Современная государственная социальная политика по решению пенсионных проблем населения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:54, реферат
Описание работы
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе. Объектом исследования – социальное страхование. Предметом исследования – система пенсионного обеспечения как средство защиты населения. Цель работы – рассмотреть пенсионную систему, как средство защиты населения.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ …………….. Понятие и виды пенсий…………………………………………….………… Обязательное пенсионное страхование……………………………………… ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ФОНДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ………………………………………………………………...… Современная государственная социальная политика по решению пенсионных проблем населения………………………………………………… ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…….………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО
ФОНДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ………………………………………………………………...…
Современная государственная
социальная политика по решению пенсионных
проблем населения…………………………………………………
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…….……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….......
Введение
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой
экономики и политической структуры общества
предметом пристального внимания ученых
и практиков стала система государственного
социального страхования. Будучи по своей
природе одной из форм социальной защиты
населения, она становилась все менее
эффективной и неадекватной новым, порождаемым
переходом к рыночной экономике, потребностям
общества. Причина тому - генетическая
связь этой системы с административно-плановой
экономикой советской эпохи, слабая адаптированность
ее к рыночным социально-экономическим
и производным от них реалиям. В новых
условиях хозяйствования это объективно
заводит в тупик всю систему социальной
защиты населения, что, как показывает
исторический опыт, порождает угрозу социальной
стабильности общества.
Проблемы социальной защиты личности,
отдельных социальных групп и всего населения
имеют общегосударственное значение и
характеризуются статусом национальной
безопасности. От решения их зависит социальное
воспроизводство населения, социально-психологическое
состояние людей, стабильность функционирования
общества, трансформация его в гражданское
состояние.
Государственная система социальной защиты
строится в двух формах: социальное обеспечение
и социальное страхование. Социальное
страхование является одной из форм общей
системы социальной защиты, характеризуется
своей спецификой.
Эти и ряд других обстоятельств и порождают
актуальность исследования концептуальных
моделей государственного социального
страхования как формы социальной защиты
населения и обеспечения социальной стабильности
общества, выработки концепции ее наиболее
адекватной потребностям современного
периода. Все вышесказанное определяет
актуальность выбранной темы на современном
этапе.
Объектом исследования – социальное страхование.
Предметом исследования – система пенсионного
обеспечения как средство защиты населения.
Цель работы – рассмотреть пенсионную
систему, как средство защиты населения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
1.1 Понятие и виды пенсий
Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная
и, как правило, пожизненная денежная выплата
нетрудоспособным гражданам со стороны
государства или иных субъектов в качестве
основного источника средств существования,
назначаемая в установленном законом
случаях: при достижении ими определенного
пенсионного возраста, при установлении
инвалидности, в случае смерти кормильца,
а также в связи с длительной профессиональной
деятельностью. Является формой социальной
защиты населения.
В ст. 2 Закона о трудовых пенсиях впервые
в истории отечественного пенсионного
законодательства дано правовое определение
понятия «трудовая пенсия». Трудовая пенсия
– ежемесячная денежная выплата в целях
компенсации гражданам заработной платы
или иного дохода, которые получали застрахованные
лица перед установлением им трудовой
пенсии либо утратили нетрудоспособные
члены семьи застрахованных лиц в связи
со смертью этих лиц, право на которую
определяется в соответствии с условиями
и нормами, установленными Законом о трудовых
пенсиях.
Пенсия по государственному пенсионному
обеспечению - ежемесячная государственная
денежная выплата, право на получение
которой определяется в соответствии
с условиями и нормами, установленными
законом КР , и которая предоставляется
гражданам в целях компенсации им заработка
(дохода), утраченного в связи с прекращением
государственной службы при достижении
установленной законом выслуги при выходе
на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
либо в целях компенсации вреда, нанесенного
здоровью граждан при прохождении военной
службы, в результате радиационных или
техногенных катастроф, в случае наступления
инвалидности или потери кормильца, при
достижении установленного законом возраста;
либо нетрудоспособным гражданам в целях
предоставления им средств к существованию.
Негосударственная пенсия – денежные
средства, регулярно выплачиваемые участнику
в соответствии с условиями пенсионного
договора. Как правило, носит дополнительный
характер по отношению к государственной
пенсии, хотя в последнее время институт
негосударственной пенсии все более обосабливается
в отдельную категорию социальных выплат.
В КР институт негосударственной пенсии
получил распространение сравнительно
недавно, с 1993г.
Закон о трудовых пенсиях определяет три
вида трудовых пенсий:
* трудовая пенсия по старости;
* трудовая пенсия по инвалидности;
* трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
1.2 Обязательное пенсионное
страхование
Право на трудовую пенсию имеют граждане
КР, застрахованные в соответствии с Законом
об обязательном пенсионном страховании
отвечающие условиям Закона о трудовых
пенсиях.
Страхователями по обязательному пенсионному
страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим
лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, частные
детективы, занимающиеся частной практикой
нотариусы, адвокаты.
Если страхователь одновременно относится
к нескольким категориям страхователей,
указанных в подпунктах 1 и 2, исчисление
и уплата страховых взносов производятся
им по каждому основанию.
К страхователям приравниваются физические
лица, добровольно вступающие в правоотношения
по обязательному пенсионному страхованию
в соответствии со статьей 29 Закона об
обязательном пенсионном страховании.
Застрахованные лица - лица, на которых
распространяется обязательное пенсионное
страхование в соответствии с Законом
об обязательном пенсионном страховании.
Застрахованными лицами являются граждане
КР, а также проживающие на территории
КР иностранные граждане и лица без гражданства:
* работающие по трудовому договору или
по договору гражданско-правового характера,
предметом которого являются выполнение
работ и оказание услуг, а также по авторскому
и лицензионному договору;
* самостоятельно обеспечивающие себя
работой (индивидуальные предприниматели,
частные детективы, занимающиеся частной
практикой нотариусы, адвокаты);
* являющиеся членами крестьянских (фермерских)
хозяйств;
* работающие за пределами территории
Российской Федерации в случае уплаты
страховых взносов в случае уплаты страховых
взносов в ПФ КР в добровольном порядке,
если иное не предусмотрено международным
договором КР;
* иные категории граждан, у которых отношения
по обязательному пенсионному страхованию
возникают в соответствии с настоящим
законом.
Трудовая пенсия того или иного вида назначается
при выполнении условий, установленных
соответствующими статьями Закона о трудовых
пенсиях.
Так, например, для назначения трудовой
пенсии по старости мужчине требуется
достижение возраста 60 лет, женщине - 55
лет, .а также наличие страхового стажа
не менее 5 лет.
Право на досрочное назначение пенсии
сохранено за всеми категориями граждан,
которым оно предоставлялось ранее по
законодательству, действовавшему по
состоянию на 31 декабря 2001 г., на основании
Закона о государственных пенсиях.
Право на досрочное назначение пенсии
по старости в связи с особыми условиями
труда сохранено только за теми, кто на
1 января 2003 г. будет иметь не менее половины
требуемого специального стажа.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается
в случае наступления инвалидности при
наличии ограничения способности к трудовой
деятельности III, II или I степени, определяемой
по медицинским показаниям.
Право на трудовую пенсию по случаю потери
кормильца имеют нетрудоспособные члены
семьи умершего кормильца, состоявшие
на его иждивении
К числу нетрудоспособных членов семьи
относятся:
* дети, братья, сестры и внуки умершего
кормильца, не достигшие 18 лет (если же
они обучаются по очной форме в образовательных
учреждениях всех типов и видов независимо
от их организационно-правовых форм, за
исключением образовательных учреждений
дополнительного образования, то признаются
нетрудоспособными до окончания ими такого
обучения, но не более чем до достижения
возраста 23 лет) или старше этого возраста,
если они стали инвалидами, имеющими ограничение
способности к трудовой деятельности
до достижения 18 лет, при этом братья, сестры
и внуки – при условии, если они не имеют
трудоспособных родителей;
* один из родителей или супруг либо дедушка,
бабушка умершего кормильца, независимо
от возраста и трудоспособности, а также
брат, сестра либо ребенок умершего кормильца,
если они достигли возраста 18 лет и заняты
уходом за другими детьми, братьями, сестрами
или внуками умершего кормильца, не достигшими
14 лет и имеющими право на пенсию по случаю
потери кормильца, и не работают;
* родители и супруг умершего кормильца,
если они достигли возраста: мужчины –
60 лет, женщины – 55 лет либо являются инвалидами,
имеющими ограничение способности к трудовой
деятельности (если они не состояли на
иждивении умершего кормильца, то имеют
право на пенсию при условии, что они утратили
источник средств к существованию независимо
от времени, прошедшего после смерти кормильца);
* дедушка и бабушка умершего кормильца,
если они достигли возраста: мужчины –
60 лет, женщины – 55 лет либо являются инвалидами,
имеющими ограничение способности к трудовой
деятельности – при отсутствии лиц, которые
в соответствии с законодательством обязаны
их содержать.
При условии введения накопительных элементов
в действующую пенсионную систему в 2006
году накопительная часть пенсии вначале
будет формироваться за счет взноса в
размере 1 процента, уплачиваемого работником
из заработной платы, а затем плавно увеличиваться
для различных категорий до 3- 6%.
При введении накопительных элементов
должна будет сокращаться ставка страховых
взносов на солидарно-распределительную
систему, что повлечет за собой сокращение
доходов в эту систему.
