Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 11:45, контрольная работа
В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.
В разных странах специалисты - практики отдают предпочтение тем или иным теоретическим моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей.
1.2.3. Современные теоретические
модели социальной работы
В социальной работе в настоящее время
не существует единой теории,
ее теоретическое знание представлено
разнообразными общественно-социальными
научными школами, в рамках которых развиваются
основные исследовательские традиции,
предлагающие практической социальной
работе различные научные и научно-практические
парадигмы.
В разных странах специалисты - практики
отдают предпочтение тем или иным теоретическим
моделям социальной работы в зависимости
от сложившихся традиций и общественных
потребностей. В США, например, социальная
работа, как правило, ориентируется на
психоанализ, поскольку, по традиции основной
акцент делается на индивидуально-личностный
уровень. Хотя в последние десятилетия
в этой стране появилось много технологий,
использующих в качестве своей основы
теоретические направления социальных
наук.
Отсутствие единого теоретического обоснования
практики социальной работы, по мнению
ученых, не означает, что в ней господствует
анархия. Полученные знания, умения, навыки
позволяют практикам отобрать из множества
социальных ресурсов самые необходимые
и эффективные для решения конкретной
социальной проблемы.
Есть даже мнение, что социальные работники
имеют значительное преимущество перед
работниками схожих профессий, поскольку
опираются на плюралистическую научную
концептуальную основу, которая постоянно
развивается, расширяется и совершенствуется
по мере расширения научного знания об
обществе и человеке.
Обширный международный опыт социальной
работы свидетельствует об использовании
нескольких групп теоретических моделей:
психодинамических, моделей кризисного
вмешательства, бихевиористских, системных
и экологических, социально-психологических,
коммуникационных, гуманистических, когнитивных,
моделей правозащитной деятельности.
Из перечня видно, что социальные работники
используют как психолого-ориентированные
модели, так и социологические модели.
Психодинамические модели, основаны
на психоанализе З.Фрейда. Как было отмечено
выше, психоанализ долгое время был основой
работы со случаем. В отличие от классического
психоанализа психодинамические модели
в основном фокусируются на настоящем,
а не прошлом человека, при этом анализируется
восприятие им реальной ситуации.
Гуманистические модели, представлены
в работах Дж. Маслоу, К. Роджерса. Они разработаны,
скорее, с философских позиций, а не с практико-психологических.
Методы психотерапии К. Роджерса не предполагают
проведения экспериментов для доказательства
истинности того или иного положения или
практического правила. Необходимо помнить,
что его идеи с момента своего зарождения
противопоставлялись психоаналитической
и бихевиористской системам в виде третьей
силы. Тем не менее, принципы гуманистической
модели являются универсальными, мировоззренческими
и воспринимаются как очевидные в современной
теории и практике социальной работы даже
теми, кто отвергает эту модель или является
сторонником узкоспециальных теорий.
Такие постулаты, как необходимость обеспечить
клиенту благоприятный психологический
климат, использовать принципы доверия,
эмпатии, повсеместно упоминаются в научной
литературе разных направлений даже без
упоминания источника. Таким образом,
социальная работа в рамках гуманистической
ориентации необходима для эффективной
работы с клиентом. Однако гуманистическая
модель не предусматривает необходимого
набора технологий для работы, например,
с лицами отклоняющегося поведения. Поэтому
гораздо чаще используются бихевиористские
модели.
Бихевиористские модели делают основной
акцент на наблюдаемом поведении клиента,
рассматриваемом как реакция на внешние
стимулы. Особый вклад бихевиоризма заключается
в том, что в социальной работе стали проводить
эмпирические исследования как необходимый
и исходный этап этой работы.
Бихевиоризм часто критикуют за механическую
ориентацию в изучении личности, которая
рассматривается как объект воздействия
внешних факторов. Однако это не характерно
для теорий в русле необихевиоризма, в
частности, теории социального научения
американского психолога Альберта Бандуры.
Информация о работе Современные теоретические модели социальной работы