Современная семейная политика в скандинавских странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 08:43, доклад

Описание работы

Семейная политика - часть социальной политики, основные действия которой направлены на семью.
Скандинавские страны направляют большой объем ресурсов на поддержку семей с детьми (от 2 до 3,7 % ВВП). В целом, отличительными чертами семейной политики этих стран является ее направленность на предоставление семьям благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности родителей с воспитанием детей; на компенсацию семьям затрат или части затрат, связанных с рождением и воспитанием ребенка; распределение семейных обязанностей по уходу за детьми, их содержанию и воспитанию между родителями; поощрение активности родителей и социально ответственного родительства; осуществление семьями выбора между самостоятельным уходом за ребенком и использованием услуг квалифицированных специалистов.

Файлы: 1 файл

Семейная политика.docx

— 21.81 Кб (Скачать файл)

Комарова Мария

Группа 204

Современная семейная политика в скандинавских странах.

Семейная политика - часть  социальной политики, основные действия которой направлены на семью.

Скандинавские страны направляют большой объем ресурсов на поддержку  семей с детьми (от 2 до 3,7 % ВВП). В  целом, отличительными чертами семейной политики этих стран является ее направленность на предоставление семьям благоприятных  условий для сочетания трудовой деятельности родителей с воспитанием  детей; на компенсацию семьям затрат или части затрат, связанных с  рождением и воспитанием ребенка; распределение семейных обязанностей по уходу за детьми, их содержанию и  воспитанию между родителями; поощрение  активности родителей и социально  ответственного родительства; осуществление семьями выбора между самостоятельным уходом за ребенком и использованием услуг квалифицированных специалистов. В результате реализации таких мер родители активны в трудовой деятельности, что поддерживает приемлемый уровень доходов. Удельный вес занятых женщин, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет, довольно высок.

Собственные доходы семьи  дополняются существенной денежной помощью со стороны государства. Кроме того, уровень доходов семей  повышается за счет налоговых льгот  и вычетов, распространяемых на семьи, воспитывающие детей. В результате уровень детской бедности в этих странах наиболее низкий по сравнению  с другими европейскими государствами. Так, если в странах Южной и  Восточной Европы и странах Прибалтики масштабы детской бедности высоки: 16-17 % - в Италии, Испании и Литве, 19 % - в Латвии и Португалии, 21 % - в  Болгарии, 26 % - в Румынии, то в скандинавских  странах этот показатель находится  в пределах от 5 до 10 %.

Система экономической поддержки  семей с детьми, основанная на принципах  повышения трудовой активности родителей  и успешного совмещения ими занятости  и исполнения семейных обязанностей наиболее ярко представлена в скандинавских  странах.

При этом основная идея, положенная в основу данной модели, - идея гендерного равенства, предполагающая равное распределение обязанностей по уходу за детьми и их воспитанию между родителями и равные возможности их занятости. Страны не предпринимают активных мер, напрямую направленных на стимулирование рождаемости, и не позиционируют семейную политику как пронаталистскую. Вместе с тем сложившиеся национальные системы экономической поддержки семей наилучшим образом позволяют им реализовать свои репродуктивные установки.

Системы экономической поддержки  семей с детьми в этих странах  основаны на сочетании двух элементов: программы поддержки сети субсидируемых  государством дошкольных учреждений; программы по сокращению издержек семьи, связанных с рождением и воспитанием  ребенка, рассчитанные на всеобщий охват (денежные выплаты семьям в период беременности и ухода за детьми).

Особенностью рассматриваемых  стран является законодательно закрепленное право детей на дневной уход в  местных муниципальных дошкольных учреждениях.

Денежные выплаты включают в себя оплату материнского отпуска  в связи с беременностью и  родами, отцовского отпуска в связи  с рождением ребенка, родительского  отпуска (отпуска по уходу за ребенком младшего возраста), детские пособия, а также пособия по уходу за ребенком на дому.

Материнский отпуск в рассматриваемых  странах непродолжительный, по его  окончании (иногда и во время него) возникает право на предоставление родительского отпуска, возможность  использования которого предусмотрена  для каждого из родителей.

Оплачиваемый отпуск продолжительностью больше, чем два года.

Особенностью данной модели поддержки семей является привлечение  обоих родителей к уходу за детьми младшего возраста путем предоставления отцовского отпуска в связи с рождением ребенка (в Дании, Финляндии, Швеции), предоставления права одновременного использования родительского отпуска двумя родителями (например, в Норвегии), квотирования части родительского отпуска, обязательной для использования каждым из родителей (Норвегия и Швеция). Размеры оплаты отпусков в рассматриваемых странах различны и напрямую зависят от заработной платы родителей. Доля замещения временно утраченного заработка варьируется в зависимости от величины дохода (в Финляндии), от типа предоставляемого отпуска (Швеция, Финляндия), от продолжительности отпуска (в Норвегии). В рассматриваемых странах применяются гибкие системы отпусков, позволяющие распределять нагрузку по уходу за детьми между родителями, а также разделять родительский отпуск на части до достижения ребенком определенного возраста и комбинировать, таким образом, занятость и родительские обязательства. При этом размеры пособий позволяют обеспечить приемлемый уровень жизни семьи в период ухода за ребенком.

Детские пособия, в отличие  от оплаты родительского отпуска, в  рассматриваемых странах выплачиваются  на каждого ребенка и не зависят  от доходов семьи. Финансирование детских  пособий осуществляется из средств  государственного бюджета (налоговых  отчислений). Таким образом, осуществляется регулирование доходов семей  и выравнивание доходов семей  с детьми и бездетных. Детские  пособия выступают основным инструментом компенсации семьям их расходов, связанных  с содержанием детей.