Внедрение накопительных элементов требует
создания условий и предпосылок для развития
обязательного негосударственного пенсионного
страхования, а также добровольных форм
страхования.
Вместе с тем к возможности внедрения
накопительных элементов в действующую
пенсионную систему Кыргызской Республики
очень осторожно подходит Всемирный Банк,
который оказывает республике финансовую
поддержку. В качестве своих аргументов
против перехода на накопительную систему
Всемирный банк ссылается на отсутствие
в нашей республике некоторых предварительных
условий, в частности, на отсутствие рынка
страхования жизни, инвестиционных фондов,
доверия к финансовым институтам, надежных
инвестиционных возможностей, хорошо
подготовленного агентства по надзору,
возможности покрытия затрат переходного
периода при введении накопительного
элемента, на высокий уровень коррупции
и т.д. Однако классические предварительные
условия для внедрения накопительной
пенсионной системы, которых придерживается
Всемирный Банк, полностью отсутствовали
в Казахстане, когда там переходили на
эту систему, и лишь их половина имелась
в Российской Федерации. Сегодня в указанных
странах образование и использование
свободных пенсионных средств содействует
их экономическому росту и стали в определенной
степени катализатором ускорения формирования
самих предварительных условий, необходимых
для внедрения накопительной пенсионной
системы.
Чем тяжелее ситуация в той или иной стране
тем больше и громче звучат в ней призывы
к социальной защите населения. О такой
защите настоятельно просят её требуют
от правительства. Сложность положения
при таких условиях заключена в том, что,
если в стране наблюдается экономический
спад, снижается производство, уменьшается
создаваемый национальный продукт, то
возможности правительства выделять дополнительные
средства для социальной защиты населения
крайне ограничены. Нагрузка на государственный
бюджет возрастает, правительство вынуждено
прибегать к увеличению налогов, в связи
с чем снижаются доходы работающих.. А
это порождает новые социальные напряжения.
Чтобы исправит такое положение недостаточно
желания людей получить социальную защиту
от невзгод ухудшающейся жизни, также
как недостаточно намерений и обещаний
правительства улучшить жизнь. Проблема
может быть полностью решена только тогда,
когда экономика пойдет вверх и станет
создавать минимум благ, который необходим
людям. В этом в конечном итоге и состоит
спасение. Но что же делать до того, в период,
когда экономика, находятся на спаде и
неспособны удовлетворить потребности
всего населения в благах и услугах? Как
помочь людям попавшим в тяжелое бедственное
состояние и кому именно надо помогать?
Следует прежде всего понять, что если
снизить производство благ и услуг в стране
и одновременно помощь из-за рубежа, если
закупки по импорту не способны компенсировать
такое снижение, а запасы и резервы доведены
до минимума, топредотвратить понижение
уровня жизни практически невозможно.
Столь же нереальна в этих условиях задача
полной социальной защиты всего населения
от уменьшения потребления благ и услуг
в целом и в расчете на одного человека.
Хуже того, если мы попытаемся предоставить
блага в нужном, желаемом количестве одним,
то заведомо пострадают другие, кому эти
блага не достанутся.
Поэтому и правительство, и народ должны
осознать, что поголовная социальная защита
населения от снижения уровня жизни в
условиях экономического спада невозможна.
Правильнее, говорить о социальной поддержке
отдельных слоев и групп населения наиболее
в ней нуждающихся.
В широком смысле слова социально уязвимыми
считаются люди, обладающие доходом ниже
прожиточного минимума. Строго говоря,
при отнесении тех или иных групп людей
к категории социально уязвимых следовало
бы учитывать не только их текущие денежные
доходы, но и денежные сбережения накопленное
богатство, так называемый имущественный
ценз. Однако, поскольку получить достоверные
сведения об имущественном положении
людей трудно, приходится использовать
в качестве критерия, характеризующего
материальное положение человека, его
официальные денежные доходы.
В сложившейся практике социально уязвимыми
считаются семьи с низким денежным доходом
на члена семьи ( чаще всего это многодетные
семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери
воспитывающие детей в одиночку, инвалиды,
престарелые, пенсионеры получающие недостаточное
пособие, студенты живущие на стипендию,
безработные, лица, пострадавшие от стихийных
бедствий, политических и социальных конфликтов,
незаконного преследования. В ряде случаев
к социально уязвимым слоям относят детей.
Все эти люди нуждаются в социальной поддержке
со стороны общества, властей правительства.
Социальная поддержка может проявляться
в самых разнообразных формах: в виде денежной
помощи, предоставления материальных
благ, бесплатного питания приюта, крова,
оказания медицинской, юридической психологической
помощи, покровительства, опекунства,
усыновления.
