Современные концепции социальной работы в России и за рубежом: позиционный анализ текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:51, доклад

Описание работы

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем – семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Файлы: 1 файл

Современные концепции социальной работы в России и за рубежом.docx

— 18.44 Кб (Скачать файл)

Современные концепции социальной работы в России и за рубежом: позиционный анализ  текста.

Среди современных  концепций актуален системно-теоретический  подход в социальной работе, в котором  социальные процессы рассматриваются  в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем – семья, круг друзей, школьный или трудовой                 коллектив. Все они оказывают  взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику  в работе с клиентом.

      Несомненный интерес представляет  концепция социального действия    в социальной работе. Каждый человек есть носитель двух начал – биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами – язык, ценности и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека несут определенное проявление иррациональности и независимости действий от условий среды, и в то же время находятся в зависимости от субъективных «определенных ситуаций». Вот почему социальному работнику необходимы не только специфические знания теории и методов социальной работы, но и достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных и этнических различиях потенциальных клиентов.

          Вместе с тем социальный работник  может рассчитывать на успех  во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только  статус и другие социальные, но  и индивидуальные физические  и психические характеристики, то  есть биологические особенности  человека, которые проявляются в  его поступках. Поэтому социальная  работа – это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудных жизненных ситуациях.

В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Данный тезис можно  проиллюстрировать на следующем  примере. Молодой человек полон  сил, энергии, мечтаний о счастливой семейной жизни. Но достижение этого, оказывается, зависит от положения в обществе, источников дохода, заработной платы. Для этого, в свою очередь, необходимо получить соответствующее образование  и квалификацию, а в поисках  интересной и хорошо оплачиваемой работы выдержать определенную конкуренцию. Таким образом, желаемое сейчас счастье  отодвигается на неопределенный срок. В этом примере социальный работник сталкивается с конфликтом, обусловленным, с одной   стороны, завышенными потребностями и запросами и  ограниченными возможностями их реализации, с другой.

           Социальная работа в европейском  измерении воспринимается в тесной  взаимосвязи социальной политики  и государства. На формирование  современной модели социальной  помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В последующем она получила распространение практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения:

• самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

• индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

• привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.

 

Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом  социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как  формирование под руководством социального  работника и при непосредственном участии клиента навыков к  самопомощи. Стратегией социального  работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности  клиента, развития его способности  контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы.

           Научная концепция социальной  работы содержит не только  новое прочтение субъектно-объектных  отношений, научные идеи времени  и суперпозиций различных форм  темпоральности человека, темпорального аспекта культуры, но и теорию социального действия,                                 понимание сознания человека в его эмоционально- ценностном   смысловом аспекте, нравственном   санкционированном осуществлении прогностической коммуникативной функции.

          Человека в качестве объекта  науки изучает целый комплекс  фунда-ментальных и прикладных наук: биология, антропология, физиология, психология, культурология, этнология, исторические и социальные науки. Теория социальной работы формируется на базе обобщения данных наук о человеке, осуществляя синтез научных данных с целью получить   научный продукт с возможностью его воплощения в прикладных социальных технологиях оказания помощи, поддержки, терапии.

          Известный американский историк  науки Томас Кун определил  со-вокупность концепций, идей и научных сообществ, соответствующих конкретной культурно-исторической эпохе, как научную парадигму. Влияние различных сфер культуры на формирование той или иной парадигмы науки доказано всем развитием научных школ и эволюцией культуры. Так и сама научная картина мира складывается под влиянием той или иной научной парадигмы: античная, классическая, механиче¬ская, современная неклассическая, постнеклассическая.

          В донаучной картине мира, по  Веберу, преобладало приспособление, бегство от мира, в классической  науке – овладение миром, подчинение  природы, объективизация знания. Идея спасения, вносимая христианством,  носила абстрактно-гуманистический  и вселенский характер. И лишь  в конце XIX века программа социального  действия как элемента образа  жизни конкретизировала и персонифицировала  жизненный путь человека. Человек  оказался в инвайронментальных сферах социума, космоса, биосферы, повседневной жизни и собственного «Я». Однако то, что человек включен в многообразные миры (биосферу, социум, космос, повседневность, экзистенцию), уже есть риск: он зависим и может «выпасть» из какой-либо сферы. Так, нормативно-преемственное программирование культурой, с одной стороны, и генетические программы, с другой, не всегда гармонично стыкуются, а порой создают полный дискомфорт. Творчество, мир артефактов, нравственность и смысл жизни встречают                         истребление культуры, жизненные и социальные катастрофы.

Кроме того, сам тип научной рациональности менялся в эволюции культуры. Чистая объективация мира в классической науке  сменилась привнесением субъективности в объективный мир неклассической науки, а в нашу эпоху рациональность науки немыслима без ее ценностной ориентации. Типология научной рациональности обозначает позиции, принятые современным  научным сообществом: классическое рациональное объективирование мира (Ньютон), субъектно-объектная неклассическая картина мира (Бор) и аксиологическая постнеклассическая картина мира (Пригожий). Классическая научная картина мира в форме мировой абсолютной схематики Ньютона-Гегеля включала линейные представления, лапласовский детерминизм, прозрачный рационализм объективирующего анализа природы. Человек как субъект жизни был исключен из картины мира, выступая лишь в роли познающего субъекта, стороннего наблюдателя, фиксирующего явления, процессы, закономерности. Эта техногенная европейская рациональность колыбелью своей имела античную греческую цивилизацию, зарождение научных школ, математики и философии, переход от мифоса к логосу, монетную форму денег и частную собственность на землю и рабов. Развитие античной культуры в средневековье сделало шаг в развитии стандартов образования, возникновении университетов, формировании логистики. И завершение стройной картины мира мы наблюдаем в Новое время как расцвет наук о природе, механики, математики, географии, биологии. Культурная матрица техногенной цивилизации в Европе сформировала инновационный тип науки, поляризуя субъект и объект познания и объективируя абсолютное время в форме независимой математической длительности.


Информация о работе Современные концепции социальной работы в России и за рубежом: позиционный анализ текста