Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 20:16, контрольная работа
На ранних этапах своего развития российская социология не выдвинула теоретиков мирового масштаба однако ведущие российские социологи были прекрасно знакомы с новейшими достижениями западноевропейской и американской социологии у них была высокая духовная культура стремление найти и выделить специфику российской социологической мысли отражающую историческое и социальное своеобразие России.
Введение
Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке.
Основные течения российской социологии в ХIХ – начале ХХ вв.
Заключение
На втором этапе (1890-е гг. — начало
XX в.) начинается процесс институционализации
В этот период возникли новые направления в социологии, наиболее влиятельным из них стала социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.Ж. Коркунов (1853-1904), С.А. Муромцев(1850-1910), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследователей состояла в том, что им удаюсь глубоко разработать ряд методологических проблем социологического познания.
К концу второго этапа российская социология вышла на международную арену. Российские социологи активно участвовали в рабоге Международного института социологии, а М.М. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в процессе институционализации отечественной социологии. Благодаря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психоневрологическом институте в Петербурге.
Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития российской социологии характеризуется ориентацией на неопозитивизм, наиболее известными представителями, которого были К.М. Тахтарев (1871- 1925) и П.А. Сорокин (1889- 1968).
Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на необходимость применения в социологии эмпирических методов - наблюдения, эксперимента и социально-статистического измерения, поскольку без математики социология не может стать точной и объективной наукой.
Научная и организационная деятельность П.А. Сорокина способствовала ускорению процесса институционализации социологической науки. При его активном участии создается первое в стране социологическое общество, учреждается степень по социологии. В 1920 г. в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Сорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлена буржуазной наукой, и научные исследования в этой области были запрещены на многие десятилетия. В конце 1922 г. Сорокин был вынужден эмигрировать из страны сначала в Германию, затем в Чехословакию, а в конце 1923 г. — в США.
Питирим Сорокин — крупнейший ученый и общественный деятель, внесший огромный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Его основные труды: двухтомная «Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», четырехтомная «Социальная и культурная динамика», «Общество, культура. личность».
П. Сорокин различает теоретическую и
Разделами социологического знания, по П. Сорокину, являются:
Первичной единицей социологического
анализа П. Сорокин считал взаимодействие. Развива
Согласно первой теории все общество делится на различные слои - страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации Сорокин отнес экономическую, политическую, профессиональную.
Внутренняя динамика систем стратификации выражается в процессах социальной мобильности — перемещении людей по позициям социального пространства.
П. Сорокин был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный,эволюционный путь развития. Он считал, что возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления.
В работе «Социальная и культурная динамика» Сорокин анализирует развитие культуры разных народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. Он считает, что истинным субъектом исторического развития выступает «социокультурная суперсистема».
Взяв за критерий классификации
общефилософские представления о двойственной
природе человека, в которой сосуществуют
понятия «материального» и «идеального»,
«возвышенного» и «земного», П. Сорокин
выделил три типа культурных суперсистем: чувственный,
идеациональный и
Большое значение П. Сорокин придавал общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический типы общества сольются в некое интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».
Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем смогла выдвинуть немало собственных теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.
Возрождение российской социологии началось только в конце 1950-х — начале 1960-х гг. в связи с либерализацией политического режима. В 1960-х гг. социология восстанавливает свой социальный статус. В 1962 г. создается Советская социологическая ассоциация, в 1968 г. — Институт конкретных социальных исследований АН СССР (ныне — Институт социологии). Открываются факультеты и кафедры при вузах страны. С 1974 г. стал издаваться специализированный журнал «Социологические исследования».
Последующее интенсивное развитие социологии связано с коренными изменениями, произошедшими в жизни страны с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали достаточно распространенным явлением. Социология обрела свое второе рождение, стала преподаваться в высших и средних специальных учебных заведениях страны в качестве общеобразовательной дисциплины. Значительный вклад в развитие современной социологической мысли внесли известные отечественные социологи: И.В. Бестужев- Лада; А.Г. Здравомыслов; Ю.А. Левада; Т.И. Заславская; Н.А. Аитов; Ж.Т. Тощенко; С.С. Фролов; Г.А. Осипов; В.А. Ядов; В.И. Добреньков и др.
Заключение
Сейчас в современной России положение социологии достаточно двойственно. В плане практического существования социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин.
Одной из них является то что социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств времени и людских ресурсов. Негативное влияние на современную российскую социологию оказывает и ее явная политизация когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. Все это весьма печально т.к. культура общества определяется в частности тем как это общество понимает и исследует само себя.
Однако многочисленные трудности и проблемы выражающие перед современной российской социологией имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том что после социологических исследований – как прикладных так и теоретических – открыто для молодых ученых входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс.
Завершение институционализации социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки связаны с кардинальными переменами во всей общественной жизни начиная с 1987 г. Опросы населения по самым различным вопросам практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Появлялось все большее количество профессиональной литературы работы известных социологов. В последнее время СМИ используют социологическую информацию и проводят интерактивный опрос.
Наконец-то создалась реальная возможность развития отечественной социологии вне монополии философии на социальное познание без административного вмешательства в социологические исследования. Однако трудно сделать что-либо стоящее если идти традиционным путем. Всегда будем отставать. Нужно искать необычные решения пусть и такие которые сейчас кажутся невероятными или малореализуемыми. Вместе с тем всякое новое бывает амбициозно в заявляемых о своих возможностях а реальные результаты накапливаются постепенно.
В заключении можно сделать вывод что сегодня российская социология участвует в развитии общества хотя ее роль недооценивается или она используется как инструмент политических баталий.
Литература
Голосенко И.А. Козловский В.В. – История русской социологии XIX – XX века. – М. Онега 1995.
История социологии: Учебн. пособие/ А. Н. Елсуков Г. Н. Соколова Т. Г. Румянцева А. А. Грицанов: Под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк. 1997.
Новикова С. С. Социология: история основы институционализация в России. – Москва – Воронеж 2000.
Социология: Учебник для вузов/ Под ред. В. Н. Лавриненко. – М. 2000.
Медушевский А.Н. История русской социологии: Уч. пособие для вузов. – М: Высшая школа. 1993г.
Приложение
Социология (от лат.societas – общество и греч.logos – слово понятие учение) – наука о законах становления функционирования развития общества в целом различных социальных общностей и социальных отношений между ними.
Тезис — это самообусловленность индивида в социальном и культурном аспекте.
Антитезис — зависимость индивида от установлений и институтов организованной среды.
Синтез – зависимость среды от индивида и его самообусловленности.
Социальный инстинкт — сила заставляющая человека взаимодействовать с другими людьми поступать как они что особенно отчетливо проявляется в имитации как особой форме социального поведения.
«Надорганическое» понятие – понятие которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений и психологических взаимодействий.
Индивид – социальное существо его сознание и поведение считается основным критерием общественного прогресса а в ряде случаев рассматривается этот феномен в качестве одного из основных составляющих компонентов являющихся объектом социологического изучения.
Информация о работе Становление и особенности развития социологии в России в ХIХ веке