Вопрос о том, кому, в каких видах и формах,
в каком объеме оказывать социальную поддержку,
относится к числу труднейших в социальной
экономике. Так как всем желающим получить
помощь и нуждающимся в ней просто помочь
невозможно, то ряд экономистов и социологов
советуют такой рецепт: «Помогать только
тем кто не может помочь себе сам». Конечно,
не легко выявить, кто способен и кто не
способен помочь себе сам, но рецепт заслуживает
внимания. В период перехода к рыночной
экономике наиболее остро проявляется
проблема социальной защиты населения
от роста цен (инфляции) и безработицы.
Для того, чтобы рост цен на товары и услуги
не приводил к катастрофическому снижению
потребления и жизненного уровня, частично
применяется индексация доходов. Это означает,
что заработная плата, пенсии, стипендии,
другие виды доходов увеличиваются по
мере роста розничных цен.
К сожалению, при спаде производства ни
правительство, ни предприятия не имеют
возможности повысить доходы, ровно во
столько раз во сколько повышаются цены.
Так как количество товаров уменьшается,
то выплата чрезмерного количества денег
приведет к наводнению рынка денежной
массой и, как следствие к инфляции.
Глава 2. АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО
ФОНДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Современная государственная социальная
политика по решению пенсионных проблем
населения
Основной задачей государственных органов
социальной защиты населения является
разработка и реализация государственной
социальной политики в области социальной
защиты, совершенствование системы социальной
защиты и ее государственных институтов.
На сегодняшний день государственная
социальная защита предоставляется на
республиканском и территориальном уровнях.
Основными функциями органов социальной
защиты населения на республиканском
уровне являются:
* разработка проектов нормативных правовых
актов в сфере социальной защиты;
* координация деятельности государственных
органов по реализации государственных
программ и нормативных правовых актов
в сфере социальной защиты;
* проведение мониторинга деятельности
подведомственных и территориальных организаций;
* проведение информационной работы.
Основными функциями органов социальной
защиты населения на территориальном
уровне являются реализация государственной
политики на уровне района (города), а также
проведение информационной работы.
Местные государственные администрации
(далее - МГА) выполняют следующие функции:
* обеспечивают на территории согласованную
деятельность территориальных подразделений
министерств, административных ведомств
и иных государственных органов Кыргызской
Республики;
* разрабатывают программы социально-экономического
развития территории и социальной защиты
населения, организуют их выполнение;
* привлекают имеющиеся ресурсы для решения
неотложных социально-экономических задач;
* осуществляют контроль за соблюдением
прав граждан, в том числе несовершеннолетних;
* организуют социально-культурное обслуживание
населения.
Органы местного самоуправления (далее
– ОМСУ) в целях организации функционирования
и развития системы жизнеобеспечения
территории, социально-экономического
планирования и предоставления населению
социальных и культурных услуг выполняют
функцию организации осуществления мероприятий
по работе с детьми и молодежью.
Некоммерческие организации оказывают
социальные услуги нуждающимся слоям
населения в рамках государственного
социального заказа.
6. В 1990-е годы в Кыргызстане сложилась
система социальных льгот и пособий, перешедшая
из советских времен, которая была неэффективной
и неадресной. Кыргызская Республика приступила
одной из первых в Содружестве Независимых
Государств к реформе системы социальной
защиты, которая проводилась в 1995-1998 годах.
Итогом реформы явилось внедрение новой
модели социальной защиты населения, предусматривающей
адресный подход к наиболее уязвимым группам
населенияи адекватность выплат гражданам,
имеющим на них право. Сегодня социальная
защита населения реализуется с помощью
шести инструментов:
* ежемесячное пособие малообеспеченным
семьям, имеющим детей (далее - ЕПМС);
* ежемесячное социальное пособие для
нетрудоспособных граждан (далее - ЕСП);
* пенсии нетрудоспособным гражданам;
* денежные компенсации взамен льгот;
* социальные услуги, предоставляемые
уязвимым категориям населения;
* выплаты по социальному страхованию
работающим гражданам.
Законодательство предусматривает назначение
и выплату двух основных видов государственных
пособий - ЕПМС и ЕСП. Первое пособие (ЕПМС)
направлено на детей, оно нацелено на ликвидацию
разрыва в доходах наибеднейших семей,
имеющих детей, до уровня гарантированного
минимального дохода (далее - ГМД). С 2012
года ЕСП назначается по категориальному
принципу, независимо от среднедушевого
совокупного дохода семьи, получателями
его являются нетрудоспособные лица, не
имеющие права на пенсионное обеспечение.
В 2012 году средний размер ЕПМС составил
235 сомов, а средний размер ЕСП - 1503 сома.
В настоящее время более 8% населения получают
государственные пособия.
В целях смягчения негативных последствий
роста потребительских цен, увеличения
тарифов на энергию, транспорт и коммунальные
услуги Правительством Кыргызской Республики
предусмотрены денежные компенсации взамен
льгот отдельным категориям граждан.
