Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:32, реферат
Как и в мировой социологии, здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX в. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. И только в начале ХХ века появляется уже чисто социологические теории .Но и в последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и социологии.
Введение………………………………………………………….3
Глава 1………………………………………………………….....3
Глава 2…………………………………………………………….6
Глава 3 ……………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………...10
Список литературы……………………………………………..11
Федеральное Агентство по образованию РФ
НИУ БелГУ
«Кафедра социологии и организации работы с молодежью»
тема: «Советская социология»
студентка Нитепина Юлия
Белгород 2012 г
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1………………………………………………………….....3
Глава 2…………………………………………………………….6
Глава 3 ……………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………..
Введение.
Российскую социологию необходимо рассматривать как ответ на потребности социальной жизни. Речь идет о применении методологии, рассматривающий результат мыслительной деятельности, как активный элемент общественной среды. Данный подход особенно важен для анализа российской социологической мысли в силу ее постоянной вовлеченности в общественную практику, в основном в оппозиционно-критической функции.
Как и в мировой социологии, здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX в. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. И только в начале ХХ века появляется уже чисто социологические теории .Но и в последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и социологии.
Глава 1. Основные направления российской социологической мысли и социологии России конца XIX начала XX вв.
Становление и эволюция социологов в России сопровождались непрерывными дискуссиями о ее предметной области. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки достаточно четко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.
1 этап- 1860-1890 г. г. XIXв. Социология в России возникает в лоне позитивистской доктрины. В 1859 г. выходят в свет две работы П.Л.Лаврова (1823-1900)(«Механическая теория мира» и «Очерки теории личности») ,написанные в позитивистском духе. В 1865 г. появились статьи о Конте и его философии в «Современнике», «Русском слове», «Отечественных записках» (статьи В.В.Лесевича, Д.И.Писарева, П.Л.Лаврова.
На рубеже 60-70 годов появляются первые собственно социологические работы П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского (1842-1904),написанные в русле методологии позитивизма. С этого времени, по словам Н.И. Кареева (1850-1931) и началась в России по-настоящему социологическая литература.
В позитивизме русских социологов привлекало стремление к научному методу, синтезу знаний, к созданию науки об обществе, он рассматривался как логика современной науки.
Складывался ряд школ и направлений социологических исследований :натуралистическая социология в различных формах
(Н.Я. Данилевский, А.И.Стронин (1826-1889), Л.И.Мечников(1838-1888),
2 этап-1890-1900 г.г.Утверждается позиция ,что социология есть одна из многих социологических наук ,имеет собственный предмет исследований и своеобразные задачи. В таком понимании Социология все более положительно принимается в научных и общественных кругах, проникает а академическую среду.
Для данного этапа характерна острая критика позитивистской методологии. Ведущей социологической школой становится неокантианство (Б.А.Кистявский (1868-1920),А.П.Петражицкий (1867-1931),П.И.Новгородцев (1866-1924)и др..).
В этот же период начинается эпизодическое преподавание социологии. Примечательно, что русская социология особенно благодаря деятельности М.М. Ковалевского, выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социологии.
Начало ХХ века- 3 этап в развитии русской социологии, насильственно прерванной в 1922 г. Это время четкого предметного самоопределения социологии как общей теории социального (П.А.Сорокин).Такая интерпретация предмета снимала две предыдущие трактовки.
Ведущей школой становится неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтареев).Одновременно оформляется своеобразная «Хритианская социология» в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев,С.Н.Булгаков,С.Л.
Нарастает процесс институционализации социологии: 1912-открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета,1916-утверждается русское социологическое общество им.М.Ковалевского,1917-
Однако, в стране после октябрьского переворота 1917г. утверждалась тоталитарная диктатура, не нуждавшаяся в социологической науке, тем более «буржуазной».С «критикой» П.А.Сорокина выступил лидер нового режима В.И. Ленин. Итогом стала высылка ведущих ученых-обществоведов за пределы страны и полный разгром русской социологии как науки.
Широкое увлечение в России марксистскими идеями имело те же причины, что и увлечение позитивизмом. В целом, по словам Н.А Бердяева, чтобы понять судьбу марксизма на русской почве, причины возникновения из него ряда новых течений, нужно видеть его изначальную двойственность. С одной стороны ,марксизм выступает как доктрина социологического детерминизма, обосновывающая ведущую роль экономики и социальных структур в обществе – в этом и есть социологическая значимость марксизма. С другой стороны, как и большинство ранних социологических теорий ,марксизм попытался стать теорией не только сущего, но и должного ,в этическом духе описать идеальное общество, где человек освобождается от пут экономической детерминации становится в полном смысле слова свободным. При этом утверждается абсолютная возможность создания такого общества в реальности и обосновываются пути его достижения. Эти две стороны марксизма вступили в неразрешимое противоречие. Попытки разрешить и определили эволюцию русского марксизма.
В итоге выявились три течения:1.ортодоксаное по форме и содержанию, обосновывающее в духе экономического детерминизма пути естественной социальной эволюции России (Г.В.Плеханов); 2.ортодоксальное по форме, но стремящееся к неортодоксальному содержанию посредством попыток логически соединить теорию сущего и теорию должного (В.И.Ульянов-Ленин).
