Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба однако ведущие российские социологи были прекрасно знакомы с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии у них была высокая духовная культура стремление найти и выделить специфику российской социологической мысли отражающую историческое и социальное своеобразие России.

Содержание работы

Введение
Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке.
Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв.
Заключение

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

На втором этапе (1890-е гг. — начало XX в.) начинается процесс институционализации российской социологии, которая проникает в академическую среду и все больше находит поддержку в научных и общественных кругах.

В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них стала социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов (1853-1904), С.А. Муромцев(1850-1910), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология вышла на международную арену. Российские социологи активно участвовали в рабоге Международного института социологии, а М.М. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации отечественной социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге.

Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев (1871- 1925) и П.А. Сорокин (1889- 1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения, поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.

Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой, и научные исследования в этой области были запрещены на многие десятилетия. В конце 1922 г. Сорокин был вынужден эмигрировать из страны сначала в Германию, затем в Чехословакию, а в конце 1923 г. — в США.

Питирим Сорокин — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Его основные труды: двухтомная «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», четырехтомная «Социальная и культурная динамика», «Общество, культура. личность».

П. Сорокин различает теоретическую и практическую социологию. Теоретическая социология, по его мнению, лишь наблюдает, анализирует и выстраивает концептуальные модели, а практическая социология должна быть прикладной дисциплиной. Она призвана осуществлять афоризм О. Конта: «знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы мочь».

Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:

  • социальная аналитика, изучающая строение (структуру) социального явления и его основные формы;
  • социальная механика (или социальная физиология), описывающая процессы взаимодействия социальных агрегатов (людей, групп, социальных институтов);
  • социальная генетика, которая изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Первичной единицей социологического анализа П. Сорокин считал взаимодействие. Развивая идею понимания общества как особого социшмного пространства, не совпадающего с территориальным, физическим и т.д., П. Сорокин создал две взаимосвязанные концепции: социальной стратификации (социального расслоения) и социальной революции.

Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную.

Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности — перемещении людей по позициям социального пространства.

П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный,эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления.

В работе «Социальная и культурная динамика» Сорокин анализирует развитие культуры разных народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. Он считает, что истинным субъектом исторического развития выступает «социокультурная суперсистема».

Взяв за критерий классификации общефилософские представления о двойственной природе человека, в которой сосуществуют понятия «материального» и «идеального», «возвышенного» и «земного», П. Сорокин выделил три типа культурных суперсистем: чувственный, идеациональный и идеалистический (или интегральный). При доминировании в обществе материальных и утилитарных ценностей мы имеем делос чувственным типом культуры.Если же первичным признается потусторонний мир, а земные блага и нужды — второстепенными, то перед нами идеациональный тип культуры. Интегральный тип культуры - «золотая середина», сочетает в себе эмпирические и свсрхэм- пирические ценности. Причем на разных этапах исторического процесса может преобладать тот или иной тип культуры.

Большое значение П. Сорокин придавал общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический типы общества сольются в некое интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем смогла выдвинуть немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

Возрождение российской социологии началось только в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1960-х гг. социология восстанавливает свой социальный статус. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. — Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ныне — Институт социологии). Открываются факультеты и кафедры при вузах страны. С 1974 г. стал издаваться специализированный журнал «Социологические исследования».

Последующее интенсивное развитие социологии связано с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали достаточно распространенным явлением. Социология обрела свое второе рождение, стала преподаваться в высших и средних специальных учебных заведениях страны в качестве общеобразовательной дисциплины. Значительный вклад в развитие современной социологической мысли внесли известные отечественные социологи: И.В. Бестужев- Лада; А.Г. Здравомыслов; Ю.А. Левада; Т.И. Заславская; Н.А. Аитов; Ж.Т. Тощенко; С.С. Фролов; Г.А. Осипов; В.А. Ядов; В.И. Добреньков и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сейчас в современной России положение социологии достаточно двойственно. В плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.

Одной из них является то что социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств времени и людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает и ее явная политизация когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. Все это весьма печально т.к. культура общества определяется в частности тем как это общество понимает и исследует само себя.

Однако многочисленные трудности и проблемы выражающие перед современной российской социологией имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том что после социологических исследований – как прикладных так и теоретических – открыто для молодых ученых входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс.

Завершение институционализации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными переменами во всей общественной жизни начиная с 1987 г. Опросы населения по самым различным вопросам практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Появлялось все большее количество профессиональной литературы работы известных социологов. В последнее время СМИ используют социологическую информацию и проводят интерактивный опрос.

Наконец-то создалась реальная возможность развития отечественной социологии вне монополии философии на социальное познание без административного вмешательства в социологические исследования. Однако трудно сделать что-либо стоящее если идти традиционным путем. Всегда будем отставать. Нужно искать необычные решения пусть и такие которые сейчас кажутся невероятными или малореализуемыми. Вместе с тем всякое новое бывает амбициозно в заявляемых о своих возможностях а реальные результаты накапливаются постепенно.

В заключении можно сделать вывод что сегодня российская социология участвует в развитии общества хотя ее роль недооценивается или она используется как инструмент политических баталий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

Голосенко И.А. Козловский В.В. – История русской социологии XIX – XX века. – М. Онега 1995.

История социологии: Учебн. пособие/ А. Н. Елсуков Г. Н. Соколова Т. Г. Румянцева А. А. Грицанов: Под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк. 1997.

Новикова С. С. Социология: история основы институционализация в России. – Москва – Воронеж 2000.

Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В. Н. Лавриненко. – М. 2000.

Медушевский А.Н. История русской социологии: Уч. пособие для вузов. – М: Высшая школа. 1993г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово понятие учение) – наука о законах становления функционирования развития общества в целом различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Тезис — это самообусловленность индивида в социальном и культурном аспекте.

Антитезис — зависимость индивида от установлений и институтов организованной среды.

Синтез – зависимость среды от индивида и его самообусловленности.

Социальный инстинкт — сила заставляющая человека взаимодействовать с другими людьми поступать как они что особенно отчетливо проявляется в имитации как особой форме социального поведения.

«Надорганическое» понятие – понятие которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений и психологических взаимодействий.

Индивид – социальное существо его сознание и поведение считается основным критерием общественного прогресса а в ряде случаев рассматривается этот феномен в качестве одного из основных составляющих компонентов являющихся объектом социологического изучения.

 


Информация о работе Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке