Структура фаза и стадии конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 22:28, реферат

Описание работы

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. При анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Файлы: 1 файл

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру.docx

— 27.56 Кб (Скачать файл)

Конфликт как многомерное явление  имеет свою структуру. Однако само понятие  «структура» трактуется по-разному. При анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Наряду с тем, что конфликт является системой, он представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены так, как на рис. 1. Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту.

Конфликтная ситуация представляет собой  фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура  конфликта может рассматриваться  и как структура конфликтной  ситуации.

Каждая конфликтная ситуация имеет  объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной  ситуации.

В любом социальном конфликте основные действующие лица — люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до таких образований, как государства. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта; группы поддержки; других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или  противоборствующими силами. Это  те субъекты конфликта, которые непосредственно  совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое  понятие, как «оппонент», что в  переводе с латинского означает возражающий, противник в споре.

Противоборствующие стороны —  ключевое звено любого конфликта. Когда  одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном  конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит потому, что интересы и цели сторон в межличностном  конфликте индивидуализированы. В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника не влияют на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин, как «зачинщик».

В психологической структуре конфликтов в деятельности и общении работников органов внутренних дел, И. Б. Пономарев  выделяет следующие компоненты.

1. Познавательные компоненты. Взаимное  восприятие особенностей каждой  из конфликтующих сторон; интеллектуальные  способности переработки информации  и принятия решения; степень  включенности личности в конфликтную  ситуацию на различных этапах  ее развития; уровень самоконтроля  участников конфликта; опыт работы  с людьми и профессиональная  подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные компоненты конфликта  представляют собой совокупность  переживаний его участников.

3. Волевые компоненты конфликта  проявляются как совокупность  усилий, направленных на преодоление  разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства  сторон, и на достижение целей  преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные компоненты конфликта  образуют его ядро и характеризуют  сущность несовпадения позиций участников противоборства.

В структуру конфликта целесообразно включать и предмет конфликта, под которым понимается все то, по поводу чего возникло противоборство.

Элементы структуры:

1.объект конфликта (предмет столкновения, т.е. то, на что претендует конфликтующие  стороны)- основной характерной чертой  всех объектов конфликтов является  их неделимость.

2. предмет конфликта(объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами).Это то основное противоречие, из-за которого, и ради которого стороны вступают в конфликт. Предмет далеко не всегда является явным, т.к., зачастую конфликт порождается скрытым желанием, которое по каким-либо причинам не удовлетворяется.

3.стороны или участники конфликта  (основные участники- люди, которые могут действовать как частные, официальные, юридические лица, а также объединятся в группы).

4.внешние условия- условия, в  которых конфликт возникает и  развивается, разделяются на:

 пространственно-временные.

соц.-психологические

социальные

5.образы конфликтной ситуации - представляют собой некоторые  идеальные картины, которые включают  следующие элементы:

представление участников о самих  себе.

представление о противоположной  стороне или сторонах

представление конфликтных сторон о среде, в которой складывается конфликтные отношения.

Образы конфликтных ситуаций не всегда соответствуют реальности. Возможны следующие варианты взаимоотношений  между идеальными картинами и  реальностью:

конфликт отсутствует

неадекватно понятый конфликт

ложный конфликт

объективный конфликт

6.конфликтные действия и их  исходы. эти действия направлены на то, чтобы блокировать достижения противостоящей стороной, её целей и интересов. Исходы конфликтных действий - результаты конфликта включены в конфликт на идеальном уровне в виде предвидения участниками желаемых или допустимых итогов, в  соответствие с которыми они выстраивают своё поведение.

 

Однозначного подхода к рассмотрению проблемы динамики конфликта в конфликтологической науке не существует как по вопросу о количестве этапов (стадий), так и по их содержанию. Л. Д. Сегодеев, выделяя три этапа, разбивает каждый из них на фазы. А.И. Китов выделяет три отличающихся друг от друга основных этапа (стадии). Н.Ф. Фседенко и В.П. Галицкий - шесть этапов. А. Я. Анцупов и С. В. Баклановский выделяют три основных периода, подразделяя периоды на ряд этапов.

На наш взгляд, в динамике конфликта  следует выделять два варианта его  развития (I, II), три периода, четыре основных этапа и одиннадцать основных фаз.

Варианты развития конфликта:

I - Конфликт входит в фазу  эскалации;

II - Конфликт минует фазу эскалации.

Периоды развития конфликта:

- Период дифференциации характеризуется  разъединением, стремлением отстаивать  в большей степени только собственные  интересы, использовать активные  формы и способы противостояния  и противоборства.

- Период конфронтации характеризуется  переходом к наиболее жестким  силовым способам противоборства.

- Период интеграции характеризуется  стремлением учитывать интересы  друг друга, поиском путей и  способов разрешения конфликта,  взаимоприемлемого решения, снижением  остроты форм противоборства.

Основные стадии развития конфликта:

А - Предконфликг, скрытый (латентный) этап развития конфликта.

Б - Собственно конфликтное взаимодействие, открытый этап развития конфликта.

В - Завершение (разрешение) конфликта.

Г - Постконфликт, латентный этап конфликта.

А) Основные фазы конфликта на предконфликтном, скрытом (латентном) этапе развития:

1. Возникновение объективной конфликтной  ситуации (К сит.) состоит в возникновении объективного противоречия, которое еще не осознано конфликтами, и они не предпринимают никаких действий. Но она может быть разрешена и «мирным» путем, если условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут взаимно «сняты» субъектами конфликта в результате осознания ситуации в качестве объективной и требующей разрешения.

