Современная семья, особенности ее формирования и функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение семьи как объекта исследования с определением на теоретическом уровне ее основных проблем, особенностей формирования и функционирования. Для этого необходимо: рассмотреть основные понятия семьи, определить особо значимые проблемы современного брака, и изучить особенности формирования и функционирования современной семьи.

Содержание работы

Введение

Глава I. Основные понятия и аспекты семьи

1.1 Семья как социальный институт

1.2 Функции семьи .

Глава II. Современная семья, особенности её формирования и функционирования

2.1 Особенности формирования семьи в современных условиях

2.2 Особенности функционирования современной семьи

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

демография.docx

— 43.72 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение 


Глава I. Основные понятия и аспекты семьи 


1.1 Семья как социальный институт 


1.2 Функции семьи .


Глава II. Современная семья, особенности её формирования и функционирования 


2.1 Особенности формирования семьи в современных условиях 


2.2 Особенности функционирования современной семьи 


Заключение 


Список используемой литературы 


 

 

Введение

 

«Семья - взаимное несение  тягот и школа жертвенности». (Н.А.Бердяев).

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной, и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Вероятно, это происходит потому, что семейные связи становятся менее прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей.

Семья настоящий университет  человеческих отношений. Социологи  и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах  по параметрам: форме семьи, форме  брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а  также происхождению и способу  наследования имущества.

Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

Российскую демографическую  науку семья интересует как предисловие воспроизводства населения, как уникальный социальный институт, специфической функцией которого является рождение детей, воспроизводство поколений, населения в целом. Поэтому российская демография из всего возможного многообразия семейных структур населения выделяет и изучает только те, которые прямо и непосредственно связаны с воспроизводством населения, чем она резко отличается от демографической науки западных стран.

Целью данной работы является изучение семьи как объекта исследования с определением на теоретическом уровне ее основных проблем, особенностей формирования и функционирования. Для этого необходимо: рассмотреть основные понятия семьи, определить особо значимые проблемы современного брака, и изучить особенности формирования и функционирования современной семьи.

 

 

Глава I. Основные понятия и аспекты семьи

 

1.1 Семья как социальный институт

 

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется  совокупностью социальных норм, санкций  и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, а также реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей.

Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного  развития приобретал различные формы.

Формы семьи:

1.Кровнородственная семья.

Будучи первой, после промискуитета и наиболее древней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён. Эта система – малайская. Она выражает те отношения родства, которые должны были существовать в кровнородственной семье, и предполагает существование такой семьи для объяснения её собственного существования. Таким образом, простота и точность этой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, что групповой брак родных и двоюродных братьев и сестёр был источником, из которого эта система возникла. Если подробно рассмотреть данную систему родства, то не найдётся различия между родством по крови и по свойству, то есть оно не проводится.

Кровнородственная семья была первой организованной формой общества, она, несомненно, представляла улучшение предшествовавшего неорганизованного состояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитие домашних учреждений, изобретений и открытий.

 

2.Пуналуальная семья.

Переход к пуналуальной семье был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. Во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Пуналуальная семья выросла из обычая «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и двоюродные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Обычай «пуналуа» помог сложиться туранской системе родства. Отсюда ясно, что эта форма семьи образовалась из кровнородственной семьи. Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье. Влияние родовой организации на древнее общество было консервативным и в то же время возвышающим, потому что это учреждение явилось катализатором изменений, происходивших в то время в обществе.

 

3.Синдиасмическая и патриархальная  семьи.

 При существовании синдиасмической и патриархальной семьи (низшая и средняя ступень варварства до появления моногамии на высшей ступени) господствовала туранская система родства.

Место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачные пары, представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частично индивидуализировавшиеся семьи. В этой семье можно признать зародыш моногамной семьи, однако в ряде существенных отношений парная семья стояла ниже моногамной. Синдиасмическая семья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений было то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею пользоваться.

 

4.Моногамная семья.

Моногамия в сложившейся  форме проявляется в позднейшем периоде варварства. Переход счёта происхождения из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице. Совершенствуясь вместе с прогрессом, моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере, наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.

Так от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировали  социальные нормы, предписывающие правила  выбора и количества супругов, роль главы семейства, права и обязанности  родственников, место поселения  молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно  связан институт брака. Брак – это  официально оформленные супружеские  отношения; это признанная обществом  форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения  между супругами и определяет их права и обязанности по отношению  ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е. семью создает  отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые  сопровождаются рождением детей. Особенно необходимо отметить, что всякое расторжение  брака есть расторжение семьи  и что даже с чисто юридической  точки зрения положение детей  и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного  усмотрения родителей, от того, что  им заблагорассудится.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи  выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются:

1) вступление в брак  – образование семьи;

2) начало деторождения  – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования  семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья  обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Например, ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальные стандартами поведения, нормы, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

 

1.2 Функции семьи

 

Семья всегда выполняет  целый ряд социальных функций, среди  которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.

Репродуктивная функция (от лат. productio - производить) обусловлена  необходимостью продолжения человеческого  рода. Чтобы через 30 лет население  страны не уменьшилось, детей в каждой семье должно быть не меньше, чем  родителей. К сожалению, в настоящее  время население России ежегодно сокращается примерно на 750 тыс. человек.

Экономический спад повлиял  на рождаемость. В большинстве городских  семей всего один ребенок. Сегодня  в России не осуществляется даже простое  воспроизводство населения.

По статистике, включающей бездетные семьи и несемейных людей, для поддержания воспроизводства  населения России необходимо, чтобы 50% семей имело троих детей.

Общественная ценность семьи  состоит, прежде всего, в духовном воспроизводстве  жизни, т.е. в воспитании детей (воспитательная функция). Воспитание детей в семье  – большой ежедневный труд, и  физический (например, уход за малышами), и умственный (например, духовное развитие детей). Благодаря семье ребенок  получает первые трудовые и нравственные навыки: помощь по дому, определенные правила поведения, забота о родителях.

Важнейшее средство воспитания ребенка – личный пример родителей. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в  целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами. Жизнь каждой семьи определяет развитие привычек и нравственных качеств ребенка, как положительных, так и отрицательных. Они составляют «социальное наследство», которое родители передают детям: стиль  поведения и общения с людьми, моральные нормы и жизненные  ценности. Здоровье нового поколения, как духовное, так и физическое, тем крепче, чем больше в семье  супружеской и родительской любви.

Информация о работе Современная семья, особенности ее формирования и функционирования