Становление социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 09:51, сочинение

Описание работы

Социология права - раздел общей социологии, выделяемый наряду с такими областями, как социология образования, социология медицины, социология культуры, социология политики, социология религии. В рамках этой дисциплины право может рассматриваться как элемент социальной системы. По определению С.В. Боботова, социология права – это наука о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе. Поэтому социологический анализ права может быть предварен краткой характеристикой социологического знания.

Файлы: 1 файл

Становление социологического знанияСоциология права.docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

Становление социологического знанияСоциология права - раздел общей социологии, выделяемый наряду с такими областями, как социология образования, социология медицины, социология культуры, социология политики, социология религии. В рамках этой дисциплины право может рассматриваться как элемент социальной системы. По определению С.В. Боботова, социология права – это наука о социальных условиях существования, развития и действия права в обществе. Поэтому социологический анализ права может быть предварен краткой характеристикой социологического знания. 
 
Предпосылки возникновения социологии. Как самостоятельная наука социология оформилась в Х1Х веке. Для этого сложились соответствующие предпосылки.  
 
1. В европейском сознании Х1Х в. распространяется позиция «организованного скептицизма» (Р.Мертон), поставившая под сомнение представления о привычном укладе жизни. «Наука как будто бросает вызов “удобным властным допущениям”, просто подчиняя их беспристрастному анализу», – отмечал Р.Мертон.  
 
2. Что заставило науку искать новые ракурса анализа социальной сферы? Великая Французская революция 1789 г. Провозгласив идеалы всеобщей свободы и равенства, братства и счастья, разрушив основы феодального миропорядка, она породила мощный социальный сдвиг в ткани общественной жизни и сознании. Закладываются основания для нового морально-этического кода в культуре: на смену ценностям Царства Божия пришли ценности благосостояния, жажды власти и славы, комфорта и удовольствий. В этих условиях поведение масс людей как богатых, так и бедных стало направляться страстями и вожделениями. В беспрецедентном масштабе вспыхивают социальные катаклизмы, распространяются деструктивные действия и хаос. 
 
Промышленная революция. Крах феодально-монархического строя породил изменения самой социальной реальности. Вместе с техникой приходил и новый социальный порядок, радикально преобразовывавший все сферы общественной жизни. Развиваются процессы миграции, урбанизации, растет слой управленческой бюрократии. 
 
Происходят радикальные изменения в ментальности. Зашатались религиозные ценности. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых-естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире. Не случайно зарождающаяся социология строилась в противовес метафизике и по образу и подобию естественных наук. 
 
Особым образом можно отметить мировоззренческий сдвиг, произошедший в европейском сознании. Социально-философская картина мира ХУШ века отдавала приоритет личности, рассматривая общество как механическую сумму индивидов (например, в теориях общественного договора Гоббса, Руссо, Локка). Х1Х век обратился к стихии общественной жизни, сосредоточившись на способах исследования ее закономерностей 
 
В условиях радикальных и трудно прогнозируемых социальных сдвигов в европейском сознании сформировалось три возможных способа реагирования на социальные изменения:  
 
- апелляция к прошлому, реставрация традиционного уклада и ценностей;

  •  
    разработка утопических проектов нового социального порядка (О.Конт, основатель социологии был учеником и сотрудником Анри Сен-Симона, французского философа, основателя школы утопического социализма);
  •  
    третий подход ставил во главу угла создание теории, основанной на эмпирических исследованиях реального общественного бытия, пытаясь выявить законы его развития, найти как причины возникновения деструктивных сил, раздоров и несправедливости, так и факторы порядка и прогресса, зарождения идеалов свободы и справедливости. Третья линия и была реализована в идее научной социологии. 

 
Впервые в научный оборот термин социология ввёл Огюст Конт (1798-1857), став (в 1842 году) основоположником позитивной философии. Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять из естествознания такие  методы, как наблюдение, эксперимент  и сравнительный анализ. Конт делил  социологию на социальную статику и  социальную динамику.  
 
Конт сформулировал учение о стадиях, которое относится к социальной динамике как части социологии. В целостной истории человечества в качестве главной движущей силы он выделяет развитие человеческого духа, которое проходит три главные стадии:  
 
1) теологическую, или фиктивную; 
 
2) метафизическую, или абстрактную; 
 
3) научную, или позитивную.  
 
На первой и второй стадии человеческий дух, познавая мир, изобретает "сверхприродные" силы и придает им характер действительных. Научная, позитивная система открывает естественные законы, ориентирована на точное познание реальности.  
 