2. Осознание субъектами конфликта объективной конфликтной ситуации субъекты конфликта осознают конфликтную ситуацию, возникает потребность ее разрешения, но ее восприятие носит субъективный характер. Осознание объективной конфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным.

Неадекватное осознание объективной  конфликтной ситуации, как правило, имеет двоякого рода последствия. А  именно:

1. Оно может способствовать сдерживанию,  затягиванию возникновения открытого  конфликта. Это происходит в  результате недооценки или преуменьшения  опасности конфликтной ситуации.

2. Оно может выступить катализатором  явного конфликта, способствовать  ускорению его перехода в открытую  форму противоборства. Это происходит  при преувеличении опасности  противоречий на стадии осознания  объективной конфликтной ситуации.

Адекватное осознание и оценка объективной конфликтной ситуации является важнейшим условием оптимального ее разрешения, выступает эффективным  способом предотвращения возможного открытого  конфликтного противоборства. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять меры по их урегулированию еще до начала открытого  конфликта. В этой ситуации субъекты конфликта предпринимают попытки  разрешения объективной конфликтной  ситуации неконфликтными способами.

3. Попытки субъектов  конфликта разрешить объективную конфликтную ситуацию неконфликтными способами происходят преимущественно коммуникационными способами, определением своей позиции, ее аргументированием.

4. Предконфликтная ситуация - осознание конфликтантами угрозы своим интересам, попытки разрешить конфликт неконфликтными способами успеха не принесли.

 

Б) Основные фазы конфликта на этапе  собственно конфликтного взаимодействия:

1 Инцидент (от лат. incidens - случай, случающийся) - действия субъектов конфликта, направленные на единоличное владение объектом конфликта и представляющие угрозу интересам друг друга. Осознание ими угрозы своим интересам и переход к активным формам противодействия друг другу.

Инцидент необходимо отличать от повода. Повод - это то конкретное событие, которое  служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно  может возникнуть случайно, а может  быть и специально спровоцировано, но следует учитывать, что повод  еще не конфликт. В отличие от повода, инцидент - это начало конфликта.

Инцидент обнажает позиции сторон и уточняет расстановку сил. Однако в этой фазе развития конфликта реальные силы его субъектов еще не известны в полном объеме, они окончательно не определились, до какой грани  в противоборстве смогут дойти. С  одной стороны, эта неопределенность сил и ресурсов выступает важным фактором сдерживания развития конфликта  на данном этапе. С ДРУГОЙ она же способствует его дальнейшему развитию. Если бы обе стороны имели четкое представление о своих потенциалах, ресурсах, силах и средствах, то многие конфликты были бы предотвращены или разрешены в кратчайшие сроки. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью.

На этой фазе развития конфликта  его субъекты начинают апеллировать к третьей стороне, обращаться в  соответствующие юридические органы для защиты или утверждения своих  интересов. Каждый из субъектов противоборства старается привлечь на свою сторону  как можно больше сторонников  и средств давления на другого. В ход пускаются не только общепринятые формы противоборства, но и формы, связанные с различными видами насилия, вплоть до вооруженного. Это, как правило, приводит к эскалации конфликта.

 

2. Эскалация (от латинского «scala» - лестница) - стадия развития конфликта, которая характеризуется резкой интенсификацией динамики противоборства субъектов конфликта. При этом последующие разрушительные их воздействия друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Если конфликт вошел в фазу эскалации, его деструктивные функции, как правило, преобладают над конструктивными. Эта фаза в своем развитии проходит ряд этапов:

1-й этап - резкое сужение когнитивной  сферы в поведении и деятельности - переход к более примитивным,  агрессивным формам противоборства;

2-й этап - вытеснение адекватного  восприятия оппонента образом  «врага». Он становится доминирующим  в информационной модели конфликта;

3-й этап - рост эмоционального  напряжения;

4-й этап - переход от аргументов  к претензиям и личным выпадам;

5-й этап - рост иерархического  ранга нарушаемых и защищаемых  интересов, их поляризация. Интересы  оппонентов становятся биполярными;

6-й этап - применение насилия  в качестве аргумента, связанного  с внутренней компенсацией утраченного  престижа, снижением самооценки, возмещением  ущерба;

7-й этап - потеря первоначального  предмета разногласий;

8-й этап - расширение границ конфликта,  его генерализация (переход к  более глубоким противоречиям);

9-й этап - вовлечение в конфликт  новых участников.

На 1 и 2 этапах эскалации конфликта  возникает страх потерять возможность  для совместного решения проблемы, нарастает психическое напряжение.

На 3 этапе, собственно начало эскалации, сложный взгляд на реалии конфликта  заменяется упрощенными подходами, которые легко поддерживаются на эмоциональном уровне. Реальные проблемы конфликта теряют значимость - центральными становятся личностные качества противоборствующих сторон.

На 4 этане функционирование психики  субъектов конфликта сужается до оценки ситуации только в черно-белых  тонах.

Начиная с 5 этапа, наблюдаются признаки поступательной регрессии, проявляющиеся в абсолютизации негативной оценки оппонента и положительной себя. Сила и насилие приобретают обезличенные формы. Оппонент как «враг» обезличивается и обесценивается и лишается каких-либо человеческих черт.

Информация о работе Структура фаза и стадии конфликта