Современная западная социальная мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 15:06, реферат

Описание работы

Современный этап (50-е годы — настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот период происходит окончательное утверждение и общественное признание социологии. Она становится равноправной университетской дисциплиной наряду с философией, экономикой и историей.

Содержание работы

1.Современная западная социальная мысль…………………………………….3
2. Социальная изменения: понятия и принципы ……………………………….8
3. Анализ документа как метод сбора социологической информации ……...13
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

социология (2).docx

— 48.43 Кб (Скачать файл)

- циклической безвекторной динамики;

- логистического роста;

- упадка в соответствии с логистической кривой;

- экспоненциального роста;

- падения по нисходящей экспоненте.

Типология социальных изменений

Размах

Малые изменения

Маргинальные изменения

Всеобъемлющие изменения

Революционные изменения

Направление изменений

Упадок

Прогресс

Временной горизонт

Краткосрочные изменения менее года

Среднесрочные изменения 1-5 лет

Долгосрочные изменения более 5 лет

Уровень изменений

Индивид, группа, организация, институт, общество


 

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мульти-казуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин.

Основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины —  истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические  причины — колебания численности  населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в  сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические  причины — конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические  причины — привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе.

П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: "После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой."

Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

3 Анализ документа как метод сбора социологической информации

 

Использование документальных источников информации в исследовании по социальной работе позволяет:

– быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования;

– узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

Анализ документов – метод, широко используемый в социологии, который применяется для сбора первичной информации. Социологи считают документом любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения информации. К основным функциям документов можно отнести: ознакомительную; коммуникативную; директивную. В документах используются различные способы закрепления информации – с помощью слов, цифр, символов, рисунков.

По способам фиксации информации документы подразделяются:

1)    на письменные (печатные или рукописные), в которых информация изложена в виде буквенного текста;

2)    статистические (таблицы, диаграммы, графики), содержащие информацию в числовой форме;

3)    иконографические (картины, фотодокументы), излагающие информацию в виде изображения;

4)    фонетические (грампластинки, магнитофонные записи), дающие информацию в звуковой форме;

5)    видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные), содержащие информацию в комбинированных формах, наглядно фиксирующих ее динамику.

Документы могут, в зависимости от статуса, носить официальный и неофициальный характер. К официальным документам чаще всего относятся: административные инструкции, распоряжения, указы, законы, статистическая информация. Неофициальными документами считаются личные архивы, дневники, воспоминания, личные фотографии и др. Многочисленные документальные данные можно почерпнуть из сообщений средств массовой информации. Документы, исходя из источника информации, подразделяются на первичные, в которых непосредственно фиксируются события (переписка, записи, результаты наблюдений) и вторичные, представляющие собой обобщение данных, полученных из первичных документов (отчеты, заключения, статистические сведения и др.). При анализе документов учитываются: степень их подлинности и достоверности, мотивы «создателей» документов, условия их составления.

В социальной работе используются документы, позволяющие выявить основные медицинские, социальные, экономические характеристики клиентов. С их помощью можно узнать сведения о социальном работнике, указывающие уровень его профессиональной подготовки; изучить особенности вузов, где осуществляется подготовка социальных работников.

Изучение документов является методом, позволяющим дать не только количественный, но и качественный анализ.

Принципиальное значение для социального работника имеют официальные документы, которые преимущественно отражают общественные связи. Эти документы составляются государственными или официальными органами и включают законодательные материалы, приказы и распоряжения административных учреждений. Ведущее назначение этих документов – управленческое, их основная функция – информировать о состоянии дел, о результатах социальных служб. Ценной информацией обладают отчеты социальных служб и их текущая документация, которые позволяют дать оценку их деятельности.

Особую ценность в социальной работе имеют неофициальные (личные) документы – это незаменимый источник изучения мнений, которые позволяют вскрыть глубинные социальные механизмы формирования ценностных ориентаций на индивидуальном уровне. В начале ХХ столетия американский социолог У. Томас и польский – Ф. Знанецкий, основываясь на изучении личных архивов, переписки, воспоминаний, газетных сообщений и других документов, описали положение и установки польских крестьян в Европе и Америке. Биографический метод позволил названным авторам выяснить субъективное значение и смысл социальных процессов, позволяющих понять особенности адаптации польских иммигрантов. Работа с личными документами относится к качественным методам, более подробно об этом будет сказано далее.

Важнейшим источником информации являются средства массовой информации: они позволяют выявить общественное мнение, показать результативность государственной деятельности в социальной политике. Анализ документов позволяет собрать первичный анализ, необходимый для выдвижения гипотез исследования, а также проверить информацию, полученную с помощью других методов.

