Статусно-ролевая характеристика общества и личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

По одному из наиболее общих определений - социальная роль, это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Содержание работы

Введение
Глава I. Личность и социальные роли: понятие и сущность
1.1 Сущность личности
1.2 Понятие и виды социальных ролей
Глава II. Социальные роли как инструмент взаимодействия личности и общества
2.1 Социальный статус и ролевая активность личности
2.2 Ролевые и внутриличностные конфликты
2.3 Развитие личности. Обучение социальным ролям
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

контрольная социология.docx

— 116.57 Кб (Скачать файл)

Однако ранняя подготовка к переходу от одного статуса к  последующим – далеко не всеобщее явление в социальной жизни. Общество в целом, характеризуется ролевым обучением, основанным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов. Очень часто молодой человек, закончивший школу, не знает, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Возникает ролевое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие, с неадекватным исполнением этой роли[24]. В жизни каждого человека в современном обществе может оказаться несколько критических точек, когда индивид может быть не подготовлен к исполнению будущих ролей.

Другим источником ролевого напряжения[25] в процессах социализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным ролям индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимоотношения.

Некоторый разрыв между  формальными впечатлениями и  действительными механизмами ролевого поведения, характерен для всех современных  обществ[26]. Хотя он бывает весьма велик, каждое общество старается его сократить. Однако разрыв сохраняется, и поэтому следует воспитывать не только теоретические навыки, но и способности к адаптации, к решению реальных проблем.

Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое  напряжение, и в последующий период они перейдут от наивного идеализма  к наивному цинизму, отрицающему  основополагающие нормы общества. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных.

Обозначим, основные промежуточные выводы по данной главе.

Одной из важнейших  категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания – то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли.

На протяжении различных  периодов развития личности нередки  случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям.

Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям  является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных.

 

Заключение

Сформулируем общие  выводы.

Личность – сложное  понятие, которое является одним  из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. В социологических работах личность трактуется как совокупность ролей и статусов, которые она занимает в обществе.

Социальная роль – суть ожидание, предъявляемое  обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

Одной из важнейших  категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания – то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.

На протяжении различных  периодов развития личности нередки  случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям.

Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям  является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Заключая курсовую работу, сформулируем основной вывод  к которому мы пришли.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

 

Библиография

I.          Научные монографии

1.         Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. – Минск: Студент, 2004. 395 с.

2.         Василенко И.В., Дулина Н.В. Общество: элементы взаимосвязи: учебное пособие. – Волгоград: ВолгГТУ, 2007. – 80 с.

3.         Комаров М.С. Введение в социологию: учебник для вузов. - М.: Наука, 1994.- 317 с.

4.         Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. 248 с.

5.         Майерс. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 340 с.

6.         Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 202. 403 с.

7.         Парсонс Т. О социальных системах. - М.: АкадемКнига, 2002. – 600 с.

8.         Платонов Ю.П. Социальные статусы и роли. – СПб.: Элитариум, 2007. – 130 с.

9.         Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. 370 с.

10.      Шибутани Т. Социальная роль как функциональная единица. Культурная матрица играния ролей. – М.: Социальная психология, 1999. 260 с.

II.        Статьи из журналов и сборников научных трудов

1.         Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Вопросы психологии. – 204. - № 2. – С. 19-37.

2.         Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97.

3.         Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 51-69.

 

[1] Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 53.

[2] Бабосов Е.М. Общая социология: Учебное пособие для студентов вузов. – Минск: Студент, 2004. С. 128.

[3] Ольшанский В.Б. Указ. соч. С. 54.

[4] Ольшанский В.Б. Указ. соч. С. 56.

[5] Цит. по: Майерс. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.С. 56.

[6] Цит. по: Бабосов Е.М. Указ. соч. С. 67.

[7] Цит. по: Бабосов Е.М. Указ. соч. С. 72.

[8] Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2000. С. 120.

[9] Фролов С.С. Указ. соч. С. 122.

[10] Приводится по: Платонов Ю.П. Социальные статусы и роли. – СПб.: Элитариум, 2007. С. 23.

[11] Шибутани Т.  Социальная роль как функциональная  единица. Культурная матрица играния ролей. – М.: Социальная психология, 1999. С. 8.

[12] Шибутани Т.  Указ. соч. С. 17.

[13] Шибутани Т.  Указ. соч. С. 20.

[14] Парсонс Т.  О социальных системах. - М.: АкадемКнига, 2002. С. 98.

[15] Лебедева С.О. Социология: учебное пособие. – Волгоград: Политехник, 2006. С. 118.

[16] Цит. по: Комаров М.С. Введение в социологию: учебник для вузов. - М.: Наука, 1994. С. 249.

[17] Платонов Ю.П. Указ. соч. С. 11.

[18] Платонов Ю.П. Указ. соч. С. 30.

[19] Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального // Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 84.

[20] Шибутани Т.  Указ. соч. С. 57.

[21] Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социально-гуманитарные знания.- 2001.- №3.- С. 65.

[22] Ольшанский В.Б. Указ. соч. С. 69.

[23] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Вопросы психологии. – 204. - № 2. – С. 21-24.

[24] Платонов Ю.П. Указ. соч. С. 56.

[25] Платонов Ю.П. Указ. соч. С. 59.

[26] Ольшанский В.Б. Указ. соч. С. 63.

 

Запостил: Аноним


Информация о работе Статусно-ролевая характеристика общества и личности