Современные варианты трактования понятия "социальный риск"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 13:25, реферат
Описание работы
Современное общество всё настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку. Особенно эта поддержка необходима в тяжёлый для населения период кризиса.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………….........3 1. Социальные риски в социальном страховании…………………………………………………………………………5 2. Риски в коммерческом и социальном страховании…………………………..........................................................................6 3. Современные варианты трактования понятия "социальный риск"…………………………………………………………………………………16 Заключение………………………………………………………...................21 Список использованных источников…………………………………………….............................................23
Под обеспечением по обязательному
социальному страхованию в этом Законе
"понимается исполнение страховщиком
своих обязательств перед застрахованным
лицом при наступлении страхового случая
посредством страховых выплат или иных
видов обеспечения, установленных федеральными
законами о конкретных видах обязательного
страхования". Однако необходимо заметить
существенную неточность в определении
понятия социального риска, относящуюся
к моменту осуществления социального
страхования. Страхование всегда осуществлялось
и осуществляется заблаговременно от
возможных опасных, вредоносных событий,
а не в момент их наступления (социально-страховые
выплаты производятся при наступлении
события).
Для формулирования определения
понятия "социальный риск", устраняющего
указанные ограничения и неточности в
рассмотренных случаях его толкования,
можно взять за основу текст из Закона
РФ "Об основах обязательного социального
страхования" и несколько уточнить
его. Например, можно предложить такую
редакцию данного определения: социальный
риск - это предполагаемое событие, от
которого проводится социальное страхование
и результатом воздействия которого на
жизнь, здоровье, трудоспособность, доходы
и расходы работающих и неработающих по
объективным обстоятельствам граждан
является не зависящее от них ухудшение
их социального положения и/или материального
уровня и качества жизни.
С учетом рассмотренных социальных
рисков правомерно сказать о последствиях
негативного влияния органов власти и
управления РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований и руководства хозяйствующих
субъектов на состояние рынка труда, социальное
положение, уровень жизни населения, определенных
категорий граждан или отдельных физических
лиц. Результатами деятельности этих органов
могут быть: созданная в связи с ошибочными
подходами или недостаточно проработанными
теоретическими и практическими вопросами
идеология и концепция социально-экономического
развития страны, региона и соответствующая
макроэкономическая ситуация; неэффективная
или ошибочная финансово-экономическая,
структурная, инновационная и инвестиционная
политика; несовершенные, с правовыми
пробелами и коллизиями, отменяющие или
умаляющие права граждан законы, подзаконные
акты, разного рода решения (включая признанные
незаконными постановления, определения,
протоколы и другие документы следственных
и судебных органов), индивидуальные правовые
акты, ухудшающие социальное положение,
материальный уровень и качество жизни
граждан; бездействие и волокита, необъективность
в рассмотрении заявлений, жалоб и предложений
граждан. Последствиями всего этого для
населения, определенных категорий граждан
и отдельных физических лиц является существование
следующих групп социальных рисков:
1) безработица;
2) снижение номинальной
и реальной заработной платы
работающих и покупательной способности
законодательно установленных доходов
неработающих граждан по независящим
от них обстоятельствам; обесценение
или утрата банковских вкладов,
сбережений, ценных бумаг граждан,
их страховых сумм (и уплаченных
страховых премий) по договорам
накопительного страхования в
результате деноминации национальной
валюты, объявленного государством
дефолта и банкротства кредитно-финансовых
и страховых организаций по
независящим от них причинам;
3) утрата имущества гражданами
в результате немотивированных,
незаконных, как признается позднее,
судебных решений или необоснованного
неисполнения судебных решений
службой судебных приставов (на
основании ст. 53 Конституции РФ);
4) вред, причиненный гражданину
в результате признанного впоследствии
незаконным осуждения, привлечения
к уголовной ответственности, применения
в качестве меры пресечения
заключения под стражу или
наложения административного взыскания
в виде ареста или исправительных
работ (на основании ст. ст. 52, 53 Конституции
РФ, ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ);
5) вред, причиненный гражданину
в результате признанных незаконными
действий (бездействия) государственных
органов власти, в том числе
в результате издания не соответствующего
закону или иному правовому
акту документа государственного органа
или органа местного управления (на основании
ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, ст. ст. 1069, 1070
ГК РФ);
6) причинение вреда жизни,
здоровью или имуществу граждан
в результате террористических
актов или военных действий, законодательно
не оформленных и влекущих
неопределенность правового статуса
военнослужащих, работников милиции
и членов их семей;
7) причинение вреда жизни,
здоровью и имуществу граждан
вследствие экологических катастроф
и непринятия органами власти
мер, препятствующих распространению
смертельно опасных болезней (ВИЧ-инфекции,
атипичной пневмонии, туберкулеза).
Таким образом, изучив различные
современные трактовки понятия «социальный
риск», мы пришли к выводу, что он может
быть как универсальным, так и «трудовым».
Универсальный социальный риск можно
широко определить как риск, который влечет
необходимость со стороны государства
осуществления социальной защиты населения.
Если рассматривать социальный риск как
основание для социальной защиты, в сферу
социального страхования попадают все
категории лиц, нуждающихся в социальном
обеспечении. При таком подходе нивелируются
различия между социальным страхованием
и другими формами социальной защиты:
социальным обеспечением и социальной
помощью.
Заключение
Социальное страхование может
носить как обязательный, так и добровольный
характер, что в целом определяется природой
самого страхового риска. Оно может быть
общегосударственным или муниципальным,
различаться объемом и уровнем представленных
гарантий, а также распространения.
Изучение и обобщение теоретических
и практических аспектов социальных рисков
в данной работе позволяют сделать следующие
выводы:
- Социальные риски имеют
общие свойства с рисками коммерческого
личного страхования.
- Социальные риски обладают
двойственной природой. Вторая их
природа вытекает из событий
общественных форм жизни и
деятельности людей, а также принципов
их существования и развития:
сотрудничества и взаимопомощи,
солидарности, соблюдения интересов
граждан и справедливости.
- Двойственная природа
социальных рисков позволяет
обозначить дополнительную сферу
и соответствующий состав этих
рисков, порождаемых принятыми законами,
подзаконными актами и индивидуальными
правовыми актами, разного рода
решениями органов власти РФ,
субъектов РФ и муниципальных
образований, которые ухудшают социальное
положение, уровень и качество
жизни населения или определенных
категорий граждан и отдельных
физических лиц.
- Дополнительная сфера
социальных рисков, связанных с
негативными результатами деятельности
органов власти, объективно обусловливает
необходимость законодательного
введения обязательного страхования гражданской
ответственности органов власти всех
ветвей и уровней за ухудшение социального
положения, уровня и качества жизни граждан
при уплате страховых платежей из бюджетных
средств в пределах установленного законом
лимита.
Список использованных
источников
1. Основы страховой деятельности.
учебник / под ред. Т.А. Федоровой - М.: бек,
2003.
2. Право социального обеспечения.
учебник / под ред. К.М. Гусова. - М.: Проспект,
2001.
3. Роик В.Д. профессиональные
риски. - М.: Анкил, 2004.
4. Роик В.Д. социальное страхование
от несчастных случаев на производстве.
- М.: ГУУ, 1999.
5. Теория и практика страхования.
учебное пособие. - М.: Анкил, 2003.
6. Шихов А.К. страхование. учебное
пособие. - м.: Юнити, 2001.