Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 14:49, реферат
Цель данной работы – рассмотреть основные вопросы проблемы совести.
Для достижения поставленной цели, мной будут решены следующие задачи:
- рассмотреть императивность морали;
- раскрыть понятие совести;
- рассмотреть основные аспекты совести.
Введение. 3
1. Императивность морали. 5
2. Совесть – глаза человеческой души. 10
2.1. Понятие совести. 10
2.1. Чистая совесть. 12
2.3. Виды совести по Э.Фромму. 14
2.4. Совесть и стыд. 15
2.5. Совесть и долг. 16
Заключение. 19
Список литературы.. 21
Введение. 3
1. Императивность морали. 5
2. Совесть – глаза человеческой души.
10
2.1. Понятие совести. 10
2.1. Чистая совесть. 12
2.3. Виды совести по Э.Фромму. 14
2.4. Совесть и стыд. 15
2.5. Совесть и долг. 16
Заключение. 19
Список литературы.. 21
Моральные ценности ориентируют человека
в его поведении. Это оказывается
возможным не в силу того, что
человеку выгодно или приятно
принимать их во внимание в своих
решениях и действиях. Эти ценности
функционируют таким образом, что
оказывают воздействие на волю
человека. Моральные ценности не просто
провозглашаются, они всегда провозглашаются
еще и в такой форме, которая указывает
на необходимость их практического воплощения
в действиях. Следование моральным ценностям
воспринимается человеком как долг. Неисполнение
долга воспринимается как вина и переживается
в укорах и муках совести.
Совесть представляет собой способность
человека, критически оценивая свои поступки,
мысли, желания, осознавать и переживать
свое несоответствие должному — неисполненность
долга.
Бессовестным называют человека, в котором
отсутствует совесть как мощный внутренний
контролер. Такой человек, по сути дела,
безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты
душой важнейшие моральные ориентиры.
Бессовестного сдерживает только внешний
контроль, его нужно караулить, хватать
за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда
окружающим. Как только существо бессовестное
получает свободу, оно тут же проявляет
свою безбрежную зловредность: лжет, крадет,
издевается над другими без зазрения совести.
Интересно то, что психологи обратили
внимание на следующий факт: в семьях,
где существует жесткий внешний контроль
и жестокие наказания, больше шансов вырастить
бессовестного человека, не понимающего
ничего, кроме плетки. Он будет идти к своей
цели, стремясь избегать внешнего наказания
и нисколько не обращая внимания на страдания
окружающих. В то же время семьи, где превалируют
мягкие, доверительные отношения, воспитывают
совестливых детей, у которых высок уровень
внутреннего самоконтроля и моральной
рефлексии. Люди, вырастающие в атмосфере
внимания и ласки, глубоко усваивают моральные
нормы и идеалы, они сочувствуют окружающим,
воспринимают их страдания как свои и
стремятся не делать зла.
Цель данной работы – рассмотреть основные
вопросы проблемы совести.
Для достижения поставленной цели, мной
будут решены следующие задачи:
- рассмотреть императивность морали;
- раскрыть понятие совести;
- рассмотреть основные аспекты совести.
Совесть
— особый морально-психологический механизм,
который действует изнутри нашей собственной
души, придирчиво проверяя, выполняется
ли долг. Главная функция совести
— самоконтроль. Совесть напоминает человеку
о его моральных обязанностях, об ответственности,
которую он несет перед другими и перед
самим собой. Совестливый человек — это
человек с острым чувством морального
долга, предъявляющий к себе высокие нравственные
требования. Совестливый никогда не относится
к себе снисходительно, спрашивает с самого
себя по всей строгости, не ища оправданий.
Тихий, но настойчивый голос совести —
мощнейшее орудие нравственности, он звучит
в человеке тогда, когда никакого внешнего
контроля нет, и субъект, предоставленный
самому себе, казалось бы, мог действовать
безо всяких ограничений. Однако ограничителем
безбрежной свободы выступает именно
совесть, которая есть предостережение
и укор со стороны собственного «я». Совесть
тревожит личность, не дает ей морально
уснуть, заставляет ее корректировать
свои поступки согласно ценностям и установлениям,
существующим в обществе [7, с.92].
Совесть — феномен эмоциональный, она
проявляет себя через глубокие негативные
переживания, самоупреки, укоры, через
тревожность и озабоченность человека
моральностью и гуманностью своего поведения.
О ней говорят «муки совести», «угрызения
совести». В древнегреческой мифологии
муки совести изображались в виде Эриний
— страшных чудовищ, которые неотступно
преследуют и терзают человека.
