Современная социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:06, доклад

Описание работы

Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.
Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

Файлы: 1 файл

Современная социология как наука образовалась не на пустом месте.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

Современная социология как  наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков  истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность  социологии опирается на широкий  резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.

Во времена решительных  и быстрых перемен у людей  возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

Пока речь шла в основном о социологических условиях и  естественнонаучных предпосылках возникновения теоретической социологии. Однако задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у  истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей  даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

В середине первого тысячелетия  до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе

На Западе социальная мысль  достигла своего апогея в Афинах V—IV вв. до н. э. в творчестве Сократа, Платона  и Аристотеля, в учениях которых оформились два важнейших направления, взаимодействовавших на протяжении всей истории социальной мысли. Первое — выдвигает и обосновывает идею приоритета общего, общественного интереса. Оно представлено, прежде всего, учением Платона, рассматривающим эту идею в знаменитом труде «Государство». У Платона общество уподобляется «огромному человеку». Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) в идеальном государстве аналогичны тоже три начала (совещательное, защитное и деловое), которым в свою очередь соответствуют три сословия — правители, воины и производители (ремесленники, земледельцы). Справедливость, по Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом. 

Второе направление отстаивает идею приоритета интереса личности, индивида. Оно развивалось Эпикуром, киниками, Аристотелем. Последний критикует  «Государство» Платона, отстаивая  приоритет индивидуальных интересов  и защищая право личности на индивидуальность. Чрезмерное стремление к обобществлению, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, по мнению Аристотеля, ведет к стиранию индивидуальности, к бесхозяйственности и лени, усугубляет социальную путаницу, подготавливает политический кризис.

В этих направлениях древнегреческая  мысль отразила фундаментальное  противоречие социальной жизни и  внутренней жизни индивида — противоречивое единство общественного и индивидуального. Если мыслителям первого направления  свойственно представление о  лучшем будущем как о стабильном, устойчивом обществе, ориентирующем  его членов на ответственность за судьбу целого, то для ученых второго  — характерна выработка социального  идеала, в котором лучшее будущее  обозначается как динамичное, быстро совершенствующееся общество, ориентирующее  его членов на открытость, свободу, ответственность за собственную  судьбу. Таким образом, оба направления  социальной мысли обосновывали оправданность  неравенства, но расставляли разные акценты.

В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно под контролем  системы нравственных, религиозных  норм, что оказало влияние и  на развитие социальной мысли.

Наиболее видной фигурой теологической социально-политической мысли этого периода является Фома Аквинский, осуществивший «модернизацию» раннесредневекового христианства на основе комментариев Аристотеля. Учение Фомы (томизм) стало важным шагом  в укреплении духовной власти католицизма  над развитием социальной жизни но не остановило Реформацию католицизма. Важнейшая идея Реформации — необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии.

Реформация оказала  серьезное влияние на развитие социально-критического мышления, теорий самосознания, раннебуржуазного идеала «правового государства». Она способствовала разрушению феодально-религиозных представлений и утверждению новых, предпринимательских ориентации в хозяйственной практике.

В социальной мысли  на новом уровне возрождается противостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии формирующегося класса предпринимателей, буржуазии.

Наряду с идеями индивидуалистическими, частнособственническими  в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как  идеология нарождающегося пролетариата. 

Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478—1535 гг.), изобразившего в «Утопии» общество, в котором нет частной  собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех.

Критикуя капитализм и вскрывая его антигуманную сущность, социалисты-утописты считали идеальным  такое общество, в котором осуществляется государственное или общественное руководство экономикой, не знающей  товарно-денежных отношений. Но они  не смогли найти стимулы к труду  в обществе без конкуренции, частной  собственности и самоорганизации  экономической жизни. Главное —  ставка на прямое государственное регулирование  и социальный контроль.

Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают представления об обществе, возникающие в рамках теоретических направлений общественной и в особенности философской и политической мысли, начиная с XVI в. и до момента приобретения социологией статуса самостоятельной науки в XIX в.

Представления об обществе обозначали по-своему начало новой общественно-экономической  формации - капитализма - и представляли собой надстройку над экономическим  базисом этой формации, которая по своим характеристикам выступала  отрицанием феодализма как общественно-экономической  формации.

    Капиталистический  способ производства, который в  данный период все больше становится  доминирующим, требовал упразднения  правового неравенства людей.  Правовое равенство и свобода  всех граждан становятся более  или менее общим политическим  идеалом. Попытки найти наиболее  адекватный способ его реализации  приводят к возникновению многочисленных  теорий, рассматривающих отношение  между государством и индивидом  как свободным человеком. В  то же время предпринимаются  также усилия открыть как законы, господствующие в хозяйственной  жизни, так и законы исторического  развития общества как целостности  всех социальных явлений. Как  результат этих попыток возникают  разнообразные теории. 

  Наука и общественная мысль данной эпохи, рассматривая государство и право, стремились освободиться от влияния характерного для феодализма учения о божественном происхождении власти.           Представление о божественном происхождении власти сковывало молодую буржуазию в ее политической эмансипации, и поэтому во вновь появляющихся теориях это представление отвергалось, а отношения между государством и индивидом становились частой, если не основной, темой рассуждений.

    В рамках науки  о государстве и праве, а  также в политических доктринах  данной эпохи получает новую  жизнь развитая первоначально  греческими софистами договорная  теория происхождения государства  - теория “общественного договора”.  Эта теория получила новое  развитие в связи с борьбой  между буржуазией и феодалами.  Буржуазия, заняв доминирующие  позиции в экономической сфере  общественной жизни, стремилась  взять у феодалов политическую  власть. В процессе борьбы буржуазии  за политическую власть получают  развитие представления, основывающиеся  на теории “общественного договора”.  Согласно этим представлениям, существует различие между договором, на основе которого создается человеческое общество и который заключается всеми индивидами вместе, и договором, на котором основывается государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество и, с другой стороны, правитель. Эту теорию использовали не только те, кто выступал за ограничение абсолютной власти правителя, но и сторонники абсолютизма. 

 Теории общественного  договора незначительно способствовали  развитию научного взгляда на  общество, поскольку основывались  на абстрактных и априорных  суждениях о человеческом обществе, вместо того чтобы уделять  особое внимание реальным фактам.

                Для ответа на вопрос о времени  появления социологии мы должны  опираться на критерии, выдвигаемые  науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О.Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу - и явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Как же конкретно  обосновывает О. Конт необходимость  и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить

при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к  другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип -- от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Другой важный вывод, приведший  О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием  им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества - чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

 

Информация о работе Современная социология как наука