Получателями социальных услуг являются,
главным образом, люди, проживающие в специальных
учреждениях - домах-интернатах и получающие
социальное обслуживание на дому (около
11 тыс. чел.).
Основным компонентом системы государственного
социального страхования являются пенсии
по возрасту, инвалидности, по случаю потери
кормильца, получателями которых является
10% населения Кыргызской Республики.
7. Несмотря на достигнутый прогресс, система
социальной защиты требует дальнейшей
оптимизации.
В новой продовольственной корзине ассортимент
товаров расширен с 39 до 52 наименований.
Изменена структура минимального потребительского
бюджета в сторону увеличения расходов
на услуги с 15,1% до 17,68%.
В целях реализации Закона Кыргызской
Республики от 7 августа 2006 года №149 «О
государственных минимальных социальных
стандартах» распоряжением Министра труда
и социального развития Кыргызской Республики
от 2 мая 2008 года №38 создана рабочая группа,
которая разработала Методику исчисления
величины минимального потребительского
бюджета для основных социально-демографических
групп населения и на душу населения. Данная
Методика утверждена постановлением Правительства
Кыргызской Республики от 15.08.07 г. №333 «Об
утверждении Методики исчисления величины
минимального потребительского бюджета
для основных социально-демографических
групп населения и на душу населения в
Кыргызской Республике».
Минимальный потребительский бюджет (МПБ)
на душу населения в среднем за 9 месяцев
т.г. составил - 2654,03 сом, для населения
трудоспособного возраста – 2927,15 сом,
пенсионного возраста – 2313,65 сом, детей
– 2276,21 сом. Номинальная среднемесячная
заработная плата одного работника по
республике (без учета малых предприятий
в январе-сентябре 2008 г. составила 3771 сом
и по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года увеличилась почти на треть,
а реальный ее рост, исчисленный с учетом
индекса потребительских цен, составил
23,6 процента.
Наиболее значительный рост заработной
платы в январе-июле 2008 г. по сравнению
с соответствующим периодом 2006 г. отмечался
в здравоохранении и предоставлении социальных
услуг (в 1,5 раза), торговле и образовании
(1,4 раза) на транспорте и связи (31процент).
При финансовой поддержке Правительства
Королевства Швеции с 2005 года в Сокулукском
районе Чуйской области создан пилотный
Центр семьи и детей «Росток», который
оказывает консультативную и методологическую
помощь семьям «группыриска» по месту
жительства. Финансируется центр «Росток»
Шопоковской горуправой и Крупской айыл
окмоту с 1 июня 2008 года как центр работающий
по проекту в местных сообшествах.
Второй моделью Центра по оказанию профессиональной,
квалифицированной медико-социальной,
психолого-педагогической, реабилитационной
помощи детям-инвалидам стал центр «Максат»
для детей и подростков с ограниченными
возможностями Аламудунского района.
В сентябре т.г. при поддержке Шведского
проекта СИДА в г. Жалалабате состоялось
открытие нового реабилитационного центра
с работающими детьми.
Уровень общей безработицы за 10 месяцев
т.г. составил 11,7% или уменьшилось по сравнению
с аналогичной датой прошлого года на
3,8 %.
В соответствии с действующим законодательством
базовая часть пенсии должна поддерживаться
на уровне не менее 12 процентов от средней
заработной платы в республике за предшествующий
год. Согласно этому положению Указом
Президента Кыргызской Республики с января
месяца базовая часть пенсии повышена
на 70 сомов и составила 363 сома. Базовая
часть пенсии прогнозируется на уровне
399 сомов в 2009 году, 459 сомов в 2010 году и
1528 сомов в 2011 году.
Также предусмотрено ежегодное повышение
с 1 мая страховой части пенсии. Повышение
пенсий будет производиться с учетом устанавливаемого
с 1 января 2008 года размера минимальной
заработной платы в размере 340 сомов, среднегодовое
повышение в среднесрочной перспективе
планируется на уровне 15 процентов.
В условиях снижения тарифов страховых
взносов для обеспечения финансовой устойчивости
Социального фонда будут осуществляться
следующие меры:
* дальнейшее совершенствование администрирования
сбора страховых взносов по государственному
социальному страхованию;
* принятие мер по дальнейшему сокращению
доли товарных взаимозачетов в общем объеме
страховых взносов;
* проведение целенаправленной работы
по взысканию просроченных задолженностей
по страховым взносам;
* своевременное и в полном объеме финансирование
выплат пенсий и пособий;
* обеспечение своевременного финансирования
Фонда обязательного медицинского страхования
Приоритетным направлением в деятельности
служб занятости является профессиональная
подготовка и переобучение безработных.