Будучи по своей природе эмоциональной,
совесть выступает в каком-то смысле как
сверхразумная. Что это значит? Конечно,
совесть включается только тогда, когда
человек знает моральные нормы. Если он
не знает их и «морально невинен», то и
совесть в нем не может заговорить. Чтобы
переживать по поводу собственного отступления
от ценностей, нужно их знать и принимать
душою. В этом смысле совесть связана с
разумом. Однако разум — большой хитрец
в отношении того, как найти оправдания
для нашего неморального поведения. Когда
человек отступает от повелений морали,
он обычно говорит себе: «я не мог», «я
не успевал», «мои старания все равно не
дали бы результата», т. е. ищет рациональные,
практические аргументы, обосновывающие
собственное несовершенство. Вот здесь
и вступает в силу сверхразумная природа
совести. Совесть игнорирует рациональные
аргументы, многословные рассуждения
и витиеватые доказательства. Она приходит
к человеку чувством, которое без слов
говорит: «Ты лжешь себе, ты мог повести
себя по-другому». Совесть упрекает молча,
но неотступно. Она заставляет людей говорить
самим себе правду и в конце концов предпринимать
реальные усилия для исправления ситуации,
если это, конечно, возможно.
Всегда ли права совесть? Думаю, что утверждать
так было бы некорректно.
Совесть — чувство ответственности за
конкретно понятый долг, это внутренний
самоотчет за выполнение совершенно определенных
моральных обязанностей! которые далеко
не всегда совпадают с обязанностями абстрактного
морального субъекта и могут далеко от
них уклоняться. Человек может считать
своим долгом совершение кровной мести
и мучиться упреками совести за то, что
не мог ее совершить. Или некто обязан
докладывать начальству о благонадежности
окружающих, и его мучает совесть, что
он пожалел своего соседа и скрыл от властей
его критические разговоры. В подобных
случаях всегда встают вопросы: является
ли истинным то добро, перед которым мы
держим отчет? Тем ли идеалам мы служим?
Возникает проблема иерархии ценностей,
рефлексии по поводу самих установок нашей
совести. И здесь совесть неизбежно вновь
возвращается к разуму, без которого человек
не может совершить верный выбор в сложной
ситуации [7, с.93].
В обычной речи мы можем употреблять
выражения «спокойная совесть» или «чистая совесть». Под ними понимают
факт осознания человеком исполненности
своих обязательств или реализации всех
своих возможностей в данной конкретной
ситуации.
На эту тему существуют два противоположных
взгляда. Один взгляд, выражаемый, в частности,
Альбертом Швейцером, состоит в том, что
чистая совесть как таковая невозможна.
Это все равно, что круглый квадрат или
сапоги всмятку. Если совесть — значит,
непременно больная.
Строго говоря, в таких случаях речь идет
о достоинстве, а слова «чистая совесть»
могут выражать только амбицию человека
на то, что им достигнуто совершенство,
на внутреннюю цельность и гармоничность.
Состояние «чистой», «успокоившейся»
совести (если принимать это словосочетание
в буквальном смысле) есть верный признак бессовестности, т.е. не отсутствия
совести, а склонности не обращать внимание
на ее суждения. Неспроста принято считать,
что «чистая совесть» — это выдумка дьявола.
В подобном случае приводится тот аргумент,
что человек совестливый по мере своего
самосовершенствования предъявляет к
себе все более высокие требования. Он
становится суперчувствительным к малейшему
своему отступлению от моральных образцов
и начинает переживать такие тонкости,
которых обычный индивид и вовсе не заметит.
Он все время страдает от своего несовершенства
и его совесть, как открытая рана. Тот же,
кто говорит, что его совесть чиста, просто
не имеет совести, потому что совесть как
раз и есть инструмент, указывающий на
уклонение от долга. Но ведь мы не ангелы!
Мы постоянно грешим, попустительствуем
своим слабостям, и, значит, чистая совесть
— не более, чем иллюзия или самообман
[3, с.261].
В притче Иисуса о молитве фарисея и мытаря
рассказывается, что фарисей в молитве
благодарил Бога за свое особое благочестие,
мытарь же, не поднимая глаз к небу и ударяя
себя в грудь, лишь просил Бога о милосердии
к себе за грехи свои. Оправданным перед
Богом оказывается мытарь, «ибо всякий,
возвышающий сам себя, унижен будет, а
унижающий себя возвысится»
Фарисей уверен в том, что выполнил долг
и что совесть его чиста. Но долг перед
Богом означает помимо прочего смирение.
Самомнение и заносчивость ему противоречат.
Высший моральный долг человека состоит
в том, чтобы содействовать благу других
людей и совершенствоваться, в частности
в исполнении долга. Совершенствование
— потенциально бесконечно. Предположение
индивида о том, что он достиг совершенства,
свидетельствует о его несовершенстве.
Другой взгляд состоит в том, что признавать
свою совесть чистой возможно и нужно.
Чистая совесть — это сознание того, что
ты в общих чертах справляешься со своими
моральными обязанностями, что за тобой
нет существенных нарушений долга и крупных
отступлений от нравственных ориентиров.
