Современная семья: структура, функции и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в формировании понимания того, что представляет собой институт семьи на современном этапе развития общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Часть 1 Механизм развития семьи как социального института……………....4
1.1 Семья как социальный институт……………………………………………4
1.2 История становления семьи в традиционном обществе…………………..9
1.3 Современная семья и её виды………………………………………………11
Часть 2 Кризис традиционной семьи в современном мире как поиск новой модели супружеских отношений……………………………………………….18
2.1 Проблемы современной семьи……………………………………………...18
2.2 Мировая стратегия семейной политики как путь решения проблем…….22
Часть 3 Тенденции развития современной Российской семьи……………….26
3.1 Отношение современной молодёжи к семье……………………………....26
3.2 Современные основы молодой семьи……………………………………....29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая перед.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Классификации других ученых весьма схожи с представленной.

 

1.3 В настоящее время появилось множество других видов семей.

По принадлежности супругов к различным социальным общностям  выделяют:

1. Эндогамную семью (супруги принадлежат к одной социальной общности)

2. Экзогамную семью (супруги принадлежат к разным социальным общностям)

По количеству брачных  партнеров:

1. Моногамия (два супруга – муж и жена)

2. Полигамия

а) полиандрия (многомужество)

б) полигиния (многоженство)

3. Серийная моногамия (последовательное вступление в несколько моногамных браков)

По количеству поколений  в семье:

1. Однопоколенная семья ( муж и жена)

2. Нуклеарная семья (родители и дети)

3. Многопоколенная, расширенная или сложная семья (бабушки и дедушки, родители, дети)

По наличию родителей:

Полная семья (оба родителя живут вместе)

2.  Неполная семья (ребенок живет с одним из родителей)

а) материнская (у ребенка  есть только мать)

б) отцовская (у ребенка  есть только отец)

3. Функционально неполная семья (есть оба родителя, но по каким-либо причинам они уделяют катастрофически мало времени семье)

4) Бинуклеарная семья  (после развода каждый из родителей  заводит новые семьи, а ребенок  живёт то в одной, то в  другой семье)

По количеству детей  в семье:

1. Бездетная семья

2. Однодетная семья

3. Малодетная семья

Многодетная семья ( от 3 и более детей)

По семейному стажу:

Молодожены (первый год  совместной жизни)

Молодая семья (1-3 года совместной жизни)

Семья, ждущая ребенка (до 10-15 лет совместной жизни)

Зрелая семья (семья, имеющая  ребенка)

Пожилая семья (семья, в  которой дети уже завели свои семьи) [4].

Таким образом, мы видим, что в настоящее время различают  огромное количество видов семей, и, к сожалению, наблюдаются все  большие отрицательные изменения традиционной семьи.

Какова же наша семья  сегодня?

В своем развитии семья  стремительно идет от многодетности  к малодетности. Рождаемость резко  упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у  нас преобладает однодетная семья.

Новая структура семьи  обусловливается четко проявляющимся  процессом её нуклеаризации, что  влечет за собой и положительные  и отрицательные моменты. С одной  стороны, молодая семья раньше приобретает  самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Отсутствие контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков.

В семье наблюдается  активный процесс эгалитаризации и  демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда, строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу и жене необходимы понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. В настоящее время эгалитарные семьи и семьи переходного типа преобладают, особенно в больших городах. При этом, реализация равенства в семье зависит, прежде всего, от уровня эмоционально-нравственной зрелости супругов, от уровня нравственной культуры.

Демократизация отношений  в семье в первую очередь, изменяет систему ролевых отношений между  мужем и женой. От взаимодополняемости  мужа и жены, когда за каждым из них  жестко закреплены определенные обязанности, функции к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными.

Для развития современной  семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть страшным. Общественное мнение стало воспринимать развод как  явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В некоторых регионах развод достигает своего пика: на 100 браков, заключенных в течение года приходится 100 разводов. Интересны причины этого процесса. Часто это алкоголизм и грубость супругов, неспособность к адаптации.

В последнее время  широкое распространение получили альтернативные браку семьи. Это  прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда  может или уже появился ребенок. Сожительство – это удел молодых. Его пик приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни индивида. В последующем идет снижение удельного веса таких отношений.

Хочется отметить еще  одну своеобразную форму брака –  это так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. У.Годвин – английский анархо-социалист утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей. Необходимо отметить, что интерес к такой модели семьи не угасает. А в связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно женской, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих большие доходы. С ней связывается возможность реального равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.

В настоящее время, как  утверждает известный российский социолог С.И.Голод, можно говорить о том, что  семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями.

В то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, жена становится хозяйкой дома со всеми вытекающими отсюда обязанностями, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом. Сфера обслуживания, став дорогою, компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье.

