Становление профессии социальная работа в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:20, реферат

Описание работы

Система социальной работы Израиля насчитывает более 50 лет. Как показал анализ истории становления и развития социальной работы в Израиле, процесс развития благосостояния государства проходил два этапа:
1. догосударственный период (до 1948 г.);
2. государственный период (с 1948 г. по наши дни):
а) период становления (с 1948 по 1977):
• стадия национального развития (1948-1957);

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 23.69 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

“Становление профессии социальная работа в России и за рубежом”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Становление социальной роботы за рубежом:

Система социальной работы Израиля насчитывает  более 50 лет. Как показал анализ истории  становления и развития социальной работы в Израиле, процесс развития благосостояния государства проходил два этапа:

1. догосударственный период (до 1948 г.);

2. государственный период (с 1948 г.  по наши дни):

а) период становления (с 1948 по 1977):

• стадия национального развития (1948-1957);

• стадия институционализации и формализации (1958-1967);

• стадия экспансии и перераспределения  власти (1968-1977).

б) период перемен и сокращения расходов (с 1977 г. по наши дни).

В догосударственный период при наступлении Великой Депрессии еврейское население Палестины, насчитывающее около 400 тысяч человек, начало испытывать нужду и бедность, безработицу и недостаток жилья. Жертвы арабского восстания 1929 года стали дополнительным бременем. Экономическое будущее было мрачным, и лидеры еврейской общины решились на смелую инициативу. "Национальный Комитет", орган самоуправления, представляющий Еврейское сообщество под руководством Британского Мандата (после Первой Мировой войны британское правительство получило от Лиги Наций мандат на управление Палестиной. Правительство, созданное Британским министерством по делам колоний, получило название "Мандат"), создал отделение социальной работы и пригласил в 1931 году известного американского лидера сионистского движения Генриетту Зольд (Henrietta Zold), предложив ей место члена временного правительства с целью создания Департамента Социального Обеспечения. Данный факт говорит о начале профессиональной практики социальной работы в Израиле. Зольд ввела в эту область современные американские и английские концепции социального обеспечения и создала систему предоставления социальных услуг, базирующуюся на данных концепциях. Принципы разделения ответственности с местными властями за социальное обеспечение бедных осуществляются еще с тех времен.

Новое отделение было создано на основании трех принципов, которыми руководствовалась система социального благосостояния Израиля много десятилетий:

- семья - это орган помощи и вмешательства;

- профсоюзная организация - это основа деятельности, направленной на улучшение благосостояния общества, обеспечивающей финансовую основу и профессиональное наблюдение;

- услуги, предоставляемые профессиональными социальными работниками.

Чтобы реализовать данные принципы были созданы местные комитеты по улучшению благосостояния, посредством муниципалитетов городов и деревень Израиля и организованными еврейскими обществами в смешанных арабо-израильских городах и поселениях. Практика социальной работы в местных департаментах по улучшению благосостояния была обширной и включала обеспечение финансовой поддержки, защиту детей, адвокатуру и другие виды помощи, в которой нуждалась семья. Постепенно появилась специализация в сфере социальных услуг. Одни социальные работники уделяли особое внимание "превентивной работе" со школьниками, другие сосредоточились на нуждах определенных групп населения, таких как новые иммигранты или семьи солдат, которые пошли добровольцами в Британские Вооруженные Силы во время Второй Мировой войны.

Первые профессионалы социальной работы в Израиле были беженцы из нацистской Германии ранних 1930-х годов. Программа обучения социальной работе была разработана в Иерусалиме в 1934 году и возглавлена Алисой Саломон (Alice Salomon), директором Берлинской Школы Социальной Работы. В 1937 году несколько социальных работников, нанятых местными комитетами по улучшению благосостояния, создали Союз Социальных Работников. Целью данного Союза являлось развитие служб по улучшению благосостояния, повышение профессиональной компетенции и статуса профессии, а также обеспечение занятости профессионалов во всех социальных службах.

В государственный период в системе  социальной защиты Израиля происходят важные реформы: система выплат пособий  по безработице (1973 г.); программа страхования  инвалидов (1974 г.); программа выплат детских пособий (1975 г.).

Национальная  система страхования в Израиле  является основным политическим инструментом для социальной защиты общества и  экономики, самой большой социальной службой в стране. Современная  национальная система страхования  включает в себя следующие программы: страхование по старости и жертв  военных действий; программа выплат детских пособий; страхование жизни  от несчастных случаев, безработицы, несчастных случаев на производстве, потери дееспособности; страхование материнства и ряд  дополнительных специфических схем социального страхования.

В 1980-х и начале 1990-х гг. система  выплат пособий по безработице становится объектом общественного внимания и  новых суждений, т.к. увеличилось  количество безработных, получающих пособие, из-за длительного экономического кризиса, начавшегося в середине 1970-х г.г., а также последующего энергетического кризиса, продолжающегося на протяжении 1980-х г.г. Эти трудности привели к росту напряженности в поддержке и распределении ресурсов для системы государственного благосостояния. В результате этого ассигнования для многочисленных программ в образовании, здравоохранении и социальных служб населения существенно сократились. Каждый безработный должен зарегистрироваться в местном отделении по безработице. Право на пособие предоставляется после пяти дней регистрации. Оно выплачивается максимум через сто семьдесят дней, если безработному сорок пять лет или более, или если он является кормильцем, по крайней мере, троих детей. Во всех других случаях пособие выплачивается только через сто тридцать восемь дней.

