Современные концепции социальной
работы в России и за рубежом: позиционный
анализ текста.
Среди современных
концепций актуален системно-теоретический
подход в социальной работе, в котором
социальные процессы рассматриваются
в причинно-следственной зависимости.
Каждый человек является участником
нескольких систем – семья, круг друзей,
школьный или трудовой
коллектив. Все они оказывают
взаимовлияние, и это необходимо
учитывать социальному работнику
в работе с клиентом.
Несомненный интерес представляет
концепция социального действия
в социальной работе. Каждый человек есть
носитель двух начал – биологического
и социального. Человеческие действия
как самоорганизующаяся система в социальном
аспекте регулируются символами – язык,
ценности и нормами, которые обусловливают
индивидуальные действия в зависимости
от общепринятых норм и ценностей. Но поступки
человека несут определенное проявление
иррациональности и независимости действий
от условий среды, и в то же время находятся
в зависимости от субъективных «определенных
ситуаций». Вот почему социальному работнику
необходимы не только специфические знания
теории и методов социальной работы, но
и достаточные представления об обществе,
потребностях и интересах различных социальных
групп, законодательстве и общепринятых
нормах, культурных и этнических различиях
потенциальных клиентов.
Вместе с тем социальный работник
может рассчитывать на успех
во взаимодействии с клиентом,
когда он учитывает не только
статус и другие социальные, но
и индивидуальные физические
и психические характеристики, то
есть биологические особенности
человека, которые проявляются в
его поступках. Поэтому социальная
работа – это не только теория,
но и искусство взаимодействия
с другими людьми, зачастую испытывающими
сложные психологические проблемы или
находящимися в трудных жизненных ситуациях.
В соответствии
с данной концепцией социальный работник
имеет дело с конфликтом, в основе
которого лежит столкновение природного
и социального. Данный тезис можно
проиллюстрировать на следующем
примере. Молодой человек полон
сил, энергии, мечтаний о счастливой
семейной жизни. Но достижение этого, оказывается,
зависит от положения в обществе,
источников дохода, заработной платы.
Для этого, в свою очередь, необходимо
получить соответствующее образование
и квалификацию, а в поисках
интересной и хорошо оплачиваемой работы
выдержать определенную конкуренцию.
Таким образом, желаемое сейчас счастье
отодвигается на неопределенный срок.
В этом примере социальный работник
сталкивается с конфликтом, обусловленным,
с одной стороны, завышенными потребностями
и запросами и ограниченными возможностями
их реализации, с другой.
Социальная работа в европейском
измерении воспринимается в тесной
взаимосвязи социальной политики
и государства. На формирование
современной модели социальной
помощи оказали принципы Эльберфельдской
системы, получившей свое название от
города, где она была эффективно применена.
В последующем она получила распространение
практически на всей территории Германии
и части Франции. В основу этих принципов
легли следующие положения:
• самостоятельность каждого
попечительства при рассмотрении частных
вопросов и централизация общего направления
дел;
• индивидуализация помощи при
детальном обследовании каждого нуждающегося;
• привлечение к активному участию
в деле призрения бедных слоев общества.
Со временем изменялись приемы
и формы работы, но главным принципом
социальной работы остается оказание
социальной помощи, понимаемой как
формирование под руководством социального
работника и при непосредственном
участии клиента навыков к
самопомощи. Стратегией социального
работника являются действия, направленные
на повышение степени самостоятельности
клиента, развития его способности
контролировать свою жизнь и самому
решать возникающие проблемы.
Научная концепция социальной
работы содержит не только
новое прочтение субъектно-объектных
отношений, научные идеи времени
и суперпозиций различных форм
темпоральности человека, темпорального
аспекта культуры, но и теорию социального
действия,
понимание сознания человека в его эмоционально-
ценностном смысловом аспекте,
нравственном санкционированном
осуществлении прогностической коммуникативной
функции.
Человека в качестве объекта
науки изучает целый комплекс
фунда-ментальных и прикладных наук: биология,
антропология, физиология, психология,
культурология, этнология, исторические
и социальные науки. Теория социальной
работы формируется на базе обобщения
данных наук о человеке, осуществляя синтез
научных данных с целью получить
научный продукт с возможностью его воплощения
в прикладных социальных технологиях
оказания помощи, поддержки, терапии.
Известный американский историк
науки Томас Кун определил
со-вокупность концепций, идей и научных
сообществ, соответствующих конкретной
культурно-исторической эпохе, как научную
парадигму. Влияние различных сфер культуры
на формирование той или иной парадигмы
науки доказано всем развитием научных
школ и эволюцией культуры. Так и сама
научная картина мира складывается под
влиянием той или иной научной парадигмы:
античная, классическая, механиче¬ская,
современная неклассическая, постнеклассическая.
В донаучной картине мира, по
Веберу, преобладало приспособление,
бегство от мира, в классической
науке – овладение миром, подчинение
природы, объективизация знания.
Идея спасения, вносимая христианством,
носила абстрактно-гуманистический
и вселенский характер. И лишь
в конце XIX века программа социального
действия как элемента образа
жизни конкретизировала и персонифицировала
жизненный путь человека. Человек
оказался в инвайронментальных сферах
социума, космоса, биосферы, повседневной
жизни и собственного «Я». Однако то, что
человек включен в многообразные миры
(биосферу, социум, космос, повседневность,
экзистенцию), уже есть риск: он зависим
и может «выпасть» из какой-либо сферы.
Так, нормативно-преемственное программирование
культурой, с одной стороны, и генетические
программы, с другой, не всегда гармонично
стыкуются, а порой создают полный дискомфорт.
Творчество, мир артефактов, нравственность
и смысл жизни встречают
истребление культуры, жизненные и социальные
катастрофы.
Кроме того,
сам тип научной рациональности
менялся в эволюции культуры. Чистая
объективация мира в классической науке
сменилась привнесением субъективности
в объективный мир неклассической
науки, а в нашу эпоху рациональность
науки немыслима без ее ценностной
ориентации. Типология научной рациональности
обозначает позиции, принятые современным
научным сообществом: классическое
рациональное объективирование мира (Ньютон),
субъектно-объектная неклассическая картина
мира (Бор) и аксиологическая постнеклассическая
картина мира (Пригожий). Классическая
научная картина мира в форме мировой
абсолютной схематики Ньютона-Гегеля
включала линейные представления, лапласовский
детерминизм, прозрачный рационализм
объективирующего анализа природы. Человек
как субъект жизни был исключен из картины
мира, выступая лишь в роли познающего
субъекта, стороннего наблюдателя, фиксирующего
явления, процессы, закономерности. Эта
техногенная европейская рациональность
колыбелью своей имела античную греческую
цивилизацию, зарождение научных школ,
математики и философии, переход от мифоса
к логосу, монетную форму денег и частную
собственность на землю и рабов. Развитие
античной культуры в средневековье сделало
шаг в развитии стандартов образования,
возникновении университетов, формировании
логистики. И завершение стройной картины
мира мы наблюдаем в Новое время как расцвет
наук о природе, механики, математики,
географии, биологии. Культурная матрица
техногенной цивилизации в Европе сформировала
инновационный тип науки, поляризуя субъект
и объект познания и объективируя абсолютное
время в форме независимой математической
длительности.