К социологическим методам анализа документов относятся: традиционный, формализованный, комбинированный.

Традиционный анализ документов предполагает известный всем способ осмысления содержания документов путем его прочтения, прослушивания и просматривания.

Перечислим этапы традиционного анализа документов.

1. Внешний анализ, цель которого – определить состояние и подлинность документа, для этого необходимо установить:

– автора и адресата;

– каковы обстоятельства создания документа и как он согласуется с другими источниками информации;

– какова достоверность документа, насколько он соответствует объективным фактам;

– отвечает ли документ целям и задачам исследования, можно ли его использовать в изучении конкретной проблемы в социальной работе.

2. Внутренний анализ (изучение содержания документов):

– что излагается в документе, его фактическое и оценочное содержание;

– кому он понадобился, зачем, его контекст;

– какие выводы можно сделать из анализа документов.

Главное в правилах работы с документами – определить, каким образом он будет использоваться в исследовании, чтобы отдать предпочтение определенному его виду. Следует отличать описания событий от их оценки, выявлять намерения составителя документа. Уяснение общей обстановки позволит более полно выявить особенности его содержания. Знание метода получения первичных данных позволит судить об объективности информации. При этом необходимо помнить, что официальные документы более достоверны, чем неофициальные; личные более надежны, чем безличные; первичные надежнее вторичных.

Собранная информация заносится в бланк протокола анализа документа, там же указываются сведения о месте и времени проведения исследования, оценивается надежность собранных данных, отмечается возможность их использования в исследовании, приводится фамилия регистратора, выполнившего эту работу.

К достоинствам традиционного анализа документов относят его относительную простоту. Недостатками является субъективный характер оценок содержания документов, трудность использования технических средств. Эти недостатки преодолеваются с помощью количественных приемов, характерных для контент-анализа.

Методика контент-анализа. Контент-анализ – это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующего обобщения.

Количественные методы, как правило, успешно применяются для исследования текстовых документов. С их помощью исследуются коммуникации, установки массового и индивидуального сознания, образы различных явлений и др. Для анализа того или иного документа формулируются смысловые единицы, которыми могут быть: отдельные понятия, проблемы, темы, имена и фамилии, события и отношения к ним. Смысловые единицы соотносятся с единицами счета, которыми могут выступать частота употребления и использование смысловых единиц в текстах, а также объем материала, соответствующего им. Для иерархизации смысловых единиц по частоте их употребления и значимости используется формула, предложенная российским социологом А.Н. Алексеевым: 

 

 ,                                     

 

где ,  – удельный вес данной смысловой единицы;   – число случаев, когда смысловая единица оказалась главной;   – число случаев, когда смысловая единица оказалась второстепенной;  – сумма анализируемых документов (текстов).

Контент-анализ начинается с выделения единиц анализа, которыми могут выступать:

– понятия, выражаемые в словах и отдельных терминах, например: наркомания молодежи, молодежная безработица, женское предпринимательство и т. д.

– тема, выраженная в целом смысловом абзаце, например: социокультурные проблемы молодежи, выступления молодежных команд КВН в клубах и т. д.;

– целое общественное событие, официальные документы и т. д., которые несут смысловую нагрузку и могут быть приняты за единицу анализа;

– имена политиков, лидеров общественных движений.

Для перевода качественной информации в количественную выделяют два типа единиц: смысловые (те, которые названы выше) и единицы счета (количественные). Единицы счета могут совпадать и не совпадать с единицами анализа. При их совпадении процедуры подсчета сводятся к определению частот упоминания выделенной смысловой единицы; при несовпадении единицей счета может стать физическая протяженность или площадь текста, заполненного смысловыми единицами. Второй из вариантов чаще возникает при анализе тематики газетных публикаций и встречается реже. Таким образом, в качестве единиц счета могут выступать: слова, словосочетания, абзацы, квадратные сантиметры.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Добренькова – М.: Гардарики, 2012. – 432 с.
  2. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2011. – 624 с.
  3. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. — M.: Логос, 2012.- 453с.
  4. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений.— СПб., РХГИ, 2011.- 327с.
  5. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. академик РАН Т.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев – М.: Издательство НОРМА, 2013. – 912 с.
  6. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sbor-sociologicheskoy-informacii.html
  7. http://allbest.ru/k-3c0b65635a3ac68b5c53b89421206d27.html
  8. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/sovremennaya-zapadnaya-sociologiya.html

Информация о работе Современная западная социальная мысль