Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:15, реферат
Цель исследования данной работы - анализ управленческих стилей и возможностей их использования методом сравнения. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие управления в организации;
Выделить типы стилей управления и дать им характеристику;
Выявить и охарактеризовать стили управленческого воздействия;
Введение…………………………………………………………….с.3
§1 Понятие стиля и управления организации…………………….с.4
Понятие управления организацией……………………………с.4
Авторитарный стиль управления……………………………...с.4
Демократический стиль управления…………………………..с.6
Либеральный стиль управления……………………………….с.8
1.5 Классификация стилей управления по Н.В. Бордовской…….с.10
Заключение………………………………………………………….с.12
Список литературы…………………………………………………с.16
Министерство образования и науки
Курганский Государственный Университет
Реферат на тему
«Стили управления в организации».
Выполнили: Картенёва Е.Р.
Руководитель: Маслова Л.М.
Курган 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
§1 Понятие стиля и управления организации…………………….с.4
1.5 Классификация стилей
управления по Н.В. Бордовской…
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время данная тема является наиболее актуальной. Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с эти меняются отношения между руководителями предприятий, руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри предприятия.
Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Сегодня в одной фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства, что получило название в западном менеджменте « метод двух шляп». В ряде фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом. Суть этих изменений в том, что люди – персоны, личности – рассматриваются как конкурентное богатство компании, которое надо создать.
Объектом исследования являются стили управления организацией.
Предмет исследования: анализ управленческих стилей.
Цель исследования данной работы - анализ управленческих стилей и возможностей их использования методом сравнения. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: В организациях нет устоявшегося стиля управления. Сегодня в одной фирме попеременно могут использоваться различные стили руководства.
В данной работе использован метод анализа.
§1 .ПОНЯТИЕ И СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие управления организацией
Управление организацией - это
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Стиль руководства - типичная для руководителя система приёмов воздействия на подчиненных.
К. Левином были выделены три основных стиля управления:
1.Автоританый
2.Демократический
3.Либеральный
1.2 Авторитарный стиль управления
Авторитарный стиль руководства предполагает концентрацию монопольной власти в руках руководителя, единоличное принятие решений, определение лишь непосредственных задач (перспективные цели не доводятся) и способов их достижения.
Характерные черты авторитарного стиля:
Авторитарный руководитель ориентируется на формальную власть и применение прав, вытекающих из нее, на нем замкнута вся деловая информация, мнение руководителя решающее, деловые распоряжения краткие, в общении преобладает официальность, тон неприветливый.
Такой стиль в сочетании с особыми чертами характера приводит к нетерпимости к любым возражениям и предложениям подчиненных, которые расходятся с его личным мнением, унижению человеческого достоинства и проявлению грубости в общении с подчиненными.
Рассматривая проявления авторитарного стиля управления на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль, реализуемый руководителем в режиме собственных ощущений, можно описать с помощью метафор: «Я командующий» или «Я отец».
При позиции «Я-командующий» властная дистанция очень велика и в организации усиливается роль процедур и правил.
При позиции «Я отец» сильная концентрация власти в руках сохраняется, но при этом большую роль в его действиях играет забота о своих подчиненных и ощущение ответственности за условия их существования, настоящее и будущее. Авторитарный стиль руководства создает напряженность в коллективе, когда повышается квалификационный уровень работников и возникает их стремление к самостоятельности.
Авторитарный стиль неизбежен в ситуациях, близких к экстремальным и кризисным, а также оправдан в коллективах с неразвитыми материальными и высшими потребностями.
1.3 Демократический стиль управления
Демократический стиль руководства предполагает делегирование части задач из сферы деятельности руководителя вместе с необходимыми полномочиями подчиненным, выработку коллективных решений с участием непосредственных исполнителей, умение ценить мнение подчиненных.
