Сравнительный анализ социологии Гиддингса и Кули

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Франклин Гиддингс является одним из основателей американской социологии и крупнейший представитель ее психологического направленияГлавный труд первого периода творчества Гиддингса, периода, когда он развивал идеи психологического эволюционизма, был написан в 1896 г. и получил название "Принципы социологии"*. Им были написаны и другие работы: "Элементы социологии" (1898), "Индуктивная социология" (1901), "Описательная и историческая социология" (1904), "Исследования по теории человеческого общества" (1922), "Научное исследование человеческого общества" (1924), "Цивилизация и общество" (1933).

Файлы: 1 файл

Сравнение.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Франклин Гиддингс является одним из основателей американской социологии и крупнейший представитель ее психологического направленияГлавный труд первого периода творчества Гиддингса, периода, когда он развивал идеи психологического эволюционизма, был написан в 1896 г. и получил название "Принципы социологии"*. Им были написаны и другие работы: "Элементы социологии" (1898), "Индуктивная социология" (1901), "Описательная и историческая социология" (1904), "Исследования по теории человеческого общества" (1922), "Научное исследование человеческого общества" (1924), "Цивилизация и общество" (1933).

В ранний период своей научной деятельности примыкал к психологическому эволюционизму, одному из течений психологической  социологии конца 19 - начала 20 в. Как  и другие представители этого направления, Гиддингс стремился сочетать органицизм Спенсера с идеалис

Во второй период своей научной  деятельности, начавшийся в 20-е гг., Гиддингс становится одним из самых активных пропагандистов новых концепций позитивизма (Э. Мах, К. Пирсон, Б. Рассел) и статистического метода исследования, оказав заметное влияние на формирование эмпирической социологии США. тической интерпретацией общественной жизни.

 

Кули (cooley) Чарлз Хортон (1864-1929)- американский социолог и социальный философ, прямой предшественник символического интеракционизма. Основные труды: “Человеческая природа и социальный порядок” (1902), “Социальная организация” (1909), “Социальный процесс” (1918), “Социологическая теория и социальное исследование” (1930). Профессор социологии Мичиганского университета (с 1907), в 1918 – президент Американского социологического общества. Испытал влияние систем Конта и Спенсера, эволюционных идей Дарвина.

Определение Социологии

В соответствии с идеями Гиддингса социология — это наука, которая стремится понять общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин. Для Гиддингса не подлежит сомнению психологическое "происхождение" социологии. Социология является учением об умственных явлениях в их наиболее обширных осложнениях и реакциях и об искусственной эволюции социальной среды. "Социология является попыткой, — пишет Гиддингс, — объяснить возникновение, рост, строение и деятельность общества действием физических, жизненных и психологических причин, действующих совместно в процессе эволюции".

Итак, социология исследует, прежде всего, процессы эволюции общества. Однако как наука она  обладает и другими особенностями. По мнению Гиддингса, "истинная социология должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения. Она должна свести каждое из них через все социальные отношения". Основная же особенность социологии состоит в том, что ее представители объясняют социальные явления посредством использования причин психического характера. Предметом социологии Гиддингса является изучение “плюралистического поведения”, сводимого им к совокупности реакций индивида на динамику стимулов среды

Кули же полагает что социология это наука которая должна изучать группы, характеризующиеся тесными непосредственными связями и сотрудничеством (первичные группы), а так же институты образующие социальную структуру общества и выражающие его организацию(вторичные группы).

Предметом социологии, по Кули, являются социальные факты, которые он определял как "представления представлений".

 

 

Теория общества

 

 

К. исходил из понимания  общества как обладающей собственной  динамикой органической целостности, имеющей психосоциальный характер и основанной на коммуникации. Однако фактически социальное редуцировалось к психическому, к "идее личности", существующей в сознании деятеля, и к взаимодействию таких идей, репрезентирующих реальных людей, в каждом индивидуальном сознании

 

Кули формирует концепцию  социальной реальности. Она состоит из различных социальных отношений. Кули пишет : Моё взаимодействие с вами состоит в отношениях между моим представлением о вас и моим самосознанием. Если в вас есть что то чего не знаю я (то что я не знаю о вас) никак не влияет на моё восприятие. Таким образом общество в его непосредственном аспекте есть отношение между идеями личности.