Получить какую-либо специальность через
службы занятости для многих безработных
является единственной возможностью.
В минувшем 2010 г.службами занятости направлено
на проф подготовку и переподготовку 6,5
тыс. человек, что на 14,4% больше, чем 2009
г. обучение проводилось по 166 профессиям
и специальностям в основном в системе
профтех образовния и коммерческих учебных
центрах. В результате 6,1 тыс. человек получили
профессии, пользующиеся спросом на рынке
труда, и на сегодняшний день продолжают
учебу 1,6 тыс. человек. Удельный вес трудоустроенных
после завершения обучения в целом по
республике составил 51,8%. Наибольший удельный
вес трудоустроенных приходится на Чуйскую
область (73,8%) и г. Бишкек (60%).
Защита малоимущих граждан в связи с повышением
тарифов в жилищно-коммунальном секторе
До сих пор субсидии жилищно-коммунальному
хозяйству предоставляются для всего
населения за счет республиканского и
местных бюджетов. Затраты республиканского
бюджета на эти цели составляют более
100 млн. сомов. Население же сейчас покрывает
немногим более 30% фактической стоимости
эксплуатации жилья и коммунальных услуг,
оплачивая их по тарифам в 2,6 раза ниже
себестоимости.
Несправедливость такого порядка финансирования
давно известна и заключается в том, что
более обеспеченные слои населения, располагающими
лучшими жилищно-коммунальными условиями
получают от этого большой объем льгот,
нежели малообеспеченные слои, которые
часто имеют небольшое по площади жилье
с неполноценным коммунальным обслуживанием
или вообще не имеет такового.
Правительству Республики начиная с 2009
г. по всей территории страны необходимо
разработать и ввести жилищные пособия
для малообеспеченных слоев населения.
Проведение жилищной реформы предполагает
демонополизацию сферы жилищно-коммунальных
услуг, введением обслуживания жилья на
конкурентной основе и правом выбора обслуживающей
организации населением. Для представления
интересов населения необходимо создание
товариществ собственников жилья.
По республике уже создано 50 таких товариществ,
в том числе 16- в Бишкеке. Наконец, серьезной
финансово-экономической проблемой является
установка в домах и квартирах индивидуальных
приборов учета и регулирования отопления,
потребления газа и воды, с тем чтобы жители
могли контролировать объем потребления
этих ресурсов. Решение этой задачи требует
немалых затрат, которые не должны быть
переложены на население.
Среди первоочередных мер необходимо
спланировать график постепенного повышения
доли платежей граждан по отношению к
затратам на содержание жилья и стоимости
коммунальных услуг. Одновременно требуется
установить стандарт максимально допустимой
доли расходов граждан на оплату жилья
и коммунальных услуг в семейном бюджете
и график ее постепенного повышения. На
начальном этапе такая доля видимо не
должна превышать 30% общих расходов семьи,
а для семей, у которых эта доля окажется
выше, необходимо предусмотреть выплату
компенсаций. При этом должен учитываться
стандарт республиканской нормы жилья,
так чтобы жилищные субсидии распространялись
лишь на размер жилплощади в пределах
этой нормы.
Обеспечение доступности образования
Стратегическим ориентиром является сохранение
гарантий общедоступности начального
и среднего образования, обеспечение поддержки
и стимулов к образованию для детей малообеспеченных
семей. Системой образования закладываются
важнейшие предпосылки преодоления бедности.
В 2008-08 учебном году 8588 детей школьного
возраста в республике не посещали школу,
в том числе 3276 никогда не учились, 945 выбыли
из 1-4 классов, 2517 - из 5-9 классов и 1850- из
10-11 классов; 2058 детей прекратили обучение
по причине материальных затруднений.
Трудности с приобретением необходимой
одежды, обуви, учебников, письменных принадлежностей,
питанием и транспортом, также являются
причиной увеличения числа детей не посещающих
школу. Все большее число детей и молодежи
оставляют учебу в связи с расширением
использования детского труда, разрушением
семейных связей под воздействием возросших
социально-экономических и психологических
трудностей, испытываемых многими семьями.
В целях преодоления подобной ситуации
должна возрасти роль школы, как института
социальной защиты. Следует повысить эффективность
таких мер поддержки учащихся из малообеспеченных
и неблагополучных семей, как школьные
завтраки, предоставление школьной формы,
учебников и др. с тем, чтобы исключить
случаи прекращения обучения детей по
причинам материальных затруднений и
семейным обстоятельствам.
Особое внимание и необходимое финансовое
обеспечение должна получить социальная
поддержка детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Молодые люди, оканчивающие девять классов,
должны получить государственные гарантии
начального профессионального образования.
