Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:16, контрольная работа
Национально-этнические общности - большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада и др.). Такие признаки можно отнести к объективным индикаторам этничности. Отдельные индивиды или группы людей могут и не обладать какими-либо из этих признаков, но идентифицировать себя с определенным этносом.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Состав населения мира………………………………………………………4
1.1. Расовый этнический состав населения мира……………………………4
1.2. Религиозный состав населения мира…………………………………….5
1.3. Половозрастной состав населения мира…………………………………6
1.4. Образовательный состав населения мира……………………………….8
1.5. Профессиональный состав населения мира………………….10
2. Состав населения России…………………………………………………...11
2.1. Этнический состав населения России…………………………………..11
2.2. Религиозный состав населения России………………………………....15
2.3. Половозрастной состав населения России……………………………...17
2.4. Образовательный состав населения России…………………………...19
2.5. Профессиональный состав населения России…………………………20
3. Причина многонациональности в России………………………………..21
4. Проблемы межнациональных отношений……………………………….22
5. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления……………………………………………………………………..25
6. Национальный вопрос………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы…………………………………………………………….32
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Состав населения мира………………………………………………………4
1.1. Расовый этнический состав населения мира……………………………4
1.2. Религиозный состав населения мира…………………………………….5
1.3. Половозрастной состав населения мира…………………………………6
1.4. Образовательный состав населения мира……………………………….8
1.5. Профессиональный состав населения мира………………….10
2. Состав населения России…………………………………………………...11
2.1. Этнический состав населения России…………………………………..11
2.2. Религиозный
состав населения России…………………
2.3. Половозрастной состав населения России……………………………...17
2.4. Образовательный состав населения России…………………………...19
2.5. Профессиональный
состав населения России…………………
3. Причина многонациональности в России………………………………..21
4. Проблемы межнациональных отношений……………………………….22
5. Национализм. Межнациональные
конфликты и пути их преодоления…………………………………………………
6. Национальный вопрос………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Национально-этнические общности - большие социальные группы с характерными признаками (культура, язык, общая территория, религия, особенности психологического склада и др.). Такие признаки можно отнести к объективным индикаторам этничности. Отдельные индивиды или группы людей могут и не обладать какими-либо из этих признаков, но идентифицировать себя с определенным этносом. Основным фактором этнической самоидентификации является этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу.
В отличие от других больших социальных общностей (общая территория, профессия, уровень доходов, образование и т. д.) этнические общности более устойчивы.
Этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации. Человек может иметь или не иметь семью и друзей, работать или не работать в коллективе, иметь или не иметь ту или иную профессию, но в любом случае он не перестает быть представителем определенного этноса.
Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических отношений и конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.
1. Состав населения мира
1.1. Расовый этнический состав населения мира
Человечество принято делить на четыре основные расы: европеоидную(42,9%), монголоидную (19.1%), негроидную (7%), австралоидную (0,3%), аостальные 30%- представители смешанных и промежуточных расовых групп.
Этнос - исторически сложившаяся общность людей, объединенных языком,территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.
В современном мире насчитывается 3-4 тыс. различных этносов. Можно выделить десять наиболее многочисленных народов, насчитывающих свыше 100 млн. человек каждый и составляющих около 50% всего населения Земли: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, русские, бразильцы,
японцы, пенджабцы, бихарцы, мексиканцы.
По национальному составу населения выделяются государства:
1.Однонациональные (основная национальность составляет свыше 90 %): Великобритания, Франция, Испания, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и т.д.
2.Двунациональные: с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении: в Азии - Иран, Афганистан, Канада, Бельгия.
Пакистан, Малайзия, Лаос, в Центральной, Восточной и Южной Африке;
3.Многонациональные - со сложным и разнородным в этническом отношении составом: Индия (около 1500 народов), Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.
1.2. Религиозный состав населения мира
В зарубежной Европе распространено почти исключительно христианство, причем во всех трех формах. Наиболее широко представлен католицизм в южной части, протестантизм - в северной части, православие на юго-востоке.
В странах СНГ среди верующих наибольшее распространение получили православие и мусульманство.
В зарубежной Азии распространены многие мировые религии, а так же многие крупные местные религии. Это, прежде всего мусульманство (ислам) преимущественно суннитского и лишь в Иране, отчасти в Ираке и Йемене - шиитского толка. Самой же крупной мусульманской страной по числу верующих является Индонезия. Христианство распространено на Филиппинах, в Ливане и на Кипре.
В Северной Африке, в ряде стран, лежащих к югу от Сахары, в Сомали и части Эфиопии господствует ислам суннитского толка. В ЮАР (среди белого населения) преобладает протестантство, в Эфиопии - христианство. Во всех остальных странах в основном - христиане (католики и протестанты) и приверженцы местных традиционных религий, составляющие большинство верующих.
В Северной Америке преобладают две формы христианства - протестантизм и католицизм. В Латинской Америке преобладают исповедующие католицизм. Так на Америку приходится более половины всех католиков мира. В последнее время в международных отношениях, политике, экономике, культуре все большую роль стали играть страны мусульманского мира.
На сегодняшний день наибольшее количество приверженцев христианства – свыше 1000 млн. человек. В то время как приверженцев мусульманства- 600 млн. человек, буддизма- 350 млн. человек.
1.3. Половозрастной состав населения мира
В детских возрастах, как и в мире в целом, так и в отдельных регионах преобладают мужчины. Это объясняется тем, что мальчиков во всем мире рождается в среднем за год на 4 миллиона больше чем девочек.
В трудоспособных возрастах подобное преобладание для всего мира сохраняется, но в половине регионов оно сменяется перевесом женщин. Что же касается пожилых возрастов, то в этой группе перевес женщин повсеместен. Резкое, примерно на 16,5 млн., преобладание женщин в СНГ объясняется, прежде всего, воздействием первой мировой, гражданской и в большей степени второй мировой войны, но так же и очень большой продолжительностью жизни у женщин стран СНГ. Примерно те же причины повлияли на половой состав населения Зарубежной Европы, где за исключением Ирландии и Исландии, во всех странах преобладают женщины. Особенно велик их перевес в Австрии и ФРГ. В зарубежной Азии, напротив, почти повсеместно преобладают мужчины. Исключение являются лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль и Кипр.
Количественно наиболее высок перевес мужчин в Южной и Восточной Азии (в Индии на 24 млн., в Пакистане на 4,5 млн., в Китае на 31 млн.). Перевес мужчин также характерен и для всех арабо-мусульманских стран Юго-Западной Азии. Это результат многовекового приниженного положения женщин в семьях и обществе.
Большая восприимчивость к болезням и более высокая смертность женщин была обусловлена ранними браками, частыми родами, недостаточным питанием, постоянным тяжелым трудом на работе и дома. Для стран Африки резкие колебания полового состава не характерны, и в большинстве из них численность мужчин и женщин примерно равна. Все же в северной, арабо-мусульманской, части материка наблюдается некоторое преобладание мужчин, тогда как, в Восточной Африке, например, преобладание женщин. В Северной Америке, как в регионе относительно новой колонизации и массового притока иммигрантов - преимущественно мужчин - в течение длительного времени мужское население преобладало. Но постепенно сначала в США, а в 70-х годах и в Канаде наметился перевес женщин. Особенно это относится к старшим возрастам. В Латинской Америке, как и в Африке, численность мужчин и женщин примерно равна. В Австралии, как в стране продолжающегося массового притока иммигрантов, мужчины, как и в Канаде, преобладали до начала 70-х годов. Затем наметился небольшой перевес женщин. В развитых странах в сельской местности преобладает мужское население, в городах - женское, а в развивающихся странах наоборот - женское население преобладает в сельской местности, а мужское - в городах. Важным показателем, характеризующим возрастной состав населения, является медианный возраст.
Медиана делит по возрасту все население на две части: одна - старше этого возрастного уровня, другая - младше.
Возрастная структура населения во многом определяет его производительную часть - трудовые ресурсы. Важно учитывать и соотношение между трудоспособной и нетрудоспособной (дети и старики) частью населения. Этот показатель называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров. В развивающихся странах этот показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии 100 на 41. В России, Беларуси, на Украине, в странах Прибалтики демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.
1.4. Образовательный состав населения мира
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.
Уровни образования:
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное
образование;
4)среднее профессиональное
образование;
5) высшее профессиональное
образование;
6) послевузовское профессиональное
образование.
Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик общества и страны.
Можно выделить группу ведущих стран мира в сфере образования. Это: Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Канада, Корея, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция и Япония.
Из этой группы стран наиболее высокие показатели уровня образования населения имеют:
Индекс образования: Австралия, Испания, Канада, Финляндия (0,99).
Доля взрослого населения с высшим образованием: США (30%), Нидерланды (28%), Канада, Австралия и Корея (23%).
Количество студентов вузов:
США (13,2 млн.), Индия (11,8 млн.), Китай (10,8 млн.),
Россия (6,9млн.).
Доля студентов
вузов в населении страны: Польша (5,4% при
количестве студентов 2 млн.), Россия (4,8%
при количестве студентов 6,9 млн.), США
(4,4% при количестве студентов 13,2 млн.),
Финляндия (5,6 при количестве студентов
0,3 млн.).
В международных рейтингах
в области образования в
Россия во всех перечисленных областях значительно уступает не только США, но и ряду других стран, особенно Великобритании, занимающей 2-е место по численности иностранных студентов (у России 7-е место) и результатам международных рейтингов университетов мира.
Слабые места российского образования – недостаточная функциональная грамотность школьников (на уровне США) и низкий академический рейтинг университетов.
1.5. Профессиональный состав населения мира
Профессиональный состав населения – это распределение населения по принадлежности к определенной профессиональной группе.
Профессиональный состав
населения в целом
При этом в большинстве стран, более 40 – 50% населения занято в сельском и лесном хозяйстве. Доля занятых в промышленности не превышает 20 – 25%.
В странах переходного типа экономики основная часть населения занята в производственной сфере – почти 40% в промышленности и 20% в сельском хозяйстве. На непроизводственную сферу приходится более 40%, причем 2/3 заняты в сфере образования, здравоохранения и культуры.
2. Состав населения России
2.1. Этнический состав населения России
В России насчитывается 23 наиболее многочисленные национальности, численность которых превышает 400 тыс. человек; в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, а выбыли из-за уменьшения численности населения евреи.
Как и в 1989 г. численность семи народов превышает 1 млн. человек: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне.
Население России принадлежит в основном к четырем языковым семьям: индоевропейской (87% населения), алтайской (8%), уральской (2%) и кавказской (2%), которые делятся на группы. Крупнейшей по численности является славянская группа индоевропейской семьи, к ней относится 86% населения России.
Численность самого большого среди славянских народов — русских — составила в 2002 г. 115,87 млн. человек, или 79,8% населения России. Русские расселены повсеместно, но основная их часть сосредоточена в пределах главной полосы расселения. Наиболее мононациональными являются центральные и северо-западные районы европейской части, где зародилось русское государство. Здесь доля русских в составе населения превышает 93%.
Информация о работе Состав населения мира. Расы. Межэтнические коммуникации