Специфика философского подхода к проблеме сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:52, контрольная работа

Описание работы

Сознание- это то, благодаря чему человеку дан внешний мир и он сам; его тело, мысли, чувства, переживания. Сознание не существует как отдельный предмет, а поэтому познать его адекватно невозможно естественно-научным методом. Мысли, чувства, представления и волнения сопровождают человеческое освоение мира и проходят через его сознание. Сознание нельзя рассматривать вне его содержательной связи с миром, с историей человечества: вне этой связи оно не существует.

Содержание работы

1. Специфика философского подхода к проблеме сознания …………….стр 3
2.Современные концепции происхождения и сущности сознания ……..стр 8
3. Сознание и я язык, из взаимосвязь …………………………………..…стр 12

Файлы: 1 файл

Философия 23 вариант выполненный.docx

— 26.90 Кб (Скачать файл)

Космопланетарный подход (В.И. Вернадский, М. Шелер, Тейяр де Шарден, В. В. Налимов) предполагает, что способность сознания присуща материи, но проявляется только с возникновением человека. На этом этапе природа начинает познавать себя через человеческий разум. Человек должен осознать свою творческо-преобразовательную функцию в мире. В этом случае наступит радикально новый этап в развитии природы: стихийная эволюция природы сменится её сознательным развитием.

    Гипотеза о  сверхиндивидуальном характере  сознания подтверждается исследованием  случаев клинической смерти. Описания  клинической смерти позволяют  предположить, что сознание не  замкнуто опытом отдельного человека, а фиксирует весь исторический  опыт людей. Его можно сравнить  с космической рекой, в которой  индивидуальное сознание, жизнь  - лишь песчинка, уносимая этой  рекой. В. В. Налимов говорит  о сознании как сфере, окружающей  нашу планету. Всякая глубокая  интуиция, озарение является как  бы « пробоем» в эту сферу. (См. Налимов В.В. Непрерывность  против дискретности в языке  и мышлении. – Тбилиси: ТГУ, 1978).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сознание и  я язык, из взаимосвязь.

 Анализируя процесс  формирования сознания, нельзя не  отметить ведущую роль в нем  языка. Язык- это вербальное средство  общения между людьми. В  языке  накапливается и передается информация, опыт от человека к человеку, от поколения к поколению.

    Язык аккумулирует  в себе духовную деятельность  человека. В нем закрепляются  определенные схемы, по которым  строятся рассуждения, приемы  и формы обобщений. Язык в  обобщенной, понятийной форме фиксирует  названия вещей, предметов и  явлений окружающего мира. В процессе  овладения языком формируется  сознание человека, но и сам  человек (ребенок) приобщается  к опыту человечества, к культуре.

    С другой стороны,  человек , формируя с помощью  языка сугубо индивидуальные  мысли, делает их общедоступными  для понимания. Одновременно под  влиянием нового мыслительного  материала происходит процесс  расширения или видоизменения  присущей языку системы значений. 

    В языке фиксируется  и непрерывный процесс возникновения  и развития, новых вещей, явлений  в общественной жизни. Наряду  с появлением новых слов и  понятий, происходит обогащение  языка через обрастание слов  новыми значениями и смыслами.

    Язык является  продуктом коллективности: он существует  и развивается в обществе, и,  с другой стороны, язык служит  средством объединения, социализации  и коллективизации людей. Через  язык не только формируется  сознание ребенка, подрастающих  поколений, но и передается  весь социальный опыт, знание  о сложной системе социальных  отношений. С помощью языка  человек воспитывается, воспринимает  социальные и моральные нормы,  становится частью социума, гражданином  государства. 

    Важной является  и нормативная функция языка.  Язык обладает способностью закреплять  в своих формах, принимающих характер  определенных языковых норм, опыт  человечества. Слово, благодаря относительной  стабильности языковых норм, превращается  в «сигнал сигналов» и оказывает  воздействие на сознание.

 Человек может управлять  через речь не только своим  поведением, но и поведением других  людей. Более того, человеческий  опыт устанавливает определенные  границы мыслительной деятельности. Конкретизируя и оформляя мысль,  слова вводят ее движение в  определенное русло. Но надо  иметь в виду, что при всем  влиянии языка на восприятие  человеком окружающего мира, на  сознание, поведение, это влияние  не является непреодолимым. Однако  существуют и противоположные  точки зрения. Так, например, испанский  философ Ортега-и-Гассет рассматривает  язык как орудие давления на  человека, навязывания ему эталонов  поведения, как носитель определенных  мнений, как рупор «массового  сознания», «мнения толпы». Тем  самым язык оказывается одним  из наиболее действенных средств  манипулирования сознанием людей,  внедрения в массовое сознание  различного рода социальных мифов,  определенных социальных стандартов. Человек, таким образом, несет  в себе общество вместе с  языком. Эта тирания языка делает  тщетной любую попытку уйти  от общества.

Следует отметить, что при  всей значимости влияния языка на сознание человека, он не может оказаться  определяющим фактором его поведения, поскольку сам язык есть отражение  реальности, включенной в человеческую практику.


Информация о работе Специфика философского подхода к проблеме сознания