Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

К сожалению, сегодня в России, добровольческий труд, помощь людям не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, мы можем говорить, что сегодня волонтерство набирает силу и у нас. Все чаще СМИ говорят о волонтерстве, все больше открывается благотворительных фондов и организуется волонтерских движений, все больше людей, и в частности представителей молодежи, приходят в эти движения и фонды.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Методологические подходы к изучению добровольческого труда…………………………………………………………………………..5-14
Глава 2. Содержание и характеристика добровольческого труда на современном этапе развития общества…………….……………………...15-22
Глава 3. Особенности развития волонтерских движений в России……..23-25
Заключение……………………………………………………………….…26-27
Список использованной литературы………………………………………....28

Файлы: 1 файл

Реферат (2).doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки РФ

Нижневартовский государственный  гуманитарный университет

Факультет культуры и сервиса

Кафедра культурологии, философии  и социальных наук

 

 

 

Реферат

На тему: Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России.

 

 

 

Выполнила студентка 

Факультета Культуры и Сервиса

2 курса 21 группы ОРМ

Новичкова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Методологические подходы к изучению добровольческого труда…………………………………………………………………………..5-14

Глава 2. Содержание и характеристика добровольческого труда на современном этапе развития общества…………….……………………...15-22

Глава 3. Особенности развития волонтерских движений в России……..23-25

Заключение……………………………………………………………….…26-27

Список использованной литературы………………………………………....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Благотворительность - это, прежде всего, мощный источник духовного и эмоционального обогащения самих благотворителей. В современных российских условиях она необходима как «воздух».

Георгий Полтавченко.

Сегодня в мире волонтерская деятельность - один из самых  распространенных видов добровольческого труда. На западе существует множество  волонтерских движений, организаций, фондов. Поле деятельности волонтеров очень  широко. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам, они работают во многих профилактических программах: от помощи пожилым людям, детям-инвалидам, детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями до профилактики наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

К сожалению, сегодня  в России, добровольческий труд, помощь людям не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, мы можем  говорить, что сегодня волонтерство набирает силу и у нас. Все чаще СМИ говорят о волонтерстве, все  больше открывается благотворительных фондов и организуется волонтерских движений, все больше людей, и в частности представителей молодежи, приходят в эти движения и фонды. В России, например, есть такие общественные благотворительные фонды как: фонд "Содействие", фонд "Подари жизнь", "Кто, если не я?", "Милосердие", "Русская береза", "Надежда", "Созвездие", фонд "Поделись теплом", фонд "Путевка в жизнь". Как мы знаем, молодежь активно привлекалась к сдаче крови для больных детей, для помощи детям-сиротам. "Современная Россия находится на переходе к становлению нового качества общественной системы, определяемого функционированием и взаимодействием таких подсистем как правовое государство, рыночная экономика и гражданское общество", а ведь новая ступень общественной системы тесно связана с волонтерским движением.

Но прежде чем  мы начнем более глубокий анализ становления  волонтерского движения в России, дадим необходимые определения  для более полного понимания  сущности изучаемого нами явления. Так  в словаре русского языка Ожегова С.И. слово "волонтер" синоним слова "доброволец",2, в социологическом словаре "волонтер - тот, кто добровольно взял на себя какую либо работу" 3. В работе Кудринской Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" волонтерство рассматривается как (volunteerism) добровольческий труд. Добровольческий труд - непосредственная благотворительная деятельность. 4 Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство можно назвать также альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага) 5. Таким образом, обобщая приведенные определения, можно сказать, что добровольческий труд основан на участии гражданина в решении социально-значимых проблем общества, не преследуя целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста за свою деятельность. Основная цель, стоящая перед волонтером - получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Методологические  подходы к изучению добровольческого труда.

 

В современный  период в России особенно активно  идут дискуссии по поводу развития гражданского общества. Сегодня нет  однозначных представлений по поводу его развития, о путях его формирования и место в этой модернизации человека и его трудового вклада. Сегодня со стороны исследователей отмечается снижение интереса к проблемам труда, несмотря на высокую практическую востребованность знаний в этой сфере.

Вместе с тем, реальная деятельность людей демонстрирует рост трудовой активности в самых разных направлениях. Новым важным видом такой деятельности является труд добровольцев, или волонтеров. К сожалению, этот широкий слой гражданской активности, самоорганизации людей для решения проблем сообщества практически не рассматривается отечественными социологами с позиции трудовой теории.

В то время как  в западной социологии проблемы добровольческого труда получили достаточно широкое  развитие и основываются на различных  теоретических подходах, о чем говорят многочисленные работы по добровольчеству в целом и по его отдельным аспектам. Западную науку, побуждают к изучению этой проблематики практический интерес государственных структур, рассматривающих деятельность организаций гражданского общества как новый ресурс в решении современных общественных проблем.

Сегодня в отечественной  науке сложились два основных подхода к изучению труда, которые  условно можно определить как  широкий и узкий. В рамках широкого подхода объектом выступает общественный труд в рамках всего общества. Это, по сути, классический теоретический подход. Современный практический подход во множестве случаев можно назвать узким. Рассмотрение и определение труда, как правило, дается российскими учеными, исходя из узких представлений о труде. Е.Ф. Молевич прямо указывает на невключение в объект современной отечественной социологии ряда нетрадиционных для классической социологии видов труда. Он пишет, что сегодня исследуются "социальные проблемы наемного труда в промышленности с редкими экскурсами в области аграрного и услугового труда. Остальная многоплановость общественного труда для современной социологии как бы не существует".