Говоря о возврате традиционных ролей мужчине и  женщине, необходимо отметить, что эта  традиционализация осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как раньше. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообразные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рамки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.

Такая традиционализация  носит зачастую вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует  потребностям как женщин, так и  мужчин и даже, в целом, всего общества.

Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Это оборачивается утратой равных стартовых позиций для развития детей. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача – выжить в данной ситуации. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, т.е., те которые являются сущностными в семейной жизни, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают её гуманистическую сущность. Прежде всего, это проявляется в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются лишь материальные проблемы (не только в малообеспеченных семьях), когда в общении недостаточно теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, родителей от детей, проявляющимся как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Такое противостояние в подростковом возрасте вызывает лавинообразный рост агрессии, садизма, немотивированной преступности. Многие исследователи считают, что проявления подростковой и юношеской жестокости – это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Следствием этого отчуждения является также и ранний сексуальный опыт. По утверждению психологов, дети, лишенные родительской любви, испытавшие её недостаток, компенсируют это ранними половыми связями.

В семье дети не только рождаются, но и воспитываются. Главная  задача семьи – формирование гуманистических, нравственных начал в ребенке.

В семье формируется способность любить другого человека, способность к эмоциональному контакту с другим. Главную роль в этом процессе играет мать.

Что же представляет собой современная мама? Нужно отметить, что некоторые современные мамы признают, что не испытывают горячей любви к своим детям, что их отношение к ним базируется лишь на ощущении необходимости как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми либо из-за незнания, либо из-за отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют детей на заработки, оставляют в роддоме, а иногда и убивают [7, 35].

Последствия перечисленных особенностей функционирования современной семьи  далеко не однозначны. Возможны как позитивные, так и негативные следствия.

Из выше сказанного можно сделать  вывод, что умирает не семья, как  таковая, а происходят значительные видоизменения традиционной семьи, и каковой будет новая модель семьи пока неизвестно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2

2.1 Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. «Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми». Такое понимание функций семьи, по мнению автора, позволяет обоснованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (например, пар, поддерживающих постоянные сексуальные отношения). Тот же автор, исходя из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с созданием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности [1, 23-25].

К сожалению, в годы перестройки и в последующем государство стало уделять недостаточно внимания институт семьи, и семья оказалась предоставленной сама себе, что не могло не сказаться на ее положении в обществе, выполняемых функциях.  
Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов различных профилей, так и для не специалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

Рассмотрим некоторые из этих проблем.

Наше общество далеко отошло от ценностей традиционной семьи. И одной из причин этого является то, что люди стали нерелигиозными. Настоящая вера подменяется лишь формальным исполнением каких-либо обрядов. Человек, отвергающий христианские Заповеди жизни, имеет точкой отсчета лишь свой взгляд на жизнь. Собственные прихоти возводятся в ранг культа, глупые капризы становятся способом самовыражения, а безумие похотливых влечений защищается как право на личностную свободу и независимость. С таким человеком невозможно выстроить долговременных отношений, так как он непредсказуем даже сам для себя. Если соединяются двое молодых людей с такими взглядами на жизнь, то договор, совет, доверие в такой паре невозможны. Отсутствие единства жизненных правил и обязательств изначально разрушает структурный фундамент отношений. В таких условиях, в сочетании с экономической и бытовой неустроенностью, психологическими стрессами, растерянностью все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную? О кризисном состоянии семьи свидетельствует и падение рождаемости, что приводит к изменению смысла семейной жизни, ее ориентаций на воспитание детей. Тревожит также педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей, их постоянные конфликты оказываются главенствующими факторами влияния на ребенка.

Многие конфликты возникают  из-за неудовлетворенности определенных потребностей одного или обоих супругов. Известный психолог В.А. Сысенко  выделяет следующие основные причины конфликтов:

1. Конфликты на основе  неудовлетворенной потребности  в ценности и значимости своего  «Я», унижения достоинства со  стороны партнера.

2. Конфликты на базе  неудовлетворенных сексуальных  потребностей одного или обоих  супругов.

3. Конфликты, имеющие  своим источником потребности  супругов в положительных эмоциях;  отсутствия нежности, заботы, внимания  и понимания.

4. Конфликты на почве  пристрастия одного из супругов  к спиртным напиткам, азартным  играм, что приводит к неэкономным  и неэффективным тратам семейных средств.

5. Финансовые разногласия,  возникающие на основе преувеличенных  потребностей одного из супругов. Различные подходы к семейному  бюджету и вкладу каждого из  партнеров в материальное обеспечение  семьи.

Информация о работе Современная семья: структура, функции и тенденции развития