Специфические особенности положения женщины в обществе на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

В древности один мудрец сказал: «Мы правим миром, а женщины-нами». Сегодня, в третьем тысячелетии, это высказывание приобретает новый смысл, поскольку в последнее время отмечается значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений.
Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………3
Глава 1. Положение женщины в политике: история и особенности………………………………………………………..5
1.1. Положение женщин в истории……………………………….5
1.2. Женщины-политики в современной России………………...9
Глава 2. Специфические особенности положения женщины в обществе на современном этапе ………………………………..15
2.1. Женщины во власти в России: оценки исследователей и аналитиков………………………………………………………15
2.2. Перспективы женской политики в России………………….
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.68 Кб (Скачать файл)

В постсоветский период российское общество стало более открытым, сформировались новые каналы вертикальной мобильности, в политику пришли яркие независимые женщины – Г. Старовойтова, И. Хакамада, Э. Панфилова. В России в эти годы получило легитимацию независимое женское движение. [5, С.9]

В 2000-е годы в условиях выстраивания «вертикали власти» пространство публичной политики сузилось; выборы утратили состязательный характер; возможности вертикальной мобильности в обществе сократились. В путинской России власть отчетливо демонстрировала нежелание концентрироваться на «женской» тематике. Это нашло отражение в институциональной практике: в ходе административной реформы были ликвидированы Департамент по делам детей, женщин и семьи, входивший в структуру также ликвидированного Министерства труда и социального развития, а также Комиссия по вопросам положения женщин, которую курировал вице-премьер по социальным вопросам. Политика государства в отношении женщин вернулась к традиционному «протекционизму», сфокусированному на поддержании материнства и детства. Женские организации, не поддержанные властью, покинули пространство большой политики. [5, С. 9-10]

Рейтинг самых влиятельных женщин России за 2013 год представляют радиостанция «Эхо Москвы», информагентства РИА «Новости», «Интерфакс» и журнал «Огонек». В список лучших женщин-политиков вошли: Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации; Ольга Голодец 
вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам; Наталья Тимакова 
пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрия Медведева; Эльвира Набиуллина, помощник президента России, бывшая министр экономического развития; Лариса Брычева, руководитель государственно-правового управления президента; Светлана Медведева, супруга председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, глава попечительского совета национальной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»; Татьяна Голикова, помощник президента РФ по социально-экономическим вопросам Абхазии и Южной Осетии, бывший министр здравоохранения и социального развития РФ; Ольга Дергунова, руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ, замминистра экономического развития РФ; Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ; Джахан Поллыева, глава аппрата Госумы. [6, http://echo.msk.ru/blog/echo_rating/1019316-echo/]

Интеграция женщин России в политику идет чрезвычайно медленно. В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин – единицы. Формирующееся независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности.

Женский потенциал не используется в принятии государственных решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно их участию в управлении. В современной России еще меньше, чем в советский период, представлен женщин на руководящих должностях в органах власти, хотя к началу 70-х гг. была максимальная занятость женщин в общественном производстве, у женщин был высокий образовательный уровень, им были доступны многие массовые виды деятельности, которые требуют высшего и среднего специального образования.

Замедленная интеграция женщин в политику объясняется в первую очередь отсутствием широкой пропаганды эгалитарной теории, активной роли государства в ее распространении и реализации, игнорирование проблемы средствами массовой информации. Многое зависит и от существующих в стране политических партий. Среди них можно выделить лишь КПРФ с небольшим количеством женщин – депутатов Государственной Думы третьего созыва , НДР, «Яблоко», ЛДПР.[13]

 

 

ГЛАВА 2 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1. Женщины во власти в России: оценки исследователей и аналитиков 

 

Сегодня в России сформировалось научное сообщество, специализирующееся на исследовании гендерной проблематики. Существуют центры, занимающиеся изучением «женского» вопроса, среди них: Лаборатория гендерных проблем, специализирующаяся на изучении социально-экономической тематики (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН), Сектор социологии семьи и гендерных отношений (Институт социологии РАН), Сектор социологии семьи, гендерных и сексуальных отношений (Социологический институт РАН, Санкт-Петербург). В ряде высших учебных заведений России введена новая дисциплина – «феминология и гендерные исследования». В апреле 1990 г. по инициативе женщин-ученых, выступивших против дискриминации по признаку пола, был основан Московский центр гендерных исследований. Центром ведется работа в нескольких направлениях: поддержка социально активных женщин и женского движения; экспертиза законодательных актов; проведение исследований в области положения женщин; просвещение и образование. По инициативе организации проводятся женские форумы, съезды, научнопрактические семинары. Гендерные центры созданы во многих городах России.

