Становление социального государства в России в начале XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 16:35, доклад

Описание работы

В настоящее время главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период начавшихся социально–экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, российское общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социальной политики в условиях развития рыночной экономики.в начале XXI века. Что делалось

Файлы: 1 файл

Становление социального государства в России в начале XXI века..doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Становление социального государства в России в начале XXI века.

 

В настоящее время главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период начавшихся социально–экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, российское общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социальной политики в условиях развития рыночной экономики.

В России уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока.

Социально-экономическая политика России в начале 2000-х годов базировалась на принципе децентрализации. Передача полномочий с федерального уровня на региональный позволила более рационально решить социальные проблемы с учетом специфики регионов. В то же время финансовые поступления в региональные бюджеты не покрывали значительную часть необходимых расходов в социальной сфере, так как шоковая терапия привела к остановке большей части предприятий, и приоритет отдавался наполнению в первую очередь федерального бюджета.

После кризиса 1998г. правительство России уделяло повышенное внимание социальной сфере, в результате чего реальная зарплата работников и пенсионное обеспечение повысились в 2,5 раза, в 2 раза снизился уровень безработицы. Для улучшения демографической ситуации было принято решение о выплате 250 тыс. руб. на рождение второго и последующих детей. Медицинские учреждения начали обеспечиваться современным диагностическим и медицинским оборудованием. Начала внедряться программа обеспечения жильем молодых семей, создавались условия для ипотечного кредитования.

Началась реформа образования с учетом международных стандартов и требований инновационного развития современной экономики, базирующегося на внедрении высоких технологий и фундаментальных научных исследований. Разработаны мероприятия, позволяющие стимулировать молодых ученых, активно занимающихся научной деятельностью.

Основным итогом периода между окончанием кризиса 1998г. и началом глобального кризиса 2008г. было достижение стабильности в социально-экономической сфере, что позволяло с оптимизмом смотреть в будущее. Но в стране большая часть населения продолжала оставаться в статусе малоимущих граждан, что требовало дальнейшего внимания государства к социальной сфере.

Государственная социальная политика в этот период включила в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:

    1. Программа "Жилище" на 2002-2010 годы
    2. Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
    3. Программа "Социальное развитие села до 2012 года"
    4. Программа "Культура России (2006-2010 годы)"
    5. Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
    6. Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"
    7. Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

Государственную политику в социально-экономической сфере в РФ осуществляют федеральные, региональные и муниципальные органы власти. 
На федеральном уровне вопросами социальной защиты населения занимаются Министерство здравоохранения и социального развития с Департаментом организации социальной защиты, Департаментом по делам инвалидов и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, координационными и совещательными органами.

Минздрав курирует деятельность внебюджетных фондов, источником финансирования которых являются страховые взносы: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

В субъектах федерации действуют соответствующие федеральным региональные органы власти, занимающиеся вопросами социальной защиты: министерства и главные управления социальной защиты, департаменты социального развития. Муниципальные органы самоуправления оказывают дополнительную социальную помощь и поддержку малоимущих граждан в пределах собственных финансовых возможностей.

После преодоления кризиса 2008-2009гг. государственные органы предпринимают новые шаги по усилению социальной защиты населения. На 2010-2013гг был разработан бюджет Фонда социального страхования, позволивший улучшить обеспечение инвалидов путевками для курортно-санаторного оздоровления, техническими средствами передвижения и реабилитации. На эти цели было выделено почти 1,5 трлн. руб. на 3 года, с примерно равномерным распределением по планируемым годам.

Учитывая уровень инфляции, ежегодно увеличивается размер материнского капитала. Выдачу материнского капитала планируется производить до 2016г. включительно. Законодатели упростили процедуру получения материнского капитала и четко определили сферу его использования: улучшение жилищных условий, образование ребенка и формирование накопительной доли пенсии матери.

Преодоление кризиса привело к росту ипотечного кредитования, при этом уровень рублевых кредитов увеличивается, а долларовых – сокращается.

Преодолеваются последствия глобального кризиса в сфере занятости. Количество официально зарегистрированных в службах занятости безработных сократилось до 1,4 млн. чел. и продолжает сокращаться быстрыми темпами. Но следует отметить, что существует большое количество безработных, не зарегистрированных в службе занятости.

Одним из основных факторов, характеризующих социально положение населения России, является уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения. При прожиточном минимуме, который в 1 квартале 2011 г. составил 6473 руб. средний размер пенсии в июне месяце составил 8252 руб., при этом номинальная пенсия повышена почти на 9%, но реальная ее величина сократилась на 0,6%. Такой же разрыв наблюдается в реальной и номинальной величине доходов и среднемесячной заработной платы. Номинальные доходы на душу населения возросли почти на 10%, а реальные – на 0,7%. При росте номинальной зарплаты на 14%, реальная зарплата увеличилась только на 4,2%.

Условия развития современной экономики приводят к необходимости вклада субъектами экономики значительных инвестиций в человеческий капитал. Такие предприятия, как Газпром и другие крупнейшие компании России, ежегодно направляют значительные средства на образование, развитие науки, проведение культурных и спортивных мероприятий, строительство и реконструкцию спортивных и культурных объектов. Участие предприятий в качественно новой подготовке работников значительно сокращает расходы федерального и региональных бюджетов на социальные нужды, дает возможность перераспределить освободившиеся ресурсы на решение накопившихся социальных проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики в России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимы конкретные шаги, такие, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких институтов рыночной экономики, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации. 


Информация о работе Становление социального государства в России в начале XXI века