 

Общество, по мнению Гиддингса, есть физико-психический организм, особого рода организация, "представляющая отчасти продукт бессознательной эволюции, отчасти результат сознательного плана". Общество, утверждает американский социолог, в первоначальном смысле слова означает сотоварищество, ассоциацию, общую жизнь, которые он рассматривает как социальные факты, психические по своей природе.

Гиддингс пытался  анализировать и социальную структуру общества, в которой выделял три класса:

1) "жизненные  классы", или демографические,  которые различались по темпам  смертности, и рождаемости;

2) "классы  личностей", различающиеся по  степени одаренности (гении, таланты,  нормальные люди, уроды);

3) "социальные классы".

Метод используемый в социологии

 

Метод, который кули предлагает для социологии вытекает из его понимания  общества. Так как основу общественного взаимодействия он видел в представлениях о других и собственным самосознанием, то соответственно основой социального познания К. считал методы интроспекции и понимания.

 

Гиддингс считает, что социологический анализ общественных процессов должен сочетать в себе изучение объективно-природных и субъективно-психологических факторов. Он впервые применил статистические и системные методы в социологических исследованиях.

 

Личность и  общество

 

       Гиддингс обосновывает решающее значение психических факторов во взаимодействии людей и в развитии общества.

       Он характеризует общество как сотоварищество, некую ассоциацию людей, которых скрепляют психологические узы, сознание рода. "Умственные и нравственные элементы общества, соединяясь в различных сочетаниях, образуют так называемое общее чувство, общее желание, нравственное чувство, общественное мнение и общую волю общества". 
       Все это Гиддингс называет "социальным разумом", формирующимся в результате взаимодействия "индивидуальных разумов". Это, по словам Гиддингса, "продукт того, что Тард называет социальной логикой, связывающей продукты индивидуальной логики в более сложные целые". 
       Представляет теоретический и практический интерес решение Гиддингсом проблемы взаимодействия личного и формирующегося в рамках ассоциаций группового сознания, в том числе влияния группового сознания — коллективных эмоций, воли и т.д. — на сознание личности. 
       Все это, — пишет Гиддингс, — происходит на сознательном и подсознательном уровнях, В связи с этим он указывает на "инстинкт ассоциации". 
Обращает на себя внимание и его анализ "психических отношений" людей, основанных на их взаимопонимании, симпатии, интересах, желаниях и воле.

 

 

Кули называет свой подход "органическим", поскольку исходит  из признания единства организма, представляющего собой взаимодействие личности и общества. "Личность" и "общество" — не две разные сущности, а разные аспекты процесса человеческого взаимодействия. Вместе с тем общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Кули писал, что "общество и индивиды — неотделимые аспекты какого-то одного общего целого, так что где бы мы ни обнаруживали индивидуальный факт, мы можем отыскать и сопутствующий ему социальный факт".

 

Истинно общественное существо, по Кули, обладает социальным сознанием, что означает в первую очередь способность выделять себя из группы, сознавать свое "Я", свою личность. Речь идет о самосознании, проявляющемся в общении с другими людьми и усвоении их мнения. Поэтому "Я" и "Мы" всегда связаны, и эта связь есть социальное действие (интеракция).

 

Каждый акт социального  сознания есть одновременно акт самосознания. Но социальное сознание индивида не совпадает  с социальным сознанием общества. Последнее выхолит за пределы  внутреннего мира человека. Это более широкое сознание (larger mind), которое Кули в противовес индивидуальному иногда называет термином "общественное сознание" (public mind).

 

В трактовке Кули существует как минимум три аспекта сознания, которые полезно и необходимо различать. Во-первых, это самосознание, или что я думаю о себе. Во-вторых, это общественное сознание (в его индивидуальном аспекте), или что я думаю о других людях. В-третьих, это публичное сознание, или коллективная точка зрения людей, организованных в коммуникативные группы. Все эти три аспекта представляют собой уровни единого целого. Приведенная трактовка сознания в творчестве ученого оказалась связанной с его представлением о личности.

 

Подход к ней был  сформулирован в теории "зеркального "Я"" (looking-glass self), одним из авторов которой явился Кули. В соответствии с ней личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. "Я" человека—это воспринятое им зеркальное отражение впечатлений, которые, по его мнению, он произвел на окружающих его людей. Кули следующим образом раскрывает существо "зеркального "Я"": "Самопредставление такого рода, очевидно, имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или унижение".

