Современная футурология и прогностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

Человечество всегда стремилось заглянуть в завтрашний день. И это стремление объяснялось свойством пытливого ума человека, его любопытством и любознательностью, игрой воображения и фантазии, неудовлетворенностью настоящей жизнью и надеждой на лучшее будущее. Поэтому историческая концепция человеческого существования в его целостности должна включать в себя и будущее, которое можно определить, прогнозировать, исходя из прошлого и настоящего. Самый убедительный прогноз дает тот, кто обладает большим жизненным опытом, глубоким знанием настоящего. Видение будущего, определение перспективных целей в свою очередь определяют действия человека в настоящем. Прогнозирование будущего приобрело статус особой научной области, получившей название «футурология» («прогностика»). Футурология – это наука о закономерностях прогнозирования будущего, эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии природных, общественных, духовных и иных процессов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Определение и классификация футурологии ………………………...5
2 Зарождение и развитие современной прогностики …………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

совр. футурология и прогностика.docx

— 36.96 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХ и ГС

 

Кафедра Социологии и социального управления

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Социальное прогнозирование и проектирование

Тема: «Современная футурология и прогностика»

 

 

Выполнил: студентка группы 10121

«Финансы  и кредит»

Проверил: Сивиринов Б.С.,

профессор кафедры,

д.соц.н., доцент

 

 

Новосибирск-2013  

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

  1. Определение и классификация футурологии  ………………………...5
  2. Зарождение и развитие современной прогностики …………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

Человечество всегда стремилось заглянуть в завтрашний день. И  это стремление объяснялось свойством  пытливого ума человека, его любопытством и любознательностью, игрой воображения  и фантазии, неудовлетворенностью настоящей  жизнью и надеждой на лучшее будущее. Поэтому историческая концепция  человеческого существования в  его целостности должна включать в себя и будущее, которое можно  определить, прогнозировать, исходя из прошлого и настоящего. Самый убедительный прогноз дает тот, кто обладает большим  жизненным опытом, глубоким знанием  настоящего. Видение будущего, определение  перспективных целей в свою очередь  определяют действия человека в настоящем. Прогнозирование будущего приобрело  статус особой научной области, получившей название «футурология» («прогностика»). Футурология – это наука о  закономерностях прогнозирования  будущего, эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем  состоянии природных, общественных, духовных и иных процессов.

Теория и практика прогнозирования  часто называется прогностикой, но в узком смысле прогностика –  наука о законах и способах разработки прогнозов.

Актуальность моей работы связана с переломным характером современной эпохи, с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, процессами глобализации, регионализации. Футурология как молодая отрасль знания, направленная на прогнозирование перспектив развития мирового сообщества, сложилась на стыке философии, социологии, культурологии и политологии. Она возникла во второй половине двадцатого века с развитием научно-технического прогресса и усугублением на этом фоне множества проблем общественного развития, требовавших серьезного обсуждения и научного управления.

Целью работы является изучение таких наук как современная футурология и прогностика.

Исходя, из цели решаются следующие  задачи:

  1. Рассмотреть определение и классификацию футурологии по Р. Юнга;
  2. Изучить зарождение и развитие современной прогностики 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Определение и классификация футурологии

Футурология — это изучение истории будущего. История занимается рассмотрением причин и истоков  нашей сегодняшней ситуации, а  футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности  встретятся на нашем пути.

Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические  и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы  от пассивного и фаталистического его  принятия перейти к активному  и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология  также включает в себя нормативную  часть — рассуждения о том, как «должно быть».

Зарождение футурологии  связано с возникновением идеи государственного экономического и политического  планирования, прежде всего, в Советском  Союзе в 1920-е годы.

Выделение футурологии  в отдельную дисциплину произошло  после второй мировой войны, когда  Советский Союз, страны Европы и  получившие независимость страны Африки и Азии начали масштабные проекты  восстановления и развития экономики. Для этого им были необходимы методы изучения будущего, постановки общественных целей, экономического и научного планирования. В США футурология стала результатом  успешного применения практических методов и инструментов системного анализа и планирования в армии  во время войны. И по сей день футурологи в США менее склонны к широким прогнозам, связанным с будущим всего человечества и планеты.

