Стили управления в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Цель исследования данной работы - анализ управленческих стилей и возможностей их использования методом сравнения. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие управления в организации;
Выделить типы стилей управления и дать им характеристику;
Выявить и охарактеризовать стили управленческого воздействия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….с.3
§1 Понятие стиля и управления организации…………………….с.4
Понятие управления организацией……………………………с.4
Авторитарный стиль управления……………………………...с.4
Демократический стиль управления…………………………..с.6
Либеральный стиль управления……………………………….с.8
1.5 Классификация стилей управления по Н.В. Бордовской…….с.10
Заключение………………………………………………………….с.12
Список литературы…………………………………………………с.16

Файлы: 1 файл

реферат по соц организ.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

Курганский Государственный  Университет

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

«Стили управления в организации».

 

 

 

                                            

 

 

 

Выполнили: Картенёва  Е.Р.

Руководитель: Маслова  Л.М.

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….с.3

§1 Понятие стиля и управления организации…………………….с.4

    1. Понятие управления организацией……………………………с.4
    2. Авторитарный стиль управления……………………………...с.4
    3. Демократический стиль управления…………………………..с.6
    4. Либеральный стиль управления……………………………….с.8

1.5 Классификация стилей  управления по Н.В. Бордовской…….с.10

          Заключение………………………………………………………….с.12

Список литературы…………………………………………………с.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          В настоящее время данная тема является наиболее актуальной. Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с эти меняются отношения между руководителями предприятий, руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри предприятия.

Каждая организация  представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Сегодня в одной фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства, что получило название в западном менеджменте « метод двух шляп». В ряде фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Суть этих изменений в том, что люди – персоны, личности – рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создать.

Объектом исследования являются стили управления организацией.

Предмет исследования: анализ управленческих стилей.

Цель исследования данной работы - анализ управленческих стилей и возможностей их использования методом сравнения. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие управления  в организации;
  • Выделить типы стилей управления и дать им характеристику;
  • Выявить и охарактеризовать стили управленческого воздействия;

        Гипотеза: В организациях нет устоявшегося стиля управления. Сегодня в одной фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства.

        В данной работе  использован метод анализа.

§1 .ПОНЯТИЕ И СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие управления организацией

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Стиль руководства - типичная для руководителя система приёмов  воздействия на подчиненных.

К. Левином были выделены три основных стиля управления:

1.Автоританый

2.Демократический

3.Либеральный

 

1.2 Авторитарный стиль управления

Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию монопольной власти в руках руководителя, единоличное принятие решений, определение лишь непосредственных задач (перспективные цели не доводятся) и способов их достижения.

Характерные черты авторитарного стиля:

  • догматичность руководителя;
  • отсутствие доверительности к подчиненным;
  • запреты;
  • жесткая требовательность к подчиненным;
  • угроза наказания;
  • позиция руководителя — вне коллектива;
  • связи между подчиненными сведены до минимума и проходят, как правило, под контролем руководителя;
  • официальная дистанция между руководителем и подчиненными;
  • мелочная опека;
  • оценка носит субъективный характер;
  • эмоции в расчет не принимаются;
  • расходуется много времени и энергии на поиск и «распекание» виновных.

Авторитарный руководитель ориентируется на формальную власть и применение прав, вытекающих из нее, на нем замкнута вся деловая информация, мнение руководителя решающее, деловые  распоряжения краткие, в общении  преобладает официальность, тон  неприветливый.

Такой стиль в сочетании  с особыми чертами характера  приводит к нетерпимости к любым  возражениям и предложениям подчиненных, которые расходятся с его личным мнением, унижению человеческого достоинства  и проявлению грубости в общении  с подчиненными.

Рассматривая проявления авторитарного стиля управления на практике, можно обнаружить две  крайности. Авторитарный стиль, реализуемый  руководителем в режиме собственных  ощущений, можно описать с помощью  метафор: «Я командующий» или «Я отец».

При позиции «Я-командующий» властная дистанция очень велика и в организации усиливается роль процедур и правил.

При позиции «Я отец»  сильная концентрация власти в руках  сохраняется, но при этом большую  роль в его действиях играет забота о своих подчиненных и ощущение ответственности за условия их существования, настоящее и будущее. Авторитарный стиль руководства создает напряженность в коллективе, когда повышается квалификационный уровень работников и возникает их стремление к самостоятельности.

Авторитарный стиль  неизбежен в ситуациях, близких к экстремальным и кризисным, а также оправдан в коллективах с неразвитыми материальными и высшими потребностями.