Конт считается основоположником социологии, так как первым поднял вопрос создания науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки заложили другие исследователи. Эмиль Дюркгейм в 1896 г. году возглавил первую в мире университетскую кафедру «социальной науки». Натуралистически ориентированную мысль в социальном познании представили Герберт Спенсер, Артюр де Габино, психологическое направление получило развитие у Габриэля Тардта, Густава Лебона. К.Маркс, Тённис, Г. Зиммель, М. Вебер - крупнейшие представители европейской социологии.  
 
В России социология развивалась в общем русле европейской научной мысли. Труды Конта были в библиотеке петрашевцев, обсуждались в кружке Белинского. Русских позитивистов (нигилистов) Тургенев представил в образе Базарова. Академическая социология пробивалась в российские университеты, посредством так называемой юридической школы: первые академические курсы социологии пришли к российскому студенчеству именно через юридические факультеты. Ее представителями были С.А. Муромцев (1850—1910), Ю.С. Гамбаров (1850—1926), М.М. Ковалевский (1851—1916), Н.М.Коркунов (1853—1904), В.М.Хвостов (1868—1920), Л.И. Петражицкий (1867—1931), Б.А. Кистяковский (1868—1920), Е.В. Спекторский (1875—1951).  
 
В советском обществе после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина социология была объявлена лженаукой. Оживление социологических исследований произошло в 60-е годы. Появились социологические исследования А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и других. С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические исследования“. В 1978 появился Институт Социологии АН СССР. 
 
В 90-е годы развитие социологии получило новые импульсы. Появляются новые социологические издания - «Социологический журнал» (1994), журнал «Социология и социальная антропология» (1998), получают развитие центры исследования общественного мнения: ВЦИОМ (1987), Фонд Общественное мнение (1991).  
 
Вторая половина ХХ века – время бурного развития мировой социологии. Если в сер. ХХ века активно обсуждался вопрос о кризисе в социологической теории, то впоследствии было признано, что современная «социальная теория занимает очень сильные позиции» ( Дж. Деланти). Характерно, по замечанию П. Штомпки, что после долгого путешествия по Северной Америке социологическая теория вернулась в свою колыбель, в Европу. Именно в Британии, Франции и Германии уделяется сейчас наибольшее внимание теоретической работе, и это перемещение обозначено трудами таких исследователей, как Ален Турен, Пьер Бурдье, Юрген Хабермас, Никлас Луман и Энтони Гидденс. 
 
Основные парадигмы современной социологии

Парадигма – это совокупность основных положений и принципов, лежащих  в основе той или иной теории, обладающих специальным категориальным аппаратом и признающихся группой  ученных. Впервые термин «парадигма»  ввел в научный оборот американский философ и историк науки Т. Кун. На сегодняшний момент не существует общепринятых представлений о системе  социологических парадигм. В западной социологической мысли сегодня  выделяется шесть основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология, неомарксизм. 
 
Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэном (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др. Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. 
 
Его основой является объективно существующая в обществе социальная дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности. 
 
Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Скиннером, Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном. Суть их позиции заключается в том, что в процессе взаимодействия люди обмениваются различными экономическими и социальными ценностями – товарами, услугами, ресурсами. При этом возникают соответствующие модели поведения, которые становятся предметом изучения. 
 
В основе анализа возникающих отношений лежат идеи социального бихевиоризма: поведение человека рассматривается по схеме: стимул-реакция. При этом подчеркивается, что (1) в центре внимания находятся не врожденные инстинкты, а поведенческие модели, (2) обсуждаются не проблемы сознания, а факторы, задающие определенный характер поведения, (3) сами построения носят прагматический характер, то есть ориентированы на выработку соответствующих технологий поведения. В качестве примера можно привести один из постулатов Дж. Хоманса: постулат успеха - «из всех возможных действий людей, чем больше вознаграждается конкретное действие индивида, тем более вероятно, что индивид воспроизведет его снова». Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность. 
 
Символический интеракционизм. Данная парадигма разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани и др. Основанием символического интеракционизма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков. 
 