Хотелось бы отметить, что, название теории Ч. Кули переведено на русский язык не совсем корректно - правильнее её обозначить как теорию «зеркальной самости» (looking-glass self). В этой версии сохраняется изначальное представление родоначальников символического интеракционизма о сложной структуре личности индивида.

 

 

Теория прогресса

 

 

 Гиддингс выделил три стадии прогресса цивилизации. На первой ступени отмечается низкий уровень внешних контактов ввиду постоянных войн. В ходе второй стадии государственная власть централизуется, развиваются законы и духовная культура. Наконец, происходит экономический взрыв; за ним следует явное улучшение жизни масс.

Соответственно, выделяется три типа цивилизации: военно-религиозный, либерально-законный и экономическо-этический.

В первом случае миграции и завоевания со временем сменяются  осёдлостью; возникают города как  центры торговли; происходит первичное  разделение труда на ремёсла и  сельское хозяйство. Племенная организация порождает государство. Возникает идея территориального единства.

С момента наличия  торговли, рабства, единства земель, ограничения  консерватизма начинается вторая стадия. Она характеризуется активным развитием  законов. Церковь отделяется от светской власти. Зарождается конституционность.

Наконец, третьей стадии характерно стремление к улучшению  социальных условий (при этом Гиддингс подчёркивает, что социализм является утопией, т.к. население растёт всегда быстрее производства). В обществе устанавливается  демократия. Город становится не только центром развития, но и обителью пороков, застоя и т.д. Деревня же даёт ему «новую кровь». Этической реакцией на засилье пороков является «этическая семья», для которой долг стоит выше любви.

В итоге, идея прогресса подаётся как расширение сознания рода.

 

 

Из трактовки личности, ее взаимодействия с людьми и обществом, соотношения общественного и  индивидуального сознания, сознания и самосознания, теории "зеркального "Я"" следует еще одна, крайне важная линия социологического анализа Кули, которая касается его учения о первичных и вторичных группах, прежде всего первичных (ибо им он уделял основное внимание).

"Под первичными  группами, — писал Ч. Кули, —  я подразумеваю группы, характеризующиеся  тесными, непосредственными связями (associations) и сотрудничеством. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида.

Что касается вторичных  общественных групп, то к ним Кули относил институты, образующие социальную структуру общества и выражающие его организацию.

Кули же определения  прогресса как такового не даёт. Американский социолог стремится доказать, что первичные группы независимы от макросоциальных структур (хотя временами подвержены их влиянию). Один из главных аргументов при этом состоит в том, что такие группы существуют в любом обществе, начиная от первобытного, примитивного и кончая современным, индустриальным. Некоторые из образцов первичных групп он рассматривает подробно, например, сельские общины в России и Германии, выделяя такие их особенности, как доминирование непосредственных родственных, дружеских или соседских связей и отношений, единогласие при принятии решений, наличие прямой демократии. Осуществляя такой анализ, он противопоставляет эти первичные группы господству вторичных групп, характерных для крупных индустриальных городов, в которых происходит распад тесных социальных и межличностных связей, составляющих главную особенность первичных групп.

Достоинства и недостатки

 

Заслуга Гиддингса в том и состоит, что он один из первых обратился к изучению организации, ее места и роли в обеспечении социальных процессов. Однако, отдавая дань своему времени, эволюционистско-биологизаторскому подходу к обществу. 

Но в целом влияние Гиддингса на американскую социологию было обусловлено, скорее, его административными возможностями, чем его собственными идеями, причем коллеги отмечали его крайнюю нетерпимость, расизм, антисемитизм и антибольшевизм.

 

Несмотря на ряд ограничений, и недостатков социологической концепции Кули, связанных, прежде всего с абсолютизацией субъективно-личностных аспектов социальных процессов и игнорированием материальной, производственной, трудовой сферы отношений и взаимодействий между людьми, значение его идей не следует принижать. Они сыграли большую роль в появлении одной из первых парадигм социологии — символического интеракционизма, дали толчок развитию социальной психологии, стимулировали возникновение Чикагской социологической школы

Информация о работе Сравнительный анализ социологии Гиддингса и Кули