В феврале 1996 г. Парламент Израиля (Knesset) принял Закон "О социальных работниках", чтобы определить и защитить сферу деятельности профессии и контролировать их действия. Закон определяет социальную работу как "практику, направленную на улучшение способности к индивидуальному и общественному функционированию личности, семей и групп через руководство, реабилитацию и контроль с помощью методов, используемых социальными работниками". Закон уполномочивает министра труда и социальных вопросов учреждать должности социальных работников в организациях социального обеспечения и запрещает нанимать на эти должности недипломированных социальных работников. Социальный работник должен иметь диплом Израильского Университета по специальности "социальная работа", либо равноценный диплом другого учебного заведения Израиля, либо диплом об окончании учебного заведения за границей.

.

На  государственном уровне в Израиле  была создана сеть социальных учреждений, гибко приспосабливающихся к  социальной ситуации, и сеть медицинских  учреждений. Последние предоставляют часть медицинских услуг через так называемые больничные кассы. Наиболее крупной из четырех существующих (Клалит, Маккаби, Меухедет и Леумит) больничных касс страны является Куппат-холим ха-клалит (Общая больничная касса), основанная Хистадрутом. В этой кассе застраховано более 50% населения Израиля. В распоряжении каждой из четырех касс имеется разветвленная сеть медицинских учреждений, таких как: поликлиники; аптеки; диагностические центры; женские и детские консультации; пункты неотложной помощи, работающие в те часы, когда закрыты поликлиники; клиники сердечных болезней, хронических заболеваний, альтернативной медицины и пр.; дома престарелых и гериатрические центры.

В области социальной деятельности был  принят ряд законов: Акт «О несчастных случаях на производстве» (1954), Акт  «О службах социального обеспечения» (1958), Закон «О социальном обеспечении, заботе об умственно неполноценных» (1969; 1975), Акт «О нетрудоспособности» (1974), Закон «О страховании» (1988), Закон «О страховании долгосрочного попечения» (1988), Закон «О жестоком обращении с несовершеннолетними и незащищенными лицами» (1989), Закон «О национальном страховании здоровья» (1994), Закон «О социальных работниках» (1996) и др.

Социальная  работа в Израиле основывается на ценностях человеческого достоинства, свободе и ответственности, равноправии  и отсутствии дискриминации, правах человека и уважении права на частную  жизнь. Данные ценности отражены в Моральном  кодексе (1978; 1994), опубликованном Израильской  Ассоциацией Социальных Работников (ИАСР) (1937) и определяющем ответственность  социального работника по отношению  к своим клиентам, обществу, коллегам, организациям, нанявшим его, и профессии.

 

 

 

 

 

Становление профессии  в России:

Указ Петра I

№ 1856 - 1701 года 8 июня Именной - об определении  в домовые Святейшего Патриарха  богадельни нищих, больных и престарелых. Великий государь указал: в домовых  Святейшего патриарха богадельным  нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания  милостыни, а для десяти человек  больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение  чиния. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны.

Профессия "социальный работник"

Профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Она состоит в том, что работники обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой службы было несколько. Ранжировать их по степени важности трудно, однако назвать можно следующие: это отдаленные последствия Великой Отечественной войны, т. к. многие женщины остались вдовами, а многие просто не смогли создать семью; это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь престарелым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее.

Из истории профессии "социальный работник"

На ранних этапах становления профессии социального  работника часто представляли как  человека, который из христианских побуждений «делает добро» и оказывает  необходимые услуги, выступая в качестве морального агента общества. Долгое время  социальная работа рассматривалась, главным  образом, как своеобразная прикладная социальная и этическая философия, ищущая научно-рациональные основы и  методы совершенствования социального  порядка. Социальные работники надеялись, что, используя научно обоснованные теории и методы, смогут реализовать  гуманистические идеалы в обществе, оставаясь при этом добросовестными  функционерами, обеспечивающими повседневную практику системы социальной поддержки  и помощи в сложной и иерархичной  системе общественного разделения труда. Частично это оказалось возможным  благодаря операционализации общефилософских и этических императивов профессии в систему практических принципов.

В то же время довольно долго проблемы ценностной регуляции  социальной и психологической помощи находились на периферии профессиональной рефлексии. Это объяснялось стремлением  социальных работников к построению объективной и безоценочной в морально- этическом плане практики, ориентированной на классические идеалы научности. Такой подход - реакция на патерналистский морализм, характерный для первых социальных работников и филантропов, действовавших в рамках благотворительных организаций. Работники, занимавшиеся благотворительностью на начальных этапах становления профессии, были склонны возлагать вину за бедность, нищету, социальные девиации на дефекты нравственного сознания (например, на недостаток трудолюбия), присущие бедным, и полагали, что они нуждаются, в первую очередь, в моральном перевоспитании.

Позднее профессиональная система ценностных ориентаций и  этических принципов деятельности социальных работников стала предметом  широкого обсуждения. Профессиональное сообщество социальных работников пришло к пониманию того, что любая  модель социальной работы, включающая в себя реальную практику социальной помощи и консультирования, обязана  сознательно определить свою ценностную позицию в контексте основных общечеловеческих ценностей добра, пользы, свободы, ответственности, блага. Причем речь должна идти даже не столько  о человеческой позиции социального  работника и не о ценностной рефлексии  уже сделанного, сколько о том, что ценностная установка должна стать имманентной самому процессу социальной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Становление профессии социальная работа в России и за рубежом