Ролевая теория личности
Ролевая теория личности описывает
её социальное поведение 2-мя основными
понятиями: “ социальный статус “ и “
социальная роль “ .
Каждый человек в социальной
системе занимает несколько позиций .
Каждая из этих позиций , предполагающая
определённые права и обязанности , называется статусом. Человек
может иметь несколько статусов. Но чаще
всего только один определяет его положение
в обществе . Этот статус называется главным
или интегральным. Часто бывает так , что
главный статус обусловлен его должностью
(например , директор , профессор). Социальный
статус отражается как во внешнем поведении
и облике (одежде , жаргоне), так и во внутренней
позиции (в установках , ценностях, ориентациях).
Различают предписанные и приобретенные
статусы. Предписанный статус определен
обществом независимо от усилий и заслуг
личности. Он обусловливается происхождением,
местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый)
статус определяется усилиями, способностями
самого человека (например, писатель, врач,
эксперт, консультант по управлению, доктор
наук и т.д.).
Выделяют также естественный
и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности
предполагает существенные и относительно
устойчивые характеристики человека (мужчина,
женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.). Профессионально-должностной -
это базисный статус личности, для взрослого
человека он чаще всего является основой
социального статуса. В нем фиксируется
социальное, экономическое и организационно-производственное,
управленческое положение (инженер, главный
технолог, начальник цеха, менеджер по
кадрам и т.д.). Обычно отмечают две формы
статуса профессии: экономическую и престижную.
Экономическая составляющая социального
статуса профессии (экономический статус)
зависит от уровня материального вознаграждения,
предполагаемого при выборе и реализации
профессионального пути (выборе профессии,
профессиональном самоопределении). Престижная
составляющая социального статуса зависит
от профессии (престижный статус, престиж
профессии).
Социальный статус обозначает
конкретное место, которое занимает индивид
в данной социальной системе. Совокупность
требований, предъявляемых индивиду обществом,
образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность
действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной
системе. Каждый статус обычно включает
ряд ролей.
Одна из первых попыток систематизации
ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он
считал, что каждая роль описывается 5
основными характеристиками:
1. эмоциональной -
одни роли требуют эмоциональной сдержанности,
другие - раскованности
2. способом получения -
одни предписываются, другие завоёвываются
3. масштабом - часть
ролей сформулирована и строго ограничена,
другая - размыта
4. нормализацией -
действие в строго установленных правилах,
либо произвольно
5. мотивацией - на
личную прибыль, на общее благо
Социальную роль следует рассматривать
в 2-х аспектах:
· ролевого ожидания
· ролевого исполнения.
Между ними никогда не бывает
полного совпадения. Но каждый из них имеет
большое значение в поведении личности.
Наши роли определяются прежде всего тем
, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания
ассоциируются со статусом, который имеет
данная личность.
В нормальной структуре социальной
роли обычно выделяются 4 элемента:
1. описание типа поведения,
соответствующего данной роли
2. предписание
(требования), связанные с данным поведением
3. оценка выполнения
предписанной роли
4. санкции - социальны
последствия того или иного действия в
рамках требований социальной системы.
Социальные санкции по своему характеру
могут быть моральными, реализуемыми непосредственно
социальной группой через её поведение
(презрение), или юридическими , политическими,
экологическими.
Следует отметить, что любая
роль не является чистой моделью поведения.
Главным связующим звеном между ролевыми
ожиданиями и ролевым поведением служит
характер индивида, т.е. поведение конкретного
человека не укладывается в чистую схему.
. Ролевая и
статусная концепции личности
Значительное место в социологии
личности занимает ролевая теория личности. Основные
положения этой теории были сформулированы
американскими социологами Дж. Мидом и
Р. Минтоном, активно разрабатывались
Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским
социологом Р. Дарендорфом.[7] Каковы же основные положения
этой теории?
Ролевая теория личности описывает
ее социальное поведение двумя основными
понятиями: «социальный статус» и «социальная
роль». Разберем, что означают эти понятия.
Каждый человек в социальной системе занимает
несколько позиций. Каждая из этих позиций,
предполагающая определенные права и
обязанности, называется статусом. Человек
может иметь несколько статусов. Но чаще
всего только один определяет его положение
в обществе. Этот статус называетсяглавным, или интегральным. Часто
бывает так, что главный, или интегральный,
статус обусловлен его должностью (например,
директор, профессор). Социальный статус
отражается как во внешнем поведении и
облике (одежде, жаргоне и иных знаках
социальной и профессиональной принадлежности),
так и во внутренней позиции (в установках,
ценностных ориентациях, мотивациях и
т. д.). Социологи отличают предписанные
и приобретенные статусы. Предписанный —
это, значит, навязанный обществом вне
зависимости от усилий и заслуг личности.