 

1.3 Демократический стиль  управления

Демократический стиль  руководства предполагает делегирование части задач из сферы деятельности руководителя вместе с необходимыми полномочиями подчиненным, выработку коллективных решений с участием непосредственных исполнителей, умение ценить мнение подчиненных.

Характерные черты демократического стиля:

-не монополизируется  информация, она максимально открыта и доступна всем членам коллектива;  

-инструкции выдаются  в форме советов; 

-предоставляется возможность  подчинённым самим выбирать наилучший  способ решения возникающих проблем; 

- руководитель остается  доступным для дискуссий, обсуждений предложений и консультаций;

-позиция руководителя - внутри коллектива;

- оценка носит объективный характер;

-побуждение в сотрудниках  чувства собственного достоинства; 

-способствование повышению  инициативы, активности и самостоятельности;

-товарищеский тон

Руководители демократического стиля хотя и пользуются формальной властью, но серьезные административные наказания применяют редко, практикуют замечания в порицания в конструктивной и неоскорбительной форме.

Демократический стиль  имеет своей главной чертой наличие постоянного контакта с людьми, поощрения самостоятельности.

При этом стиле руководства отсутствует  агрессивность в отношениях друг к другу, поощряется творчество, дружелюбие. Его следует применять при  условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

Однако немало ситуаций, когда ориентированный  на человека демократичный стиль  не приводит к росту удовлетворенности. Например, в ситуациях, когда исполнители  действуют на уровне более низких потребностей. Участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие.

Демократический стиль на практике может реализоваться в системе следующих метафор: «равный среди равных» и «первый среди равных».

Вариант «равный среди равных» — это стиль отношений между сотрудниками, когда необходимые обязанности по координации действий в организации выполняет кто-то из сотрудников при отсутствии должности руководителя (директора, начальника отдела, заведующего лабораторией и т. д.).

Вариант «Первый среди равных» — реализуется в организациях, где доминирует культура деятельности и отношений. В этом случае руководитель признает профессионализм подчиненных, их право на автономию и видит задачу в основном в координации деятельности подчиненных.

Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть  кадров, прогулы и производственные травмы. Но она, как и высокий моральный  дух, не всегда увеличивает производительность. Низкая текучесть кадров необязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.

 

1.4 Либеральный стиль управления

Либеральный стиль руководства предполагает такую позицию, при которой каждый сотрудник вносит свой творческий вклад в решение общей задачи. Такие руководители полагаются на своих подчиненных, предоставляя им возможность устанавливать свои собственные цели и способы их достижения. В крайнем случае достигается соглашение о конечной цели деятельности и ограничениях, в рамках которых необходимо их достичь. И если такое соглашение руководителя с подчиненными по обоим направлениям (целям и ограничениям) достигнуто, руководитель разрешает им принимать решения самостоятельно и только изредка контролирует их действия. Руководитель либерального стиля понимает свою задачу в том, чтобы облегчить работу своих подчиненных путем предоставления им необходимой информации и действовать главным образом в качестве посредника с внешним окружением.

Данный стиль руководства эффективен в коллективах работников с высоким уровнем знаний, умений, навыков, с потребностями в независимости, в творчестве, и в большей степени свойственен научным и проектным организациям. В то же время свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Негативные последствия либерального стиля руководства проявляются:

-в слабом закреплении обязанностей и ответственности;

-в полном согласии с мнением подчиненных;

-в панибратских отношениях с ними;

-в непредсказуемых ситуациях и конфликтах во внутриколлективных отношениях;

-в состоянии неуверенности и  отсутствии целеустремленности работников.

Негативное проявление либерального стиля проистекает не из стремления способствовать большей самостоятельности  подчиненных, а скорее из недостаточной способности руководителя ставить четкие цели, давать четкие указания, поощрять за заслуги и делать замечания.

Любой стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных  только при соблюдении следующих двух условий:

• если он приводит к повышению производительности;

• если высокая производительность вознаграждается, что ведет к  большей удовлетворенности. Люди испытывают удовлетворенность благодаря высокой  результативности, которая вознаграждается.

Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.

В границах перечисленных  стилей управления возможны следующие  варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:

- руководитель принимает  решение и дает подчиненным  команду его выполнить;

-руководитель принимает  решение и разъясняет его подчиненным;

-руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;

-руководитель предлагает  решение, которое может быть  скорректировано после консультаций  с подчиненными;

-руководитель излагает  проблему, получает советы и рекомендации  подчиненных, на основании которых принимает решение;

-руководитель принимает  решение совместно с подчиненными;

-руководитель устанавливает  рамки, в которых подчиненные  сами принимают решение.

В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры.

Информация о работе Стили управления в организации