Зачем надо мучиться, если ты действительно
выполняешь то, что положено, и делаешь
это честно и охотно? Ощущение чистой совести
дает человеку уравновешенность, спокойствие,
способность оптимистично и бодро смотреть
в будущее. Если у морального индивида
возникнут реальные основания для сомнений
в правильности того или иного своего
поступка, индикатор-совесть моментально
заработает. Это произойдет даже раньше,
чем возникнет рефлексия, чем появится
мысль — «что-то не так». Но там, где таких
реальных оснований нет, изобретать себе
муки и посыпать голову пеплом совершенно
незачем. Совестливость не должна становиться
болезнью, мазохистской страстью, тем
самым самоуничижением, которое паче гордыни.
В этом случае человек может так увлечься
муками совести, что забудет о реальной
жизни, которая продолжается.
Чистая совесть — нормальное состояние
человека, выполняющего моральный долг,
это награда за нравственные усилия. Я
совершенно согласна с нашим отечественным
ученым XX в. Г. Бандзеладзе, который считает,
что без чистой совести добродетель потеряла
бы всякую ценность [3, с.261].
Но уверенность в чистоте собственной
совести есть либо лицемерие, либо знак
нравственной неразвитости, слепоты в
отношении собственных оплошностей и
ошибок, неизбежных для каждого человека,
либо свидетельство успокоенности и, значит,
смерти души. Наоборот, в ощущении нечистоты
собственной' совести — надежда. В муках
совести — не только презрение к самому
себе, но и тоска по просветлению и самоочищению,
а значит, желание исправить ошибку, ответить
за преступление. В муках совести — усилие
к совершенству. Муки совести знаменуют
неприятие себя как такового. В осуждении
себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное сожаление
о содеянном и намерение (или по крайней
мере надежда) не совершать впредь того,
что будет достойно сожаления. В признании
своей вины (которое может принимать форму исповедального признания) и в осознанном
принятии наказания, искупляющего вину, это намерение
может перейти в решимость. В строгом смысле
слова эта решимость и есть добродетель
вообще: как стойкость человека в исполнении
своего долга — вопреки естественным
колебаниям, сомнению, скептицизму, унынию.
Гораздо чаще встречающееся выражение
«свобода совести» обозначает право человека
на независимость внутренней духовной
жизни и возможность самому определять
свои убеждения; в узком и более распространенном
смысле «свобода совести» означает свободу
вероисповедания и организованного отправления
культа.
Однако в собственно этическом смысле
слова совесть не может быть иной, как
свободной, а свобода в последовательном
своем выражении — ничем иным, как жизнью
по совести.
Интереснее понимание совести
дано в работах психоаналитика Э.
Фромма. Фромм считает, что совесть
бывает двух видов — авторитарная
и гуманистическая. Авторитарная совесть
выражает нашу подчиненность внешнему
авторитету. При авторитарной совести
мы некритически усваиваем повеления
некоей внешней силы, религиозной или
социальной, и выполняем ее волю, потому
что боимся. Подчиняясь авторитарной совести
из страха наказания, человек следует
повелениям, которые далеки от его собственных
интересов. Власть преследует свои корыстные
цели и использует индивидов лишь как
средство, принуждая их к подчинению с
помощью формирования механизмов авторитарной
совести.: Если человек отступает от велений
власти, он чувствует себя виноватым перед
ней и страдает, боясь последующего наказания.
Но как только люди понимают, что власть
утратила силу и ничем не может им повредить,
они тотчас теряют свою авторитарную совесть
и больше не подчиняются тому, перед чем
еще вчера робели и преклонялись.
Гуманистическая совесть, по Фромму, это
голос самого человека, лучшего начала
в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая
совесть не дает людям быть рабами, безропотно
подчиняться чужим интересам, тратить
жизнь впустую. Она призывает к самореализации,
к воплощению в действительность лучших
своих сил и возможностей, к тому, чтобы
строить свою жизнь в гармонии с другими
людьми. Иногда голос совести звучит косвенно
через страх старости или смерти, когда
человек вдруг понимает, что он не состоялся
и не выполнил долга перед самим собой.
Совесть — это призыв.
Совесть как зов была понята в XX в. еще
одним выдающимся мыслителем Мартином
Хайдеггером. Совесть для него сродни
истине. Она заставляет человека вспомнить
о своей конечности, смертности и вынырнуть
из обезличенного обыденного мира, обернувшись
к вопросу о Бытии и к теме собственной
неповторимой индивидуальности. Зов совести
приходит в молчании [7, с.94].
Как автономен долг, так и совесть
человека, по существу, независима от мнения
окружающих. В этом совесть отличается
от другого внутреннего
Логика совести иная. И это было осмыслено
исторически довольно рано.
Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до
н.э еще не знает специального слова «совесть».
Но он требует нового понимания постыдного:
«Не говори и не делай ничего дурного,
даже если ты наедине с собой. учись гораздо
более стыдиться самого себя, чем других.»
И в другом месте: «Должно стыдиться самого
себя столько же, сколько других, и одинаково
не делать дурного, останется ли оно никому
неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее
должно стыдиться самого себя, и в каждой
душе должен быть начертан закон: «Не делай
ничего непристойного» [3, с.263].