Современные варианты трактования понятия "социальный риск"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 13:25, реферат

Описание работы

Современное общество всё настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку. Особенно эта поддержка необходима в тяжёлый для населения период кризиса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….........3
1. Социальные риски в социальном страховании…………………………………………………………………………5
2. Риски в коммерческом и социальном страховании…………………………..........................................................................6
3. Современные варианты трактования понятия "социальный риск"…………………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………...................21
Список использованных источников…………………………………………….............................................23

Файлы: 1 файл

саша соц обеспечение.docx

— 49.34 Кб (Скачать файл)

Под обеспечением по обязательному социальному страхованию в этом Законе "понимается исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования". Однако необходимо заметить существенную неточность в определении понятия социального риска, относящуюся к моменту осуществления социального страхования. Страхование всегда осуществлялось и осуществляется заблаговременно от возможных опасных, вредоносных событий, а не в момент их наступления (социально-страховые выплаты производятся при наступлении события).

Для формулирования определения понятия "социальный риск", устраняющего указанные ограничения и неточности в рассмотренных случаях его толкования, можно взять за основу текст из Закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" и несколько уточнить его. Например, можно предложить такую редакцию данного определения: социальный риск - это предполагаемое событие, от которого проводится социальное страхование и результатом воздействия которого на жизнь, здоровье, трудоспособность, доходы и расходы работающих и неработающих по объективным обстоятельствам граждан является не зависящее от них ухудшение их социального положения и/или материального уровня и качества жизни.

С учетом рассмотренных социальных рисков правомерно сказать о последствиях негативного влияния органов власти и управления РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и руководства хозяйствующих субъектов на состояние рынка труда, социальное положение, уровень жизни населения, определенных категорий граждан или отдельных физических лиц. Результатами деятельности этих органов могут быть: созданная в связи с ошибочными подходами или недостаточно проработанными теоретическими и практическими вопросами идеология и концепция социально-экономического развития страны, региона и соответствующая макроэкономическая ситуация; неэффективная или ошибочная финансово-экономическая, структурная, инновационная и инвестиционная политика; несовершенные, с правовыми пробелами и коллизиями, отменяющие или умаляющие права граждан законы, подзаконные акты, разного рода решения (включая признанные незаконными постановления, определения, протоколы и другие документы следственных и судебных органов), индивидуальные правовые акты, ухудшающие социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан; бездействие и волокита, необъективность в рассмотрении заявлений, жалоб и предложений граждан. Последствиями всего этого для населения, определенных категорий граждан и отдельных физических лиц является существование следующих групп социальных рисков:

1) безработица;

2) снижение номинальной  и реальной заработной платы  работающих и покупательной способности  законодательно установленных доходов  неработающих граждан по независящим  от них обстоятельствам; обесценение  или утрата банковских вкладов, сбережений, ценных бумаг граждан, их страховых сумм (и уплаченных  страховых премий) по договорам  накопительного страхования в  результате деноминации национальной  валюты, объявленного государством  дефолта и банкротства кредитно-финансовых  и страховых организаций по  независящим от них причинам;

3) утрата имущества гражданами  в результате немотивированных, незаконных, как признается позднее, судебных решений или необоснованного  неисполнения судебных решений  службой судебных приставов (на  основании ст. 53 Конституции РФ);

4) вред, причиненный гражданину  в результате признанного впоследствии  незаконным осуждения, привлечения  к уголовной ответственности, применения  в качестве меры пресечения  заключения под стражу или  наложения административного взыскания  в виде ареста или исправительных  работ (на основании ст. ст. 52, 53 Конституции  РФ, ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ);

5) вред, причиненный гражданину  в результате признанных незаконными  действий (бездействия) государственных  органов власти, в том числе  в результате издания не соответствующего  закону или иному правовому  акту документа государственного органа или органа местного управления (на основании ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ);

6) причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан  в результате террористических  актов или военных действий, законодательно  не оформленных и влекущих  неопределенность правового статуса  военнослужащих, работников милиции  и членов их семей;

7) причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан  вследствие экологических катастроф  и непринятия органами власти  мер, препятствующих распространению  смертельно опасных болезней (ВИЧ-инфекции, атипичной пневмонии, туберкулеза).

Таким образом, изучив различные современные трактовки понятия «социальный риск», мы пришли к выводу, что он может быть как универсальным, так и «трудовым». Универсальный социальный риск можно широко определить как риск, который влечет необходимость со стороны государства осуществления социальной защиты населения. Если рассматривать социальный риск как основание для социальной защиты, в сферу социального страхования попадают все категории лиц, нуждающихся в социальном обеспечении. При таком подходе нивелируются различия между социальным страхованием и другими формами социальной защиты: социальным обеспечением и социальной помощью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Социальное страхование может носить как обязательный, так и добровольный характер, что в целом определяется природой самого страхового риска. Оно может быть общегосударственным или муниципальным, различаться объемом и уровнем представленных гарантий, а также распространения.

Изучение и обобщение теоретических и практических аспектов социальных рисков в данной работе позволяют сделать следующие выводы:

- Социальные риски имеют  общие свойства с рисками коммерческого  личного страхования.

- Социальные риски обладают  двойственной природой. Вторая их  природа вытекает из событий  общественных форм жизни и  деятельности людей, а также принципов  их существования и развития: сотрудничества и взаимопомощи, солидарности, соблюдения интересов  граждан и справедливости.

- Двойственная природа  социальных рисков позволяет  обозначить дополнительную сферу  и соответствующий состав этих  рисков, порождаемых принятыми законами, подзаконными актами и индивидуальными  правовыми актами, разного рода  решениями органов власти РФ, субъектов РФ и муниципальных  образований, которые ухудшают социальное  положение, уровень и качество  жизни населения или определенных  категорий граждан и отдельных  физических лиц.

- Дополнительная сфера  социальных рисков, связанных с  негативными результатами деятельности  органов власти, объективно обусловливает  необходимость законодательного  введения обязательного страхования гражданской ответственности органов власти всех ветвей и уровней за ухудшение социального положения, уровня и качества жизни граждан при уплате страховых платежей из бюджетных средств в пределах установленного законом лимита.

Список использованных источников

 

1. Основы страховой деятельности. учебник / под ред. Т.А. Федоровой - М.: бек, 2003.

2. Право социального обеспечения. учебник / под ред. К.М. Гусова. - М.: Проспект, 2001.

3. Роик В.Д. профессиональные риски. - М.: Анкил, 2004.

4. Роик В.Д. социальное страхование от несчастных случаев на производстве. - М.: ГУУ, 1999.

5. Теория и практика страхования. учебное пособие. - М.: Анкил, 2003.

6. Шихов А.К. страхование. учебное пособие. - м.: Юнити, 2001.

7. Якушев Л.П. страховая защита. учебное пособие. - М.: Гау, 1998.

8. Социальные риски в  социальном страховании: [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/socialnye-riski-v-socialnom-strahovanii 29.01.2015

9. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) - Режим доступа: БД Консультант Плюс

10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 № 231-ФЗ ФЗ (ред. от 23.07.2013) - Режим доступа: БД Консультант Плюс

11. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 04.11.2014) - Режим доступа: БД Консультант Плюс

12. Закон РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 N 165-ФЗ - Режим доступа: БД Консультант Плюс

13. Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) - Режим доступа: БД Консультант Плюс

14. Европейская социальная хартия (принята в г. Страсбурге 03.05.1996 - Режим доступа: БД Консультант Плюс

 

 

 

 

 


Информация о работе Современные варианты трактования понятия "социальный риск"