Сравнительный анализ количественных и качественных методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:18, реферат

Описание работы

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:
подготовку исследования;
сбор первичной социологической информации;
подготовку собранной информации к обработке и ее обработку;
анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировку выводов и рекомендаций.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
Методы сбора социологической информации………………………….4
Количественные методы сбора социологической информации………5
Качественные методы сбора социологической информации…………7
Сравнительный анализ количественных и качественных методов…11
Заключение…………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

реферат социология.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  1. С
  2.  
  3. равнительный анализ количественных и качественных методов

 

Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.

Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.

Сопоставление количественных и качественных методов:

1. Предназначение:

Количественные: макросоциологическое исследование.

Качественные: микросоциологическое исследование.

2. Цель применения:

Количественные: объяснение причин изучаемого явления.

Качественные: понимание  изучаемого явления.

3. Исследовательские  задачи:

Количественные:

- изменение параметров  явления;

- установление взаимосвязи  между этими параметрами.

Качественные:

- выявление общей картины явления;

- интерпретация явления.

4. Позиция исследователя:

Количественные: сторонний  наблюдатель.

Качественные: сочувствующий  участник.

5. Центр внимания исследования:

Количественные: социальные структуры и институты, общие  социальные процессы, объективные факторы.

Качественные: в центре внимания является сам человек, особенные  частные процессы и субъективные факторы.

6. Гипотезы формируются:

Количественные: заранее  есть.

Качественные: по мере овладения  данными.

7. Логика анализа:

Количественные: дедуктивная.

Качественная: индукция.

8. Данные исследования  представлены в виде:

Количественные: статистических показателей и индексов.

Качественные: различных  высказываний, документов, дискуссий.

9. Стиль исследования:

Количественные: жесткий  холодный.

Качественные: мягкий теплый.

 

Методологические различия количественного и качественного  подходов

Таблица №1

Количественный подход

Качественный подход

Теоретико-методологическая база

Реализм. Достоверное, объективное  знание. Описание логических связей между  отдельными параметрами.

Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события или явления.

Фокус анализа

Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное.

Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное.

Единицы анализа

Факты, события.

Субъективные значения, чувства.

Исследовательские цели, задачи

Дать причинное объяснение.

Измерить взаимосвязи.

Интерпретировать, понять наблюдаемое, концептуализировать.

Стиль

Жесткий, холодный. Систематизация.

Мягкий, теплый. Воображение, представление о…

Валидность (надежность)

Достоверное повторение установленных связей.

Реальное насыщение  информации

Логика анализа

Дедуктивная: от абстракций — к фактам путем операционализации понятий.

Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. —  к концепциям.


  • интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным);
  • наблюдение, подразделяется на не включенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное);
  • анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

В некоторых исследованиях  ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию  качественного и количественного  подходов. 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, проведение социологического исследования — процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, способных к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Надо предусмотреть  организационное и материально-техническое  обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями.

Каждый из методов получения первичной информации имеет свои достоинства и недостатки. И использование того или иного метода зависит, прежде всего, от специфических особенностей объекта исследования.

Таким образом, можно  сказать, что каждый социолог, перед  тем как начать сбор первичной информации, должен, во-первых, определится с объектом исследования, во-вторых, с его целями и задачами, в-третьих, знать особенности психологии людей (невербального поведения). 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе // Социол. исслед. - 2001. - № 1.
  2. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.
  3. Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник. — М.: Гардарики, 2004.
  4. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.
  5. Кравченко, А. И. Социология. Учебник. — М., 2001.
  6. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.
  7. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. -156c.
  8. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.
  9. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.
  10. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  11. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

 




Информация о работе Сравнительный анализ количественных и качественных методов