Сейчас же молодежь, закончившая девять
классов неполной средней школы, оказывается
на рынке труда без какой-либо профессиональной
подготовки. Тем самым молодые люди испытывают
значительные трудности в трудоустройстве,
имеют высокий риск оказаться в числе
безработных, а потом бедных.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Демократическое государство
обязано гарантировать всем своим гражданам
возможность получения жизненно необходимых
социальных услуг. В частности, важно сохранить
доступность социальной сферы, а также
обеспечить всему населению минимальный
стандарт жизненных условий: возможность
получения базового образования, гарантию
определенного жизненного уровня и социальную
защиту в экстремальных ситуациях. Поэтому
основополагающим принципом социальной
политики должно быть бесплатное оказание
основных услуг учреждениями социальной
сферы ( в первую очередь, медицинских,
образовательных и др.). Заключение
Каждая проблема требует разработки и
проведения специальных мер, для того
чтобы сократить их негативное влияние
на функционирование пенсионной системы.
Нельзя допускать возникновения ситуации,
когда объемы государственных пенсионных
обязательств многократно превышают объемы
реально получаемых страховых взносов.
Необходимо провести комплекс мероприятия
по регулированию доходов пенсионной
системы:
- ежегодно проводить оценку тарифов страховых
взносов исходя из потребности в средствах
с учетом обеспечения коэффициента замещения
и размера фиксированного платежа самозанятого
населения. Повысить эффективность пенсионной
системы (Кз), можно либо повышая вставку
взноса в пенсионный фонд и число плательщиков
пенсионных взносов, либо уменьшая число
пенсионеров, либо одновременно повышая
вставку взноса в пенсионный фонд и число
плательщиков пенсионных взносов и понижая
число пенсионеров.
-низкая рождаемость определяет необходимость
повышения пенсионного возраста, даже
если нет роста продолжительности жизни.
Целью повышения пенсионного возраста
должна быть не экономия на пенсионерах,
а повышение пенсий для стариков. Повышение
пенсионного возраста должно сопровождаться:
изысканием дополнительных источников
финансирования пенсий; введением налоговых
льгот для пожилых работников. Также основной
задачей должно являться ослабление зависимости
пенсионной системы от демографического
фактора.
-увеличить страховой стаж, необходимый
для назначения трудовой пенсии по старости,
например, до 10 лет – для женщин и до 15
лет – для мужчин. В случае если страховой
стаж застрахованного лица менее указанных
величин, размер пенсии должен устанавливаться
с увеличением пенсионного возраста в
пределах 5 лет;
- ввести дополнительный тариф для отраслей
производств, работа в которых дает право
на досрочное назначение трудовых пенсий;
- урегулировать ситуацию с работающими
пенсионерами. Пересмотреть размеры пенсий
работающих пенсионеров, либо установить
границу пенсионного возраста, после которого
пенсионерам работать было нельзя. Высвобождение
рабочих мест для молодежи необходимо,
профессионализм пенсионеров – ценный
ресурс, но молодежи тоже надо набираться
опыта. Иногда пенсионеры занимают высокие
должности, и перспектив по продвижению
молодежи нет. Необходимо развивать именно
эти трудовые ресурсы;
- учитывая, большое количество лиц, имеющих
право на льготную пенсию, целесообразно
было бы добавить профессиональную пенсионную
подсистему в пенсионную систему. При
прохождении государственной службы существуют
некоторые ограничения прав и свобод граждан
(запрещение заниматься коммерческой
деятельностью и т.д.), государство законодательно
может регулировать размер пенсий государственных
служащих, например, путем увеличения
(уменьшения) должностных окладов или
путем дополнительных выплат в пенсионный
фонд.
Внесение корректив в пенсионную систему
в части, по пенсионному обеспечению госслужащих:
положительно отразится на расходной
части бюджета государства; позволит уменьшить
дефицит пенсионного фонда за счет ежемесячных
денежных отчислений на индивидуальные
лицевые счета застрахованных лиц; средства,
образующиеся на счетах госслужащих, могут
использоваться для выплат пенсий нынешним
пенсионерам, которые уже являются или
будут являться получателями пенсий в
переходный период проведения пенсионной
реформы и не имеют средств на индивидуальных
лицевых счетах, что является важным фактором
в период дефицита расходной части бюджета
ПФК.
Политика государства должна быть, направлена
на повышение доходов населения, снижение
необоснованной дифференциации заработной
платы, увеличение доли заработной платы
в структуре ВВП; снижение безработицы.
Дальше реализовывать механизмы добровольной
уплаты страховых взносов в рамках государственной
пенсионной системы, что касательно программы
государственного софинансирования, пересмотреть
условия софинансирования, вести мероприятия
по устранению финансовой безграмотности
населения.