В центре внимания – межличностные интеракции микроуровня. Исследуется роль сознания в процессе общения. Люди создают определенные значения объектов. Общение опосредовано знаками-символами, которые создаются, закрепляются, развиваются, вызывают адекватную реакцию. Рукопожатие - знак дружелюбного поведения. Значения символов постоянно воспроизводятся в процессе взаимодействия, но их глубинный источник остается не выявленным. Предметом исследования является также сфера коллективного поведения: нарушение значимых символов в толпе ведет к реакции, порождая формы спонтанного поведения: толчею, коллективное возбуждение, социальные пандемии (например, погромы на национальной почве). Для данной парадигмы характерно то, что приоритетной оказывается сфера сознания, структуры опыта, но за скобки выносятся структурные элементы социальной среды. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. 
 
Этнометодология. Эта парадигма тесно связанна с символическим интеракционизмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Гарольдом Гарфинкелем. Этнометодология возникла в результате включение в арсенал социологии методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов. 
 
Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. При этом важно, что этнометодологи не исследуют практическую деятельность, организованную осмысленно, сообразно формальной логике. Напротив, их интересует то, как люди на основе здравого смысла, подчас сами, не осознавая того, используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, исходя из общепринятых в их культуре моделей поведения. 
 
Структурный функционализм - социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в большей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных функций. Общество здесь есть система: структурные элементы и отношения между ними. Эмиль Дюркгейм впервые теоретически и методологически обосновал коренные постулаты структурного функционализма, высказал положение о том, что социология является структурирующей наукой, т.е. наукой, изучающей целое, которое нельзя свести к сумме ее частей. На методологию структурного функционализма опирались Т. Парсонс, Б. Малиновский.  
 
Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Её особенности: преодолевается жесткая экономическая доминанта, жесткий характер объективных законов классического марксизма; присутствует отношение к ценностям. Еще одно направление пересмотра марксизма - стремление обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни. Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий.  
Объект и предмет социологии

Принято различать объект познания и предмет науки. Объект познания – это фрагмент объективной реальность, обладающий определенной целостностью и завершенностью и выступающий сферой исследовательских интересов. Предмет - сторона, фрагмент, измерение этой реальности, вовлеченное в исследовательскую практику.  
Общество- объект изучения многих дисциплин. Для исторических наук социальное рассматривается в историческом измерении. Философия может рассматривать общество как часть материального мира, различая косную, живую и социальную материю. Культурология делает акцент на культурных смыслах, определяющих специфику социальной реальности. Экономика исследует материальные основания общественной жизни.  
Для социологии существенно прежде всего – социально-типическое в поведении людей. С.Кравченко конкретизирует это суждения следующим образом: предметная область социологии - это, с одной стороны, изучение влияния общества на сознание, мотивацию поведения людей, а с другой стороны, – понимание деятельности, поведения индивидов, обладающих свободой выбора, исходя из того, как они оценивают значения объектов социального мира в конкретных социальных и культурных условиях и как они в конечном счете сами творят социальные и культурные реалии  
В этом же ключе высказывается П. Бергер: предметом социологии является как “общество в человеке”, так и “человек в обществе”.  
 
Обращаясь к истории социологической мысли, можно предложить следующие формулы, предмет социологии – это:  
 
1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт); 
 
2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм); 
 
3) социальное действие, сочетающее индивидуальную мотивацию с ориентацией на интересы других людей (М. Вебер); 
 
4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм). 
 
Структура и функции социологического знания

 
Возможный способ структурирования социологического знания предполагает выделение трех уровней: уровней макро-, мезо– и микросоциологии. 
В рамках макросоциологии изучается общество как целостная система, как единый организм, сложный, самоуправляемый, саморегулирующийся, состоящий из множества частей, элементов. Макросоциология изучает: структуру общества и характер изменений общества. 
В рамках мезосоциологии исследуются имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения), а также созданные людьми стабильные формы организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви, образования, государства, права и т. д. 
На уровне микросоциологии ставится цель познания деятельности отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия. 
Понятно, что эти уровни необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи. 
Социальные функции социологии. Каковы роли социолога: чем социолог может быть полезным людям? 

  •  
    роль исследователя - и тогда он обязан принять к исполнению нормы науки как рационального дискурса. В этом проявляется познавательная функция, функция производства знания; это базовая функция социологии, позволяющая реализовывать другие; социология как когнитивная «карта социальной жизни»;
  •  
    роль консультанта – тогда он производит не новое знание, а обеспечивает эффективные решения – социально-технологическая функция; социология как социо-инженерная деятельность, как создание схем операциональных действий;
  •  
    роль публициста – тогда он ставит своей целью влиять на общественность с целью улучшения социальной ситуации – амелиористская функция; социология как карта социальных проблем;
  •  
    роль пророка – тогда он критикует общество и указывает пути его улучшения – идеологическая функция; социология как «картина мира»;
  •  
    роль интеллектуала, посвятившего свою жизнь хранению и распространения знания – просветительская функция; социология как хранилище социальной информации, как социальная память человечества.