Глава 2. Советская социология в 20-30е годы.
К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала значительной институциональной базой, и ее влияние ощущалось на протяжении всех 20-х годов. Уже в первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации (П.А.Сорокин,Н.И.Кареев,В.М.
Концепция бесклассового социалистического общества была в начале 30-х годов почти общепринятой среди социологов-марксистов.
«Крепким орешком» для марксистских социологов всегда была проблеиа интеллигенции. В 20-30-е годы эта проблема рассматривалась главным образом в идеологическом плане. В теоретических работах по проблеме наций и национальных отношений в 20-30-е годы преобладали взгляды ,сформулированные И.В.Сталиным в его публикациях «Марксизм и национальный вопрос»и «Национальный вопрос и ленинизм».Нация понималась как объект с готовым набором признаков. Сталинский подход был в дальнейшем надолго утвержден в советской социологической литературе. Революционное насилие над обществом затронуло в России все сферы общественной жизни, в том числе семью. Это обстоятельство вызывало повышенный интерес к семье многих марксистских теоретиков и партийных лидеров. Появились первые исследования проблем генезиса семьи и брака, закономерностей развития семейно-брачных отношений в различных общественных формациях, социальных функций семьи, перспектив развития семьи в социалистическом обществе.
Глава 3. Возрождение советской социологии в 50-80-е года.
В 60-х годах была выработана трехуровневая концепция социологии: исторический материализм есть общесоциологическая теория, она задает типовой способ построения частносоциологических теорий, которые в свою очередь опираются на обобщение социальных факт. Эта концепция, сыгравшая свою роль в становлении советской социологии, была, как уже отмечалось, своеобразным компромиссом. Она позволила утвердить статус конкретных социологических исследований, но вместе с тем затруднила включение отечественной науки в мировой процесс развития социологии. Между тем практика предъявила спрос на решение множества важных вопросов –в области труда, массовых коммуникаций, семьи, градостроительства, культурного строительства и др. Появились люди и целые организации, которые приступили к проведению конкретных социологических исследований.
В середине 60-х годов появляются обобщающие итги многих исследований .В 1965 году издается пятитомник «Избранных произведений» основоположника социальной инженерии С.Г.Струмилина . Практический опыт проведения конкретных социологических исследований не только внес большую или меньшую ясность в решение общего «вопроса социологии» ,но и поставил перед советской социологической наукой ряд новых важных проблем. В первую очередь –проблема синтеза эмпирического и теоретического в исследовании. Вторая –проблема адекватности методологического и методического оснащения социологических исследований. Третья –проблема организации социологической науки в стране. Каждая из названных проблем предполагала свои пути решения и средства решения.
Буквально все исследования социально-классовой структуры советского общества были нацелены на демонстрацию стирания различий между рабочими, крестьянами и интеллигенцией в процессе перехода к коммунизму. Основная задача исследования социальных проблем труда состояла в том, чтобы устанавливать на базе конкретных социологических исследований, какое влияние оказывают условия производственной деятельности людей на формирование отношений между ними и развитие самой их личности. В последующих исследованиях (уже в 80-е годы) выяснилось, однако ,что условия производственной деятельности составляют не более 60% в совокупности условий, формирующих личность.
В нашей стране в 60-е годы было сравнительно небольшое отставание ведущих отраслей промышленности научно-технического прогресса, поэтому учеными, ещё не осознавшими замедления темпов экономического развития, всерьёз обсуждались социальные последствия полной автоматизации и высказывались надежды, что мы с ними справимся успешнее, чем справляются в индустриально развитых странах, делались далеко идущие прогнозы ,раскрывались многообещающие перспективы. Конкретные исследования социальных проблем города и деревни исходили из концепции, строящейся на закономерности устранения существующих противоречий между трудом промышленным и сельскохозяйственным, между городом и деревней и вследствие этого речь шла о создании относительно однотипных условий, представляющих материальную основу для формирования коммунистических общественных отношений и целостной гармонично развивающейся личности.
Ценность наиболее серьезных работ определяет не идею концепции, а глубину анализа конкретно-исторической ситуации, адекватность применения методов сбора и обработки первичной социологической информации, корректность выводов. Многие из этих исследований имели очень удачные находки в области создания статистико-математического аппарата. Плодотворность развития количественных методов в те годы объяснялась во многом тем, что социология как бы пробовала себя на стыке с разными науками -экономикой, математикой, системотехникой, статистикой и др. ,привлекая к себе ведущих специалистов в данных областях. Перед социологией вставала особая познавательная задача: выявление комплексов влияющих друг на друга связей, обеспечивающих состояние, функционирование и развитие системы в направлении ее усложнения и совершенствования. Вследствие могучего тока от естествознания к обществоведению современная социология, вопреки заданному идеологическому руслу, формировалась как конкретная экспериментальная наука о структуре, функционировании и развитии социальных систем, выходя на путь строгого исследования отказываясь от умозрительных конструкций, утопизма, морализаторства.