Стратификационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 15:48, реферат

Описание работы

Предметом социологии являются также личность как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения людей. Необходимо указать на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с течением времени. «Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
История вопроса………………………………………………………….5
Стратификационные системы…………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………16
Список использованных источников………

Файлы: 1 файл

социалогия2.docx

— 40.44 Кб (Скачать файл)

          Министерство образования и науки  Российской Федерации

                    Автономная некоммерческая организация  ВПО

                     «Российская академия предпринимательства»

                                         Новосибирский филиал

 

 

                                                 

 

 

                                              РЕФЕРАТ

по дисциплине:                        «Социология»                                                                                         на тему:                          «Стратификационные системы»

 

 

                                                                                   Выполнил:  студент 5курса

                                                             Захарова А.А.

                                                        Гр. Мб-10з

                                                              Руководитель:

                                                               Тодорова Л.М.

 

 

 

                                      

                                             

 

 

 

 

                                            Новосибирск 2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3

История вопроса………………………………………………………….5

Стратификационные системы…………………………………………..8

Заключение………………………………………………………………16

Список использованных источников…………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология (от лат.societas - общество и греч.logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Впервые понятие «социология» введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIXв. Потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.

С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и других, связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий - труда, образования, политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились социологические теории так называемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой - опирались на материал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формой социологического знания являются методика, техника и организация социологических исследований.

В связи с этим распространяется представление о трехуровневой структуре социологии: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Затем в 80-х годах ХХ столетия укореняется понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей.

Выделяются общности разного типа и уровня: само общество как целостный социальный организм; социальные общности, основанные на социально-статусном различии их членов (классовые); общности, обусловленные общественным разделением труда (социально-профессиональные); возникающие на базе культурно-исторической самобытности (народы и нации); территориально-региональные и поселенческие; общности по родственным связям, сходству стадий жизненного цикла (семейные, половозрастные) и многочисленные общности, связанные единством целенаправленной деятельности (от организаций до малых социальных групп). При этом исследуется совокупность социальных общностей, их взаимодействие, организация, система социальных институтов социальных отношений.

Предметом социологии являются также личность как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения людей. Необходимо указать на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с течением времени. «Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам».

 

 

 

 

 

 

История вопроса

  Еще древний  философ Платон размышлял над  расслоением людей на богатых  и бедных. Он считал, что государство  представляет из себя как бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут вместе, строя друг другу всяческие козни. Платон был “первым политическим идеологом,  мыслившим в терминах классов”, - считает Карл Поппер. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.

   В  своем труде “Государство” Платон  утверждал, что правильное государство  можно научно обосновывать, а  не искать ощупью, страшась, веря  и импровизируя.

    Платон  предполагал, что это новое, научно  спроектированное общество будет  не только осуществлять принципы  справедливости, но и обеспечивать  социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он представлял общество, руководимое правителями ( блюстителями ).

   Аристотель  в “Политике” также рассмотрел  вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех  государствах есть три элемента : один класс - очень богат ; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.

   Реалистически  размышляя о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо  думать о бедных, ибо у государства, где множество бедняков исключено  из управления, неизбежно будет  много врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

   По  мнению социологов всех идейных  направлений, никто в истории  общественной мысли столь определенно  как К. Маркс не подчеркивал, что  источником социального развития  выступает борьба между антагонистическими  общественными классами. По Марксу, классы возникают и противоборствуют  на основе различного положения  и различных ролей, выполняемых  индивидами в производственной  структуре общества.

   Но  сам К. Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит заслуга открытия существования классов и их борьбы между собой. И действительно со времен Платона, но, конечно, особенно с тех пор, как буржуазия властно вступила в XVIII веке на сцену истории, многие экономисты, философы, историки прочно вводят в обществоведение Европы понятие социального класса ( Адам Смит, Этьен Кондильяк, Клод Сен - Симон, Франсуа Гизо, Огюст Минье и др.).

   Однако  никто до Маркса не давал  столь глубокого обоснования  классовой структуры общества, выводя ее из фундаментального анализа всей системы                 экономических отношений. Никто до него не давал столь всестороннего раскрытия классовых отношений, механизма эксплуатации в том капиталистическом обществе, которое существовало в его время. Поэтому в большинстве современных работ по проблемам социального неравенства, стратификации и классовой дифференциации в равной мере и у сторонников марксизма, и у авторов, далеких от позиций К. Маркса, дается разбор его теории классов.  Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с  Марксом,  имел Макс Вебер ( 1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия.

   В  противовес Марксу Вебер кроме  экономического аспекта стратификации  учитывал такие аспекты, как власть  и престиж. Вебер рассматривал  собственность, власть и престиж  как три отдельных, взаимодействующих  фактора, лежащих в основе иерархий  в любом обществе. Различия в  собственности порождают экономические  классы; различия, имеющие отношение  к власти, порождают политические  партии, а престижные различия  дают статусные группировки, или  страты. Отсюда он сформулировал  свое представление о “трех  автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные  группы” и “партии” - явления, относящиеся  к сфере распределения власти  внутри сообщества.

   Основное  противоречие Вебера с Марксом  состоит в том, что по Веберу  класс не может быть субъектом  действия, так как он не является  общиной. В отличие то Маркса  Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важным регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.

Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует.

 

   У  Вебера нет четкой классовой  структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы  его работ дают несовпадающие  перечни классов.

Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

 

   1. Рабочий  класс, лишенный собственности. Он  предлагает на рынке свои услуги  и дифференцируется по уровню  квалификации.

   2. Мелкая  буржуазия - класс мелких бизнесменов  и торговцев.

   3. Лишенные  собственности “белые воротнички”: технические специалисты и интеллигенция.

   4.  Администраторы и менеджеры.

   5. Собственники, которые так же стремятся через  образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

   5.1 Класс  собственников, т.е. те, кто получает  ренту от владения землей, шахтамии т.п.

   5.2 “Коммерческий  класс”, т.е. предприниматели.

   Вебер  утверждал, что собственники - это  “позитивно привилегированный”

класс”. На другом полюсе - “негативно привелегированный класс”, сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратификационные системы

   Существует  множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем стратификационной системой.

   Когда  заходит речь  об основных типах  стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференцации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Мы же придерживаемся несколько иного подхода, считая, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм.                           Поэтому мы предпочитаем говорить об “идеальных типах даже тогда, когда используем элементы традиционной терминологии.

   Ниже  предлагается девять типов стратификационных систем, которые, по нашему мнению, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:

   - физико - генетическая ;

   - рабовладельческая ;

   - кастовая ;

   - сословная ;

   - эктаратическая ;

   - социально - профессиональная ;

   - классовая ;

   - культурно - символическая ;       

   - культурно - нормативная ;

   В  основе первого типа  физико - генетической стратификационной системы - лежит дифференциация социальных групп по “естественным” социально - демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение.

   Неравенство  в данном случае утверждается  существованием угрозы физического  насилия или его фактическим  применением, а затем закрепляется  в обычаях и ритуалах.

   Эта  “естественная” стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми    или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина - кормилец     в  крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства;    истинный ариец национал -социалистического воинства, способный к производству здорового потомства.

Информация о работе Стратификационные системы