В конце 1960-х в  мире сформировалась критическая масса  футурологов и начался международный диалог о долгосрочных целях человечества. В 1972 году внимание общественности привлёк отчёт Римского клуба «Пределы роста», предупреждающий о последствиях роста населения, увеличения использования ресурсов и экономического роста. Были созданы международные организации футурологов — Всемирная федерация изучения будущего (World Futures Studies Federation) и Всемирное общество будущего (World Future Society).

Футурология начиналась с прогнозирования, попытки предсказать, предвидеть будущее, выявляя тенденции  и экстраполируя их, либо используя  статистические методы. Но крупные  футурологические прогнозы в области  энергетики, выполненные подобными  методами, не смогли предсказать нефтяной кризис 1973 года.1

Попытки обобщения методологии  футурологии, некогда популярной науки  о будущем, привели Р. Юнга к следующей  классификации ее методов:

  • Логическое воображение (определение пределов экстраполяций, произвольное изменение параметров, метод парадоксов, контекстуальное картографирование, вторжение в другие дисциплины);
  • Критическое воображение (отход от основных современных социальных институтов и ценностей). Критическая оценка настоящего должна служить базой для критической оценки будущего. Для этого прогнозированием должны заниматься люди, в возрасте до 30 лет и не связанные с истеблишментом;
  • Творческое воображение. Необходима разработка научного метода творческого воображения, поскольку будущее человека, видимо, заложено в нем самом, его способности связывать себя с тем, что шире и глубже, чем материальная сила. Творческое озарение по Юнгу означает озарение, возникающее из подсознания и близкое к мистическим видениям.2

 

    1. Зарождение и развитие современной прогностики

В процессе изучения науки  как объекта исследования ученые пришли к выводу, что каждая наука  имеет три основные функции: описательную, объяснительную и предсказательную (прогностическую). В любой науке прогностическая функция проявляется обязательно, хотя в различных отраслях знания по-разному. Это суждение позволило сделать вывод: если эта функция присуща каждой науке, следовательно, без прогнозирования невозможно развитие никакой науки. Сама наука сегодня более чем в чем-либо нуждается в прогностической оценке, с помощью которой определяются ее наиболее перспективные направления.

Возникновения нового направления  в научном познании – изучение самой науки как объекта исследования, а также возросший интерес  к вопросам предвидения будущего, вызванный, с одной стороны, «футурологическим  бумом», происходившим за рубежом, а  с другой – поддержкой со стороны  государства методов научной  организации труда, стали к середине 60-х гг. прошлого века предпосылками  зарождения и возникновения «на  стыке наук» прогностики.3

Термин «прогностика»  получил распространение с середины 1960-х гг., когда появились первые специальные научные исследования по теоретическим проблемам конкретного  прогнозирования социальных явлений, что дало толчок к оформлению ее как самостоятельной научной  отрасли. Прогностика как теория прогнозирования развивается во взаимосвязи с теориями так называемого  «научного предвидения», целеполагания, планирования, программирования, проектирования (социального проектирования), управления. 4

Черты современной прогностики как научной дисциплине:

  • значительность масштабов научно-технического, социально-экономического и военно-политического прогнозирования на Западе. Будучи широко востребована практикой управления, несмотря на конкуренцию (или благодаря ей), западная прогностика значительно окрепла организационно и методически. Отрасль услуг по проведению прогнозных исследований представлена большим количеством частных консультативно-исследовательских центров (фирм), работающих по контракту, правительственными учреждениями или их отделами (обычно систематизирующими готовую информацию), прогнозными группами в организациях различного размера и сферы деятельности. Организационную структуру современной прогностики как отрасли знания составляют различные научные учреждения, многочисленные научные общества, ассоциации общественного характера, осуществляющие обмен информацией, опытом разработки прогнозов (иногда такие общества или их члены выполняют заказы на проведение прогнозных исследований);
  • система разработок прогнозов социального и экономического развития при этом утратила «самостоятельный» характер, влилась в сферу управления и, фактически, ориентирована на прикладные задачи управленческого характера, встающие перед крупными (и не очень) компаниями, государственными учреждениями, органами;
  • теоретико-методологическая основа прогнозирования не претерпела сколь-нибудь существенных изменений в последние десятилетия: все основные достижения в этом направлении – это результат «бума прогнозов» 1960-х – 1970-х гг. Методы, разработанные ранее или предложенные как потенциально возможные методы прогнозирования, продолжают активно использоваться как базовые до сих пор.

В целом прогностика сегодня  – это дисциплина комплексного характера (общее понятие о взаимосвязи  дисциплин). Основная задача прогностики – развитие специальной методологии прогнозирования с целью повышения эффективности методов и техники разработки прогнозов. В проблематику прогностики входит изучение особенностей прогнозирования как специального научного исследования, принципов построения и оптимального сочетания различных методов прогнозирования, способов оценки достоверности прогнозов, принципов использования для разработки прогнозов выводов теории вероятностей, теории игр, исследования операций, теории принятия решений и др. Развитие прогностики сыграло важную роль в совершенствовании методов прогнозирования. Но как научная и исследовательская дисциплина она все еще находится в процессе становления. 

Прогностика делится на общую (или теоретическую) и частные (или прикладные) отрасли, которые являются составными частями общей, но вместе с тем, фактически, входят в соответствующие научные дисциплины (медицинская, биологическая, экономическая, демографическая прогностика и т.п.), образующие сложные взаимосвязанные комплексы (особенно в общественных науках, социальной прогностике).

В итоге получается примерный  перечень основных направлений обществоведческого прогнозирования: науковедческое, техноведческое, социально-медицинское, социально-экологическое, социально-географическое, социально-космическое, экономическое, социологическое, этнографическое, демографическое, педагогическое, социокультурное, архитектурное, психологическое, этическое, юридическое, политическое, военное. Этот перечень можно положить в основу систематизации объектов, предметов и проблем прогнозирования в общественных науках. 

При дальнейшей детализации  проблематика прогностики приобретает  следующий вид.

  1. Наука – перспективы развития научных кадров, учреждений. 
  2. Экономика – перспективы развития социальной организации и системы социальных стимулов труда. 
  3. Народонаселение – перспективы роста и изменения структуры. 
  4. Семья – перспективы изменения структуры. 
  5. Образование – перспективы развития дошкольных учреждений, начальной, неполной средней и средней общеобразовательной школы, профессионально-технического образования, Общественного и частного репетиторства, специального среднего и высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, общего образования и самообразования взрослых, подготовки научных кадров, функционирования педагогических кадров. 
  6. Здравоохранение – перспективы развития медицинских учреждений, рекреационных зон и объектов, физической культуры, функционирования медицинских кадров. 
  7. Культура – перспективы развития книжного, журнального и газетного дела, радио и телевидения, кино, театра, клубов, музеев, библиотек, парков культуры и спортивно-туристских объектов.
  8. Расселение и экология (социальное пространство) – перспективы дальнейшего освоения Земли и космоса, борьбы с атмосферным, гидросферным, ландшафтным, тепловым, радиационным и шумовым загрязнением окружающей природной среды, развития городов и сельских поселений, жилья, миграций, автодорожного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, телефонной (в перспективе-видеотелефонной) сети. 
  9. Структура времени общества (социальное время) – перспективы изменений структуры рабочего года, развития общественно и индивидуально организованных форм досуга. 
  10. Социальная структура – перспективы развития социально-классовой, социально-производственной, социально-профессиональной, образовательной, квалификационной, возрастной и т. п. структур. 
  11. Социальные потребности – тенденции и перспективы их развития под действием закона возвышения потребностей и соответствующего изменения ценностных ориентации. 
  12. Общественная жизнь – перспективы развития общественного самоуправления, борьбы с преступностью, пьянством, неорганизованным производственным и потребительским перераспределением и другими антиобщественными явлениями. 

Информация о работе Современная футурология и прогностика