Реформирование пенсионной системы –
это дело долгосрочное, результаты реформы
не могут появиться сразу. Она предусматривает
введение накопительных элементов для
будущих поколений пенсионеров. Предполагается,
что часть средств, отчисляемых с заработка
работника, будет инвестироваться с целью
получения дохода. Это очень сложное дело:
для того, чтобы обеспечить сохранность
пенсионных активов нам предстоит разработать
правила инвестирования, структуру инвестиционного
портфеля, диверсифицировать риски, решить
какой орган будет управлять активами
и т.д. Но мы убеждены, что это нужно начинать
делать, нужно уже сегодня создавать резервы
для выплаты будущих пенсий. Кроме того,
накопительная часть пенсии будет наследоваться
правопреемниками будущих пенсионеров.
Это отличие от существующей солидарной
системы, по нашему мнению, создаст дополнительные
стимулы для отчислений страховых взносов
в Социальный фонд. В отношении состоявшихся
пенсионеров будет сохранена солидарно-распределительная
система.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное обеспечение пенсионеров сопряжено
с решением целого комплекса экономических
проблем, среди которых важнейшая - финансовое
обеспечение полноценной и своевременной
выплаты пенсий.
В условиях рыночных социально-трудовых
отношений социальное обеспечение пенсионеров
приобретает ряд особенностей, главная
из которых заключается в том, что пенсионная
система становится финансово независимой
от государственного бюджета. Это достигается
благодаря тому, что финансовые средства
Пенсионного фонда формируются за счет
страховых отчислений от заработной платы
всех застрахованных наемных работников.
Для реализации модели социального обеспечения
пенсионеров государству потребовалось
создание целого комплекса государственных
гарантий, направленных на устойчивое
функционирование данной системы:
* правовая база;
* принудительное взимание страховых платежей;
* прямое бюджетное финансирование части
пенсий в соответствии с действующим законодательством
и т.п.
Однако глубокий экономический кризис
и в особенности финансовый кризис, поразивший
нашу страну в переходный период не обошел
стороной и пенсионную систему. Так со
второго квартала 1995 года в пенсионной
системе начались кризисные явления, связанные
с падением сбора страховых платежей и
ростом просроченной задолженности по
их уплате.
Финансовый кризис пенсионной системы
свидетельствует о необходимости проведения
очередного радикального реформирования
пенсионной системы с целью наиболее полного
ее приближения к особенностям функционирования
в условиях неустойчивой рыночной экономики.
В связи с этим по инициативе Пенсионного
фонда Кыргызской Республики начаты эксперименты
по реформированию пенсионной системы,
создание единых пенсионных служб, которые
позволяют значительно улучшить механизм
управления средств на выплату пенсий.
Еще более важное значение приобретает
переход на персонифицированный учет
плательщиков пенсионных взносов.
Несмотря на принятие нового пенсионного
и налогового законодательств, нормы которых
предусматривают ответственность налогоплательщика
(по налоговому законодательству) и страхователя,
застрахованных лиц, а также страховщика
(по пенсионному законодательству), в стране
не все организации уплачивают обязательные
платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.
В связи с принятием части второй Налогового
кодекса Кыргызской Республики и изменением
в связи с этим пенсионного законодательства
функции Пенсионного фонда Кыргызской
Республики по контролю за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения страховых взносов, а также по
перерасчету и возврату излишне уплаченных
или взысканных платежей во внебюджетные
фонды передана органам Министерства
Финансов Кыргызской Республики
Практика показывает, что с вышеуказанными
изменениями произошла ломка устоявшегося
механизма взыскания страховых взносов
в Пенсионный фонд Кыргызской Республики.
Поток денежных средств на выплату пенсий
уменьшился.
Мне кажется, что существует необходимость
внесения изменения в действующее пенсионное
и налоговое законодательство, то есть
изменений, связанных свозвратом Пенсионному
фонду Кыргызской Республики функции
по контролю за уплатой страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, считаю необходимым в этих
целях открытие Пенсионным фондом своих
расчетных счетов, а также возможность
без акцептного списания денежных средств
с расчетных счетов недобросовестных
страхователей, по результатам документальных
и камеральных проверок.
Также существует проблема со сбором и
проверкой достоверности индивидуальных
сведений о стаже и заработке застрахованных
лиц, необходимых для внесения и изменения
информации на индивидуальные лицевые
счета застрахованных лиц, для последующего
назначения и перерасчета пенсии.
В связи с наделением Пенсионного фонда
совершенно новыми для него функциями
- назначения, выплаты и доставки пенсий
- одной из важнейших задач является переквалифицирование
кадров самого Пенсионного фонда.
Для этого уже сейчас проводятся совещания-семинары
с работниками органов социальной защиты
населения, органами Министерства Финансов
Кыргызской Республики, Министерства
труда Кыргызской Республики по обмену
опытом и решению вопросов, возникающих
при реализации нового пенсионного законодательства.