Характерные черты демократического стиля:
-не монополизируется информация, она максимально открыта и доступна всем членам коллектива;
-инструкции выдаются в форме советов;
-предоставляется возможность
подчинённым самим выбирать
- руководитель остается
доступным для дискуссий, обсуж
-позиция руководителя - внутри коллектива;
- оценка носит объективный характер;
-побуждение в сотрудниках
чувства собственного
-способствование повышению инициативы, активности и самостоятельности;
-товарищеский тон
Руководители демократического стиля хотя и пользуются формальной властью, но серьезные административные наказания применяют редко, практикуют замечания в порицания в конструктивной и неоскорбительной форме.
Демократический стиль имеет своей главной чертой наличие постоянного контакта с людьми, поощрения самостоятельности.
При этом стиле руководства отсутствует агрессивность в отношениях друг к другу, поощряется творчество, дружелюбие. Его следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
Однако немало ситуаций, когда ориентированный на человека демократичный стиль не приводит к росту удовлетворенности. Например, в ситуациях, когда исполнители действуют на уровне более низких потребностей. Участие работников в принятии решений, как правило, оказывает положительное влияние на удовлетворенность большинства сотрудников, находящихся на более высоком иерархическом уровне, чем рабочие.
Демократический стиль на практике может реализоваться в системе следующих метафор: «равный среди равных» и «первый среди равных».
Вариант «равный среди равных» — это стиль отношений между сотрудниками, когда необходимые обязанности по координации действий в организации выполняет кто-то из сотрудников при отсутствии должности руководителя (директора, начальника отдела, заведующего лабораторией и т. д.).
Вариант «Первый среди равных» — реализуется в организациях, где доминирует культура деятельности и отношений. В этом случае руководитель признает профессионализм подчиненных, их право на автономию и видит задачу в основном в координации деятельности подчиненных.
Высокая степень удовлетворенности, как правило, снижает текучесть кадров, прогулы и производственные травмы. Но она, как и высокий моральный дух, не всегда увеличивает производительность. Низкая текучесть кадров необязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.
1.4 Либеральный стиль управления
Либеральный стиль руководства предполагает такую позицию, при которой каждый сотрудник вносит свой творческий вклад в решение общей задачи. Такие руководители полагаются на своих подчиненных, предоставляя им возможность устанавливать свои собственные цели и способы их достижения. В крайнем случае достигается соглашение о конечной цели деятельности и ограничениях, в рамках которых необходимо их достичь. И если такое соглашение руководителя с подчиненными по обоим направлениям (целям и ограничениям) достигнуто, руководитель разрешает им принимать решения самостоятельно и только изредка контролирует их действия. Руководитель либерального стиля понимает свою задачу в том, чтобы облегчить работу своих подчиненных путем предоставления им необходимой информации и действовать главным образом в качестве посредника с внешним окружением.
Данный стиль руководства эффективен в коллективах работников с высоким уровнем знаний, умений, навыков, с потребностями в независимости, в творчестве, и в большей степени свойственен научным и проектным организациям. В то же время свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
Негативные последствия
-в слабом закреплении
-в полном согласии с мнением подчиненных;
-в панибратских отношениях с ними;
-в непредсказуемых ситуациях и конфликтах во внутриколлективных отношениях;
-в состоянии неуверенности и отсутствии целеустремленности работников.
Негативное проявление либерального стиля проистекает не из стремления способствовать большей самостоятельности подчиненных, а скорее из недостаточной способности руководителя ставить четкие цели, давать четкие указания, поощрять за заслуги и делать замечания.
Любой стиль поведения руководителя повлияет на удовлетворенность подчиненных только при соблюдении следующих двух условий:
• если он приводит к повышению производительности;
• если высокая производительность
вознаграждается, что ведет к
большей удовлетворенности. Люди испытывают
удовлетворенность благодаря
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.
В границах перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
- руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнить;
-руководитель принимает
решение и разъясняет его
-руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;
-руководитель предлагает
решение, которое может быть
скорректировано после
-руководитель излагает
проблему, получает советы и
-руководитель принимает
решение совместно с
-руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение.
В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры.