В постсоветский период
российское общество стало более открытым,
сформировались новые каналы вертикальной
мобильности, в политику пришли яркие
независимые женщины – Г. Старовойтова,
И. Хакамада, Э. Панфилова. В России в эти
годы получило легитимацию независимое
женское движение. [5, С.9]
В 2000-е годы в условиях
выстраивания «вертикали власти» пространство
публичной политики сузилось; выборы утратили
состязательный характер; возможности
вертикальной мобильности в обществе
сократились. В путинской России власть
отчетливо демонстрировала нежелание
концентрироваться на «женской» тематике.
Это нашло отражение в институциональной
практике: в ходе административной реформы
были ликвидированы Департамент по делам
детей, женщин и семьи, входивший в структуру
также ликвидированного Министерства
труда и социального развития, а также
Комиссия по вопросам положения женщин,
которую курировал вице-премьер по социальным
вопросам. Политика государства в отношении
женщин вернулась к традиционному «протекционизму»,
сфокусированному на поддержании материнства
и детства. Женские организации, не поддержанные
властью, покинули пространство большой
политики. [5, С. 9-10]
Рейтинг самых влиятельных
женщин России за 2013 год представляют
радиостанция «Эхо Москвы», информагентства
РИА «Новости», «Интерфакс» и журнал «Огонек».
В список лучших женщин-политиков вошли:
Валентина Матвиенко, председатель Совета
Федерации; Ольга
Голодец
вице-премьер правительства
РФ по социальным вопросам; Наталья
Тимакова
пресс-секретарь премьер-министра
России Дмитрия Медведева; Эльвира
Набиуллина, помощник президента
России, бывшая министр экономического
развития; Лариса Брычева, руководитель
государственно-правового управления
президента; Светлана Медведева, супруга
председателя правительства РФ Дмитрия
Медведева, глава попечительского совета
национальной программы «Духовно-нравственная
культура подрастающего поколения России»;
Татьяна Голикова, помощник президента
РФ по социально-экономическим вопросам
Абхазии и Южной Осетии, бывший министр
здравоохранения и социального развития
РФ; Ольга Дергунова, руководитель Федерального
агентства по управлению государственным
имуществом РФ, замминистра экономического
развития РФ; Вероника Скворцова, министр
здравоохранения РФ; Джахан Поллыева,
глава аппрата Госумы. [6, http://echo.msk.ru/blog/echo_rating/1019316-echo/]
Интеграция женщин России в
политику идет чрезвычайно медленно. В
высших законодательных и исполнительных
органах власти женщин – единицы. Формирующееся
независимое женское движение лишь положило
начало проявлению политической активности.
Женский потенциал
не используется в принятии государственных
решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности
неадекватно их участию в управлении.
В современной России еще меньше, чем в
советский период, представлен женщин
на руководящих должностях в органах власти,
хотя к началу 70-х гг. была максимальная
занятость женщин в общественном производстве,
у женщин был высокий образовательный
уровень, им были доступны многие массовые
виды деятельности, которые требуют высшего
и среднего специального образования.
Замедленная интеграция женщин
в политику объясняется в первую очередь
отсутствием широкой пропаганды эгалитарной
теории, активной роли государства в ее
распространении и реализации, игнорирование
проблемы средствами массовой информации.
Многое зависит и от существующих в стране
политических партий. Среди них можно
выделить лишь КПРФ с небольшим количеством
женщин – депутатов Государственной Думы
третьего созыва , НДР, «Яблоко», ЛДПР.[13]
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Женщины
во власти в России: оценки исследователей
и аналитиков
Сегодня в России сформировалось
научное сообщество, специализирующееся
на исследовании гендерной проблематики.
Существуют центры, занимающиеся изучением
«женского» вопроса, среди них: Лаборатория
гендерных проблем, специализирующаяся
на изучении социально-экономической
тематики (Институт социально-экономических
проблем народонаселения РАН), Сектор
социологии семьи и гендерных отношений
(Институт социологии РАН), Сектор социологии
семьи, гендерных и сексуальных отношений
(Социологический институт РАН, Санкт-Петербург).
В ряде высших учебных заведений России
введена новая дисциплина – «феминология
и гендерные исследования». В апреле 1990
г. по инициативе женщин-ученых, выступивших
против дискриминации по признаку пола,
был основан Московский центр гендерных
исследований. Центром ведется работа
в нескольких направлениях: поддержка
социально активных женщин и женского
движения; экспертиза законодательных
актов; проведение исследований в области
положения женщин; просвещение и образование.
По инициативе организации проводятся
женские форумы, съезды, научнопрактические
семинары. Гендерные центры созданы во
многих городах России.
Для того чтобы выяснить,
каково положение женщин в системе государственного
управления, обратимся к статистике. Ее
данные свидетельствуют о том, что после
введения гендерной статистики государственной
службы по ветвям власти и по должностям
с 1997 по 2005 г. динамика государственных
гражданских служащих резко возросла,
соответственно увеличилась доля женщин
с 56,2 до 71,7%. При этом удельный вес женщин
в законодательной ветви власти сократился
с 55,8% до 49,8%, в судебной ветви власти в
период с 1997 г. по 2003 г. – с 71,9% до 45,8%, но
к 2005 г. возрос до 77,1%. В исполнительной
ветви власти устойчивой динамики не наблюдается,
доля женщин колеблется: если в период
с 1997 г. по 2001 г. она увеличилась с 55,9% до
72,2%, то к 2003 г. уменьшилась до 51,4% и опять
возросла до 70,8% к 2005 г. (табл. 1). [6]
Таблица 1
Сравнительный
анализ численности государственных гражданских
служащих по ветвям власти на федеральном
уровне
Органы власти |
Годы |
Всего чел. |
В том числе |
Доля женщин (%) |
Муж. |
Жен. |
Законодательная |
1997
2001
2003
2005 |
2511
10 511
4000
4077
|
1100
4812
2600
2048 |
1401
5699
1400
2029 |
55,8
54,2
55,0
49,8 |
Исполнительная |
1997
2001
2003
2005 |
22 692
445 378
149 700
405 196
|
9996
123651
72700
118318 |
12696
321727
77000
286878
|
55,9
72,2
51,4
70,8 |
Судебная |
1997
2001
2003
2005 |
843
89 923
47 600
88 110
|
237
31210
25800
20174 |
606
58713
21800
67936 |
71,9
65,3
45,8
77,1 |
Среди категорий высших
и главных должностей все-таки лидируют
мужчины, но вот в ранге обсуживающего
персонала женщины занимают первое место.
Из этого следует, что женщины лучше справляются
с должностями, где не нужно принимать
серьезных решений, а следовать строго
регламенту. Но это не является женской
особенностью, так как женский пол на ровне
с мужским может принимать серьезные решения,
и со многими трудными ситуациями именно
женщины справляются лучше мужчин.
Эксперты ООН говорят
о том, что если в парламенте 20 % принадлежит
женщинам, тогда формируются программы
в интересах детей, а если их среди законодателей
30 %, то вырабатываются программы в интересах
самих женщин [11, с. 20]. У нас в российском
парламенте их меньше. В Государственной
Думе шестого созыва всего около 14 % женщин
от общего состава депутатов (в ГД РФ четвертого
созыва было 9,8 % женщин). 43 депутата – женщины
– представляют интересы партии «Единая
Россия» (18 % от общего числа депутатов-единороссов).
Ряд авторов отмечает,
что наиболее очевидной причиной сокращения
количества женщин в структурах власти
является отмена системы квот для них.
Другие ученые утверждают, что это – влияние
культурных факторов, таких как патриархальные
ценности электората, традиции доминирования
мужчин во власти. Некоторые исследователи
считают, что в борьбе за власть у женщин
недостаточно профессиональных политических
навыков. [7, С123]
Для изучения отношения
жителей к женщине-политику, был проведен
опрос среди 500 респондентов (май 2013 г.).
На вопрос: Как Вы относитесь к женщинам
в политике? – ответы были такие:
– положительно –
38 %;
– нейтрально – 35 %;
– отрицательно –
27 %.
Респонденты, ответившие
на заданный вопрос «отрицательно», считают:
– политика портит
женщин, они теряют себя как представительницы
прекрасного пола;
– женщина не может
заниматься политикой по своим психологическим
особенностям;
– женщины – это хранители
семейного очага;
– разочарованы в женских
лидерах.
Самыми влиятельными
женщинами России в сфере политики респонденты
называли (по мере уменьшения): В.И. Матвиенко,
Э.С. Набиуллину, О.Г. Дмитриеву, Л.И. Швецову,
С.П. Горячеву, Е.Ф. Лахову, Г.П. Хованскую,
И.А. Яровую, Н.А. Нарочницкую.