Е.Ф. Молевич  предлагает уйти от современного узко практического подхода и вернуться  к широкому пониманию труда, заложенному классиками науки. Это подходы А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Зиммеля с их категориями "труда вообще", "труда как такового", "просто труда", "всеобщей субстанции человеческого бытия, охватывающей все виды его творчески-созидательной активности" (Гегель), "труда как первого основного условия всей человеческой жизни, создавшего человека".

Этот подход мы находим также у Дюркгейма  с его изучением общественного  разделения труда. В 70-80 гг. XX в. широкий  подход развивается И.И. Чангли, Д. Марковичем и др. Объектом социологии труда в этом случае выступает труд вообще, как всякая трудовая деятельность. Д. Маркович рассматривает труд как целостное общественное явление, при этом он подчеркивает, что объектом исследования является труд не только в производстве, но и других областях.

В современном  обществе к рассмотрению труда подходят в рамках сложившихся крупных  подсистем труда. В этом плане  принято выделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). В эти подсистемы входят формальные и неформальные организации, ассоциации граждан, которые осуществляют общественную организацию труда. Труд имеет несомненную специфику в каждой из этих подсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточно изучен, ведутся исследования домашнего, репродуктивного труда, то добровольческий труд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.

Научные исследования "добровольного труда" опираются на известные в истории науки традиции, базирующиеся на религиозных ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельности индивида. С позиций различных теоретических концепций добровольный труд понимался учеными как:

безвозмездный труд по заповеди "Помоги ближнему", характерный для христианских общин, в том числе крестьянских общин  в царской России. Добровольный труд здесь базируется на глубоко укоренившейся  в различных культурах традиции альтруистической взаимопомощи, проявляющейся, прежде всего, на уровне семьи, рода, племени. В ее основе лежат чувства сострадания, родства, любви, а в общинах к ним добавляется аспект экономической целесообразности для решения проблем общины без привлечения дополнительных ресурсов на основе самоорганизации; добровольный, свободный от отчуждения, труд на основе общественной собственности в социалистическом и коммунистическом обществе, общеизвестное определение которого дает В.И. Ленин: "Коммунистический труд в более узком и более строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма".

В советский  период обществоведы в СССР активно  исследуют добровольный труд (субботники, народные дружины, тимуровское движение и т.п.) как "ростки" коммунистического  труда, понимая коммунистический труд как первую жизненную потребность человека, труд как цель существования личности. Традиция базируется на идеях социалистов - утопистов;

свободная трудовая деятельность в обществе, в том  числе в социальной сфере, как  стремление и способность к активному  самоопределению в мире, где существует частная собственность и созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциала граждан на основе гуманизма, свободы и демократии (свобода объединений, слова, экономические свободы, гражданские свободы), социальной ответственности бизнеса и государства. Традиция базируется на идеях социального либерализма.

Религиозный субъект добровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям.

Лапина В.Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с  коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная  добродетель она сформулирована в знаменитом "категорическом императиве" И. Канта. Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно.

Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером . Известны его исследования профессии как трудового предназначения личности в обществе.

В его работах  рассмотрена и социальная функция религиозного труда. Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе много социальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихся без присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороны прихожан. И до сих пор не только протестанты, а верующие разных религий, труженики-бессеребренники делают массу добрых дел в мире, вызывая заслуженное уважение сограждан.

Русская монашеская святость (вспомним Сергея Радонежского) вообще дает много примеров безвозмездного труда и сознательною занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например, врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими. Не случайно за преподобным Агапитом закрепилось прозвище Врач Безмездный. В то же время преподобный Иосиф Волоцкий считал допустимым брать с богатых как можно больше за молитвы и поминовение усопших, "перераспределяя" затем их деньги в пользу неимущих.

Православная  традиция не рассматривает специально вопрос о вознаграждении за труд, как это делает католицизм и протестантизм. Тем не менее, и эти традиции включают множественные примеры безвозмездного труда. Св. Климент Александрийский, выразивший дух западного христианства, подчеркивал, что все внешние поступки должны поверяться внутренними побуждениями. Он почитал евангельские слова о Любви к ближним как наивысшую заповедь Божию. А земное богатство он сравнивал со змием, который может умертвить человека или оставить невредимым (великодушного и рассудительного собственника). В итоге, заключает св. Климент, "Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится. Даяние, а не обладание нас осчастливливает".

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма.

Социализм как  учение в качестве идеала рассматривает  общество, основанное на принципах  социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма, который возник на базе идеологии гуманизма (Т. Мор, Т. Компанелла) и французского Просвещения (Морелли, Г. Мабли), К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения. По К. Марксу свободным выступает коммунистический труд - антипод таким историческим формам труда с внешним принуждением и отчуждением как рабский, барщинный и наемный. Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу: "От каждого по способностям, каждому - по потребностям" на основе общественной собственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастет творческая составляющая этого труда. Теория Маркса рассматривала социализм как низшую фазу коммунизма, приходящего на смену капитализму на основе диктатуры пролетариата. |

Информация о работе Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России