающимися масштабами экономической сферы, усложнением и углублением экономических отношений в обществе возрастает и воздействие политики на экономическую жизнь общества. Особую остроту проблема взаимоотношения политики и экономики приобретает в периоды глубокой ломки общественных отношений, социальной структуры, представлений и ценностей общественного сознания.1

Политика - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или завоевания ее специфическими методами.

Предназначение  политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или  иных социально-классовых интересов, но и выполнять функцию регулирования  и установления порядка социальных процессов и отношений, условий  материального общественного производства, совместного труда.

Экономика - исторически определенная совокупность общественно-производственных отношений. Определяющим элементом экономики  являются отношения собственности на средства производства и зависящие от них положение и отношения людей в процессе производства, их взаимный обмен деятельностью, отношения распределения. Под экономикой подразумевается также совокупность отраслей народного хозяйства.

Отсюда, экономика страны - это единый народно-хозяйственный  комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена. Иначе можно сказать, что экономика, экономическая деятельность есть сфера материального самообеспечения человеком и обществом своего существования, жизни.

Главным институтом политической системы является государство, отличительной чертой которого является суверенность. Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Экономическое развитие конкретной страны измеряется с помощью таких показателей, как валовой доход на душу населения, распределение доходов между различными группами населения, то что выступает в качестве критериев политической зрелости общества.

               Люди живут не изолированно, а  в сообществе, где они зависят  друг от друга, когда занимаются  экономической деятельностью. Существует  три главных фактора производства: труд, капитал и природные ресурсы.  Положение людей в обществе и их взаимоотношения в значительной степени определяются их отношением к этим различным факторам производства. У тех, кто имеет капитал, иное общественное положение, чем у тех, кто продает свою рабочую силу. Во все времена большая часть политических и экономических дискуссий и анализов была посвящена как раз этому вопросу: как владение и использование средств производства разделяют людей на различные общественные классы.2

Взаимосвязь политики и экономики  определяется и формируется классовыми и вообще социальными интересами взаимоотношениями людей. Сами политические проблемы, связанные с влиянием на государственную власть разных социальных слоев и групп, политических и общественных организаций и движений, партий, с конкуренцией между ними - все это, в конечном счете, сводится к взаимоотношению экономических интересов.

Понимание экономических взаимосвязей дает возможность изменить условия  нашей жизни, добиваться ее улучшения. Наша повседневная жизнь, хотим мы того или нет, наше собственное положение, наша жизненная ситуация, зависят от заработной платы и цен, квартирной платы и налогов, прибылей и инвестиций, безработицы и инфляции. Именно эти явления называются макроэкономикой. Если мы не влияем на эти явления и не понимаем их, то принимать решения всегда будет та или иная небольшая группа так называемых “экспертов”- экономистов. Эти экономисты представляют интересы различных групп, социальных слоев, классов и обычно спорят друг с другом.

Процессы и явления, происходящие в макроэкономике, решения и действия, влияющие на них, имеют прямые политические последствия. Политические деятели и политические движения заинтересованы в том, чтобы дать экономическое объяснение своей политики и оснастить ее “научной” аргументацией.

Экономическая постановка вопроса - как  производятся и распределяются материальные блага - затрагивает основы жизненных отношений. И здесь вопросы и ответы на них по-разному оцениваются людьми, классами, социальными группами поскольку затрагиваются их жизненные интересы. Проблема взаимосвязи политики и экономики наиболее полное свое содержание раскрывает в понятии экономическая политика.

Экономическая политика - это система  экономических мероприятий государства; совокупность целей, средств, задач, мероприятий  по направленному воздействию на развитие экономики. Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Даже свободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себя ответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основы рыночной экономики. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Чисто рыночное распределение не гарантирует право на стандартное благосостояние, без чего нет демократического общества. Кроме того, рыночный механизм не обеспечивает работой всех, кто может и хочет работать. Стратегические прорывы в науке, технологии, структурные преобразования в экономике не могут быть осуществлены без участия государства, как не могут быть решены без него и региональные проблемы. Негативные последствия рыночного механизма (монополизм, инфляция и др.) также требуют вмешательства государства. Следовательно, рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способно осуществить только государство.

Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания  экономической стабильности, макроэкономического  равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма.3

В современном мире экономическая  роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение в количественном росте государственных расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта - это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой, прежде всего, совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что "разбухание" государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Эволюция роли политики  в экономике

 

«Хорошее государство не роскошь, а насущная необходимость для  развития», - констатируется в докладе Мирового банка (1997 г.). В 90-х гг. стал очевиден пересмотр значения государства в экономическом развитии. Сегодня более пристальное внимание к роли государства обусловлено драматическими преобразованиями в мировой экономике, коренным образом изменившими среду, в которой действует государство. Теперь оно, реализуя стратегию национального хозяйственного роста, все более должно принимать во внимание и глобальную экономическую систему. Миропорядок стремительно меняется, и власть, не сумев адаптироваться, рискует потерять (или существенно снизить) возможность управлять как социально-экономическими процессами в национальной экономике, так и позициями своей страны в мировом хозяйстве.

Активное формирование глобального  частного предпринимательства дает новое содержание понятию экономического роста. Функция поддержания экономического и социального равновесия, изначально присущая государству, заставляет видеть в нем относительно независимую силу, определяющую основные направления развития.

Соотношение «государство - частное  предпринимательство» существенно меняется. Оценка участия государства в экономике пережила периоды от преклонения перед его возможностями в начале 50-х гг., после краха колониализма и становления социалистической системы, до отрицания его позитивной роли в хозяйственной динамике в 80-х гг. Характерно, что оба этих крайних варианта связаны с влиянием советского опыта. Большинство развивающихся стран Азии, Среднего Востока и Африки вышли из колониального периода с сильной верой в экономическое развитие при доминировании государства. Государственный контроль по примеру Советского Союза был центральным для этой стратегии. Индустриализация в третьем мире была обусловлена надеждами в короткий срок преодолеть отставание на основе промышленного роста в условиях государства, ставшего экономическим лидером. Эта популярная в 50-70-х гг. политика строилась на принципах, типичных для советской экономики, хотя и не доведенных в большинстве развивающихся стран до полного огосударствления (там все заканчивалось крахом хозяйства и гражданскими войнами). Как правило, набор используемых методов включал планирование (в период после Второй мировой войны в этой группе стран было принято - и, соответственно, не выполнено - свыше 300 планов), существенное расширение государственной собственности, особенно в экономической инфраструктуре и промышленности, регулирование цен, контроль валютного курса и финансовых рынков. Правда, сохранял позиции частный сектор, привлекались иностранные инвестиции.

Развивающиеся страны добились заметных успехов в индустриализации, чему в немалой степени способствовало противостояние двух блоков, их борьба за влияние в третьем мире. Отсюда и межгосударственные программы помощи, активная политика кредитования, подготовки кадров со стороны международных организаций, не говоря о военных поставках. Во всяком случае, биполярный мир давал развивающимся странам определенные экономические преимущества «третьего радующегося».

Либерализация, означавшая по сути повышение  роли рыночных механизмов в развитии экономики и сокращение доли собственности государства, во многом стала результатом усилий экономистов чикагской школы. Им повезло: они были услышаны в правительственных структурах, что случается далеко не всегда, а в 80-е гг. их экономические модели были реализованы в развитых индустриальных странах под названиями «рейганомика» (США) и «тетчеризм» (Великобритания и другие страны Западной Европы). В развивающихся странах их активно проводили МБРР и МВФ. Все это было многократно усилено началом экономических реформ в странах Восточной Европы.

Информация о работе Соотношение мировой политики и экономики