Он обусловливается этническим происхождением,
местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый)
статус определяется усилиями самого
человека (например, писатель, генеральный
секретарь, директор и т. д.). Выделяются
также естественный и профессионально-должностной
статусы.Естественный статус
личности предполагает существенные и
относительно устойчивые характеристики
человека (мужчины и женщины, детство,
юность, зрелость, старость и т. д.).Профессионально-должностной —
это базисный статус личности, для взрослого
человека, чаще всего, являющийся основой
интегрального статуса. В нем фиксируется
социальное, экономическое и производственно-техническое
положение (банкир, инженер, адвокат и
т. д.).
Социальный статус обозначает
конкретное место, которое занимает индивид
в данной социальной системе. Совокупность
требований, предъявляемых индивиду обществом,
образует содержание социальной роли. Социальная роль — это
совокупность действий, которые должен
выполнить человек, занимающий данный
статус в социальной системе. Каждый статус
обычно включает ряд ролей. Совокупность
ролей, вытекающих из данного статуса,
называется ролевым набором. Марксистская
социология качественно различает институциализированные
и конвенциональные(по соглашению)
роли. Первые являются ведущими, так как
вытекают из социальной структуры общества,
а вторые возникают относительно произвольно
в групповых взаимодействиях и предполагают
субъективную окраску.
Одна из первых попыток систематизации
ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он
считал, что любая роль описывается пятью
основными характеристиками: 1) эмоциональной
— одни роли требуют эмоциональной сдержанности,
другие — раскованности; 2) способом получения
— одни предписываются, другие завоевываются;
3) масштабом — часть ролей сформулирована
и строго ограничена, другая — размыта;
4) формализацией — действие в строго установленных
правилах либо произвольно; 5) мотивацией
— на личную прибыль, на общее благо и
т. д. Любая роль характеризуется некоторым
набором этих пяти свойств.
Социальную роль следует рассматривать
в двух аспектах: ролевого ожидания
и ролевого исполнения. Между этими
двумя аспектами никогда не бывает полного
совпадения. Но каждый из них имеет большое
значение в поведении личности. Наши роли
определяются прежде всего тем, чего ожидают
от нас другие. Эти ожидания ассоциируются
со статусом, который имеет данная личность.
Если кто-то не играет роли в соответствии
с нашим ожиданием, то он вступает в определенный
конфликт с обществом. Например, родитель
должен заботиться о детях, близкий друг
должен быть неравнодушен к нашим проблемам
и т. д.
Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего
поведения) воплощаются в конкретных социальных
нормах, сгруппированных вокруг социального
статуса.
В нормативной структуре социальной
роли обычно выделяются четыре элемента:
1) описание типа поведения, соответствующего
данной роли; 2) предписания (требования),
связанные с данным поведением; 3) оценка
выполнения предписанной роли; 4) санкция
— социальные последствия того или иного
действия в рамках требований социальной
системы. Социальные санкции по своему
характеру могут быть моральными, реализуемыми
непосредственно социальной группой через
ее поведение (например, презрение), или
юридическими, политическими, экологическими
и т. д., реализуемыми через деятельность
конкретных социальных институтов. Смысл
социальных санкций состоит в том, чтобы
побудить человека к определенному типу
поведения. Они являются одним из важнейших
элементов социального регулирования.
Следует отметить, что любая
роль не является чистой моделью поведения.
Главным связующим звеном между ролевыми
ожиданиями и ролевым поведением служит
характер индивида. Это значит, что поведение
конкретного человека не укладывается
в чистую схему. Оно является продуктом
уникального, свойственного только ему
способа интерпретации и истолкования
ролей.
Поскольку каждый человек исполняет
несколько ролей в множестве различных
ситуаций, между ролями может возникнуть
конфликт. Ситуация, в которой человек
сталкивается с необходимостью удовлетворять
требования двух или более несовместимых
ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт
создает стрессовую ситуацию, и необходимо
изыскивать способы гармонизации ролей.
Заключение
Личность –одно из центральных
понятий социологии. Оно играет важную
роль в «строительстве» социального знания,
помогая понять, почему человеческий мир
так отличается от остального мира и почему
он остается человеческим только на основе
сохранения богатства индивидуальных
различий между людьми.