1)0))Предисловие – о самом термине «социология». Термин «социология» представляет собой сочетание двух слов латинского и греческого происхождения и переводится как наука об обществе. Оно было введено в научный оборот французским философом Огюстом Контом, учеником социалиста-утописта Клода Анри Сен-Симона.  
^ Характеристика №1 социологии. Социология – наука. Наука – система знания. Этот термин будет использоваться в этом широком, вовсе не сциентистском (позитивистском) смысле. Попытки позитивистов задать безусловные критерии науки потерпели неудачу, в виду их чрезвычайной строгости за науку может быть признана только физика. Однако, мы исходим из аксиоматического утверждения, что социология – наука, раз так, то и использовать термин наука следует в более широком смысле. Обратимся к тому смыслу термина наука, в каком его использовал Аристотель, в нем наука – «просто» логическое строение из знаний в том или ином вопросе. Не обязательно вовсе, чтобы эти знания основывались на ощущениях и носили тем самым эмпирический характер. Поэтому могут быть науки неэмпирические, как - бы стоящая над ощущениями, истинность ее положений не проверяется ими – «метафизика», «наука о числах». Средневековые философия добавила к ним «высшую науку» – теологию.  
^ Характеристика №2 социологии. Социология – наука об обществе. Этимология «социологии» легко определяема: «социум» - общество, «логос» - слово. Если перевести на русский, то буквально получим «обществословие», «обществоведение». (В современном русском языке существует родственное выражение – «богословие»). Из самого по себе этого перевода следует, что социология – это наука, система знаний об обществе. Этим мы обозначаем социологию как науку отличную как от наук о природе (иными словами от естествознания, «физики» в широком, аристотелевском смысле слова), так и от наук о сверхприродном (метафизическом, божественном). Однако, сама по себе эта верная характеристика слишком общая и недостаточная для определения социологии, как особой ветви знания. В ней собственно указывается только объект социологии (общество), что не позволяет ее отличить от других общественных дисциплин (таких как социальная философия, политология, экономика, культурология и т.д.), которые также, как следует из самого их названия имеют своим объектом общество. Итак, посредством этой характеристики проведено отличие социологии от естестественонаучных (физических) и метафизических дисциплин, она сама обозначена как наука общественная, точнее как одна из таких наук.  
^ Характеристика №3 социологии. Социология – наука об обществе в целом, не только об отдельных аспектах его существования. То, что социология является системой знаний (иными словами – наукой) об обществе – очевидно. Не менее очевидно и то, что она является наукой об обществе в целом, о всем социальном бытии, а не об отдельных его аспектах, сферах. Эта вторая характеристика социологии позволяет ее отличить от таких частных общественных наук как экономика, политология, культурология, которые исследуют только отдельные сферы общества, общественного бытия. Тем самым, данная характеристика позволяет еще более точно определить место социологии среди наук. Однако, и она недостаточна, поскольку посредством нее невозможно социологию отличить как от философии общества, так и от истории, которые также являются системами знания о всем обществе в целом. 
^ Понятия «предмет», «объект» и метод исследования. Прежде, чем перейти к заключительной характеристики социологии, которая позволит ее отличить от всех иных наук и тем самым укажет на ее видовое отличие как науки, необходимо обратиться к различению понятий «объект» и «предмет». Это различение восходит к Канту и связано с его философией: «Объект» - «дикая стихия материи ощущений», так сказать материнское начало научного знания. Формирует же «объект исследования» определенная априорная система категорий – отцовское начало научного знания. Только у упорядоченного («оплодотворенного») знания есть предмет, который задается как объектом, так и определенным способом его формализации. Таким образом, можно иметь один объект исследования и разный предмет, различие обусловлено разными способом видения объекта, в том числе разными методами его исследования. 
^ Отличение социологии от истории и социальной философии, как дисциплин, имеющих с ней одинаковую объектную область. Итак, социология не является единственной системой знания, объектом которого является общество в целом. Социальная философия к примеру также его изучает, однако иным способом, методом – в силу чего данные две дисциплины об обществе имеют разные предметы исследования. Изучает общество конечно и история. Однако, все эти науки ведут речь об обществе в целом совершенно по разному, иначе говоря – «исследуют» разным способом, разными методами. 

Информация о работе Становление социологического знания