 

Для того чтобы выяснить, каково положение женщин в системе государственного управления, обратимся к статистике. Ее данные свидетельствуют о том, что после введения гендерной статистики государственной службы по ветвям власти и по должностям с 1997 по 2005 г. динамика государственных гражданских служащих резко возросла, соответственно увеличилась доля женщин с 56,2 до 71,7%. При этом удельный вес женщин в законодательной ветви власти сократился с 55,8% до 49,8%, в судебной ветви власти в период с 1997 г. по 2003 г. – с 71,9% до 45,8%, но к 2005 г. возрос до 77,1%. В исполнительной ветви власти устойчивой динамики не наблюдается, доля женщин колеблется: если в период с 1997 г. по 2001 г. она увеличилась с 55,9% до 72,2%, то к 2003 г. уменьшилась до 51,4% и опять возросла до 70,8% к 2005 г. (табл. 1). [6]

 

 

 

Таблица 1

Сравнительный анализ численности государственных гражданских служащих по ветвям власти на федеральном уровне

Органы власти

Годы

Всего чел.

В том числе

Доля женщин (%)

Муж.

Жен.

Законодательная

1997

2001

2003

2005

2511

10 511

4000

4077

1100

4812

2600

2048

1401

5699

1400

2029

55,8

54,2

55,0

49,8

Исполнительная

1997

2001

2003

2005

22 692

445 378

149 700

405 196

9996

123651

72700

118318

12696

321727

77000

286878

55,9

72,2

51,4

70,8

Судебная

1997

2001

2003

2005

843

89 923

47 600

88 110

237

31210

25800

20174

606

58713

21800

67936

71,9

65,3

45,8

77,1


 

 

Среди категорий высших и главных должностей все-таки лидируют мужчины, но вот в ранге обсуживающего персонала женщины занимают первое место. Из этого следует, что женщины лучше справляются с должностями, где не нужно принимать серьезных решений, а следовать строго регламенту. Но это не является женской особенностью, так как женский пол на ровне с мужским может принимать серьезные решения, и со многими трудными ситуациями именно женщины справляются лучше мужчин.

Эксперты ООН говорят о том, что если в парламенте 20 % принадлежит женщинам, тогда формируются программы в интересах детей, а если их среди законодателей 30 %, то вырабатываются программы в интересах самих женщин [11, с. 20]. У нас в российском парламенте их меньше. В Государственной Думе шестого созыва всего около 14 % женщин от общего состава депутатов (в ГД РФ четвертого созыва было 9,8 % женщин). 43 депутата – женщины – представляют интересы партии «Единая Россия» (18 % от общего числа депутатов-единороссов).

Ряд авторов отмечает, что наиболее очевидной причиной сокращения количества женщин в структурах власти является отмена системы квот для них. Другие ученые утверждают, что это – влияние культурных факторов, таких как патриархальные ценности электората, традиции доминирования мужчин во власти. Некоторые исследователи считают, что в борьбе за власть у женщин недостаточно профессиональных политических навыков. [7, С123]

Для изучения отношения жителей к женщине-политику, был проведен опрос среди 500 респондентов (май 2013 г.). На вопрос: Как Вы относитесь к женщинам в политике? – ответы были такие:

– положительно – 38 %;

– нейтрально – 35 %;

– отрицательно – 27 %.

Респонденты, ответившие на заданный вопрос «отрицательно», считают:

– политика портит женщин, они теряют себя как представительницы прекрасного пола;

– женщина не может заниматься политикой по своим психологическим особенностям;

– женщины – это хранители семейного очага;

– разочарованы в женских лидерах.

Самыми влиятельными женщинами России в сфере политики респонденты называли (по мере уменьшения): В.И. Матвиенко, Э.С. Набиуллину, О.Г. Дмитриеву, Л.И. Швецову, С.П. Горячеву, Е.Ф. Лахову, Г.П. Хованскую, И.А. Яровую, Н.А. Нарочницкую.

Женщинам (278 чел.) был задан вопрос: Готовы ли они участвовать в политической жизни на местах? Ответы такие:

– 28 % готовы участвовать и имеют четко выраженную позитивную установку;

– у 19 % такое желание есть, но они не считают себя пригодными для такой деятельности;

– остальные никакого желания участвовать в политической жизни не проявили.  [8]

В системе государственной власти женщин не допускают к должностям, связанным с принятием жизненно важных политических решений. Среди работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти Российской Федерации, женщины составляют 70,6 %; мужчины – 29,4 %, а «высшие» командные должности доступны 23,3 % женщин и 76,7 % мужчин [9, с. 174]

Относительно высокие посты в системе власти занимают единицы женщин. Данные опубликованных социологических исследований подтверждают снижение интереса женщин к общественно-политической деятельности. Только для 9,5 % респонденток общественно-политическая активность оказывается на первом плане. Меняется вся система ценностей и приоритетов. На первый план выходят ценности неполитического характера, что отмечается в исследовании Л.Л. Рыбцовой. Женщин больше волнует будущее собственное и своей семьи (81,9 % ответов), 71,1 % – будущее страны, 57,3 % – будущее своего города и области [10, с. 78].

 

2.2 Перспективы женской политики в России

В отличие от мужчин российские женщины всегда обладали меньшей «сознательностью» и начиная с деревни XIX века, а потом и в советские времена, больше думали о личном, чувствуя, что имеют на это право: ведь женское личное - это родовое, витальное, вечное: вопрос воспроизводства семьи и тем самым - нации. Мужской модернизации «сверху» всегда противостояла женская модернизация «снизу» - грошовые приработки у барина при царе и мелкая торговля модной одеждой в туалете «Детского мира» при советской власти [11].

Конечно, женское сообщество расколото внутриполовой конкуренцией, прямым следствием общего кризиса государства и нации, проявляющегося в повышенной смертности молодых мужчин и массовом пьянстве выживших. Чем глубже будет кризис, тем сильнее разовьется эта конкуренция. Но на последнем рубеже российские женщины умеют сплачиваться: вспомним Февральскую революцию 1917 года, начатую демонстрациями женщин Петрограда, поддержанными армией (кстати, женщины оказались последними, кто защищал Временное правительство).

Роль женщины в политике зависит от господствующей в обществе идеологии, а также социально-экономических и политических особенностей этапа развития страны.[15 http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_34.htm ]

Среди мегатенденций следует выделить растущую роль женщин в сферах политики и управления. В целом имеет место рост доли женщин в общественных службах, в государственных организациях, поддерживающих политику во благо женщин. На правительственном уровне большинство женщин сосредоточены в министерствах образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения.

Оценки экспертов и самих женщин-руководителей относительно перспектив женщин во власти варьируются в широком диапазоне. Все полученные в ходе исследования точки зрения можно интегрировать в сценарный прогноз. Применительно к России участники исследования предлагают три различных сценария женского представительства во власти: пессимистический, инерционный и оптимистический.

Первый сценарий: «Гендерная сегрегация». В данный сценарий укладываются все полученные от участников исследования оценки, согласно которым число женщин во власти в перспективе будет сокращаться. Второй сценарий: «Социальная инерция». Он объединяет оценки тех участников исследования, которые убеждены, что в будущем доля женщин, занимающих руководящие позиции во власти, будет относительно невысокой, а попадание или непопадание женщин во власть будет, как и сегодня, определяться волей первого лица. Третий, оптимистический, сценарий: «Спираль поступательного развития». Согласно этому сценарию представительство женщин во власти будет нарастать. Сторонники этой точки зрения не исключают, что через 10 лет соотношение женщин и мужчин на высших этажах российской власти будет примерно равным или почти равным. [5, стр 63-64]

Сложившаяся на сегодня ситуация в России отражает "однополовой" институт, каким предстает ныне административно-управленческая система, доведенная до степени гендерной кастовости, автономности. Почти закрытая или полузакрытая для ротации в пользу талантливых и образованных женщин, она не способна гибко реагировать на вызовы современности, что, в конечном итоге, негативно сказывается и на процессе управляемости страной и на международных связях. Не прошла и инициатива Председателя избиркома А.А. Вешнякова по поводу квотирования женского представительства в мажоритарных списках политических партий. Выдвижение женских кадров на высшие государственные должности не по квотам, а на профессиональной основе объективно соответствует  14 меняющемуся статусу государственных менеджеров, предназначенных обслуживать интересы доминирующей властной группы (политического большинства).

Информация о работе Специфические особенности положения женщины в обществе на современном этапе