Женщинам (278 чел.) был
задан вопрос: Готовы ли они участвовать
в политической жизни на местах? Ответы
такие:
– 28 % готовы участвовать
и имеют четко выраженную позитивную установку;
– у 19 % такое желание
есть, но они не считают себя пригодными
для такой деятельности;
– остальные никакого
желания участвовать в политической жизни
не проявили. [8]
В системе государственной
власти женщин не допускают к должностям,
связанным с принятием жизненно важных
политических решений. Среди работников,
занимающих государственные должности
в органах государственной власти Российской
Федерации, женщины составляют 70,6 %; мужчины
– 29,4 %, а «высшие» командные должности
доступны 23,3 % женщин и 76,7 % мужчин [9, с.
174]
Относительно высокие
посты в системе власти занимают единицы
женщин. Данные опубликованных социологических
исследований подтверждают снижение интереса
женщин к общественно-политической деятельности.
Только для 9,5 % респонденток общественно-политическая
активность оказывается на первом плане.
Меняется вся система ценностей и приоритетов.
На первый план выходят ценности неполитического
характера, что отмечается в исследовании
Л.Л. Рыбцовой. Женщин больше волнует будущее
собственное и своей семьи (81,9 % ответов),
71,1 % – будущее страны, 57,3 % – будущее своего
города и области [10, с. 78].
2.2 Перспективы женской
политики в России
В отличие от мужчин российские женщины
всегда обладали меньшей «сознательностью»
и начиная с деревни XIX века, а потом и в
советские времена, больше думали о личном,
чувствуя, что имеют на это право: ведь
женское личное - это родовое, витальное,
вечное: вопрос воспроизводства семьи
и тем самым - нации. Мужской модернизации
«сверху» всегда противостояла женская
модернизация «снизу» - грошовые приработки
у барина при царе и мелкая торговля модной
одеждой в туалете «Детского мира» при
советской власти [11].
Конечно, женское сообщество расколото
внутриполовой конкуренцией, прямым следствием
общего кризиса государства и нации, проявляющегося
в повышенной смертности молодых мужчин
и массовом пьянстве выживших. Чем глубже
будет кризис, тем сильнее разовьется
эта конкуренция. Но на последнем рубеже
российские женщины умеют сплачиваться:
вспомним Февральскую революцию 1917 года,
начатую демонстрациями женщин Петрограда,
поддержанными армией (кстати, женщины
оказались последними, кто защищал Временное
правительство).
Роль женщины в политике зависит от господствующей
в обществе идеологии, а также социально-экономических
и политических особенностей этапа развития
страны.[15 http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_34.htm ]
Среди мегатенденций
следует выделить растущую роль женщин
в сферах политики и управления. В целом
имеет место рост доли женщин в общественных
службах, в государственных организациях,
поддерживающих политику во благо женщин.
На правительственном уровне большинство
женщин сосредоточены в министерствах
образования, здравоохранения, культуры,
социального обеспечения.
Оценки экспертов и
самих женщин-руководителей относительно
перспектив женщин во власти варьируются
в широком диапазоне. Все полученные в
ходе исследования точки зрения можно
интегрировать в сценарный прогноз. Применительно
к России участники исследования предлагают
три различных сценария женского представительства
во власти: пессимистический, инерционный
и оптимистический.
Первый сценарий: «Гендерная
сегрегация». В данный сценарий укладываются
все полученные от участников исследования
оценки, согласно которым число женщин
во власти в перспективе будет сокращаться.
Второй сценарий: «Социальная инерция».
Он объединяет оценки тех участников исследования,
которые убеждены, что в будущем доля женщин,
занимающих руководящие позиции во власти,
будет относительно невысокой, а попадание
или непопадание женщин во власть будет,
как и сегодня, определяться волей первого
лица. Третий, оптимистический, сценарий:
«Спираль поступательного развития».
Согласно этому сценарию представительство
женщин во власти будет нарастать. Сторонники
этой точки зрения не исключают, что через
10 лет соотношение женщин и мужчин на высших
этажах российской власти будет примерно
равным или почти равным. [5, стр 63-64]
Сложившаяся на сегодня
ситуация в России отражает "однополовой"
институт, каким предстает ныне административно-управленческая
система, доведенная до степени гендерной
кастовости, автономности. Почти закрытая
или полузакрытая для ротации в пользу
талантливых и образованных женщин, она
не способна гибко реагировать на вызовы
современности, что, в конечном итоге,
негативно сказывается и на процессе управляемости
страной и на международных связях. Не
прошла и инициатива Председателя избиркома
А.А. Вешнякова по поводу квотирования
женского представительства в мажоритарных
списках политических партий. Выдвижение
женских кадров на высшие государственные
должности не по квотам, а на профессиональной
основе объективно соответствует 14
меняющемуся статусу государственных
менеджеров, предназначенных обслуживать
интересы доминирующей властной группы
(политического большинства).