В рассматриваемых странах  не получили распространения длительные отпуска по уходу за детьми, предоставляемые  в связи с ограничением занятости  родителя либо полным прекращением им трудовой деятельности. Вместе с тем  широкое распространение получили пособия, компенсирующие семьям расходы, связанные с постоянным пребыванием  детей, не посещающих дошкольные учреждения, в доме родителей. Такие пособия  выплачиваются в Дании, Финляндии  и Норвегии.

Лидерами среди стран, где отцы используют предоставляемую им возможность, по-прежнему остаются скандинавские страны. Однако и для них характерна определенная гендерная асимметрия родительства. Она выражается в том, что большинство мужчин берут отпуск по уходу за ребенком, но продолжительность этого отпуска остается небольшой.

Норвегия

Обычная норвежская семья  состоит из матери, отца и одного или двух детей. Немногие имеют более  трёх детей. Для Норвегии характерно существование множества семей, имеющих по нескольку детей, но так и не узаконивших свои отношения. Дети, родившиеся в гражданском браке, имеют такие же права, как и дети от законного брака. В Норвегии, на сегодняшний день, один из самых высоких индексов рождаемости в Европе – 1.9.

51 % детей в возрасте  до 3 лет охвачен профессиональным уходом и 95 % детей в возрасте от 3 до 6 лет - дошкольным воспитанием.

Сейчас в стране ведется  активная политика равноправия полов, что не было характерно для нее  раньше. Особое внимание в политике семьи Норвегии уделяется изменению роли мужчин в семье, поскольку даже на государственном уровне бытует мнение, что мужчины и женщины должны обладать абсолютно равными правами не только на выборах или поступлении на работу, но и в семейной жизни, особенно ввиду того, что в норвежских семьях обычно работают как муж, так и жена.

Продолжительность отцовского оплачиваемого отпуска  14 дней.

Швеция

Швеция представляет собой  универсалистское государство всеобщего благосостояния, которое базируется на социально-демократических принципах и в своем признании равенства между женщинами и мужчинами зашло, пожалуй, дальше всех.

Государство в данном случае не только берет на себя покрытие расходов, вызванных провалами рыночной системы, но и выводит за пределы действия рыночных принципов услуги, необходимые для формирования и поддержания семьи.

В Швеции в 2007 г. 90 % отцов использовали причитающуюся им квоту, однако 79 % от оставшихся дней, которые формально разделены между родителями, использовали матери.

Продолжительность отцовского оплачиваемого отпуска  10 дней.

47 % детей в возрасте  до 3 лет охвачен профессиональным  уходом и  91 % детей в возрасте  от 3 до 6 лет - дошкольным воспитанием.

В крупных государственных  компаниях с большим числом женщин-сотрудниц  мужчины чаще используют родительский отпуск, т. к. отношение работодателя (в данном случае государства) и коллег к таким отцам является более  «дружественным».

Материнство шведок стимулируется  значительными финансовыми дотациями  на каждого ребенка, притом, чтобы  многодетность не препятствовала ни карьерному росту, ни элементарной мобильности, так, на любой автозаправке появляется место для пеленания младенцев, в любом деловом учреждении оборудуется  детская игровая комната, в любом  ресторане имеется детское меню, существенно отличное и по содержанию и по цене от взрослого.

Финляндия 

Финляндии в детские учреждения принимают детей с 10-месячного  возраста. Всеобщий охват детей дошкольного  возраста услугами по уходу, воспитанию и обучению позволяет осуществлять широкая сеть государственных учреждений, что создает родителям благоприятные  условия для продолжения трудовой деятельности и совмещения ее с выполнением  семейных обязанностей.

Продолжительность отцовского оплачиваемого отпуска  12 дней.

По расчетам демографов, к 2040 году население Финляндии увеличится на 100 тысяч человек и составит 5 миллионов 366 тысяч граждан.

На сегодняшний день в  стране действует гибкая система  послеродовых отпусков - для матерей (105 дней), для отцов (6 - 8 дней) и так  называемый "родительский отпуск" (158 дней, которые могут быть использованы одним из родителей по усмотрению семьи). На протяжении всего отпуска  родитель получает государственное  пособие, размер которого в среднем  составляет 66% от ее/его заработной платы. Кроме того, законодательство страны предусматривает право на отпуск по уходу за ребенком, дающий возможность одному из родителей  воспитывать ребенка дома до 3-летнего  возраста. На этот срок за родителем  сохраняется ее/его рабочее место, а государство выплачивает ее/ему  пособие по уходу за ребенком. Это  пособие может быть использовано на оплату частных услуг по присмотру  за ребенком, если оба родителя желают вернуться на работу до окончания 3-летнего  отпуска. Родители имеют право работать неполный день до окончания ребенком первой учебной четверти. Один из родителей  имеет право на 4-дневный отпуск по болезни для ухода за ребенком до 10 лет. В этом случае законодательство не обязывает работодателя оплачивать неотработанные дни, однако во многих коллективных договорах зафиксировано  компромиссное решение по этому  вопросу.

 

Список литературы:

Дуликов В. З. Социально-культурная работа за рубежом: тенденции развития: учеб. пособие. М: [Изд-во МГУКИ], 2003.

Калабихина И. Е. Особенности проведения политики сочетания профессиональной и семейной жизни населения в Европейских странах http://genderbudgets.ru/biblio/7_Kalabihina.pdf

Степанов Н. М. Государственная  семейная политика в странах Западной Европы http://www.politstudies.ru/fulltext/2010/5/8.pdf

Чернова Ж. В. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ – СПб: Норма, 2008.


Информация о работе Современная семейная политика в скандинавских странах