Структура и функции социального института

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:48, контрольная работа

Описание работы

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.
Цель данной работы – дать понятие социального института, рассмотреть структуру и функции социального института.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
1. Понятие социального института………………………………………….
4
2. Структура социального института……………………………………….
10
3. Функции социального института…………………………………………
12
Заключение……………………………………………………………………
16
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Социология - контрольная.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Дж. Фейблман в строении социального института вычленяет  шесть элементов: социальная группа, учреждения, обычаи, материальные орудия, организация, определенная цель. Я. Щепаньский к составным элементам строения социального института относит: цель, функции, учреждения и средства достижения цели, социальные санкции. И.И. Лейман выделяет следующие компоненты строения социального института: коллектив, социально значимая функция, управляющие подразделения, материальные учреждения. По мнению Н.Б. Костиной, элементами социального института следует считать субъектов деятельности, цели деятельности, средства и способы деятельности5.

Предложенные представителями  институционального анализа схемы  строения социального института  не отражают его структуры и представляют собою набор, порой произвольный, некоторых элементов. В этих схемах строения социального института отсутствует объективная основа структурирования элементов. Изучение генезиса социальных институтов позволяет сделать вывод о том, что в качестве объективной основы строения социального института может выступать структура социального действия, так как именно необходимость организации и регулирования социальных действий вызывает к жизни появление социальных институтов. В этом смысле актуальными следует признать слова Т. Парсонса о том, что «главным предметом социологического анализа является институциональный аспект социального действия».

В монографии «Структура социального действия» (1937) Т. Парсонс основными компонентами социального действия называет: действующее лицо («эго» и «альтер»), цель действия (субъективное видение «эго» результата действия), ситуацию действия (условия и средства действия), нормативную ориентацию действия (вербальное описа-ние конкретного хода действия). В трактовке Т. Парсонсом структуры социального действия наблюдается преобладание психологических и аксиологических компонентов. Не отрицая в целом подхода Т. Парсонса к анализу структуры социального действия, целесообразнее в качестве структурных элементов строения социального действия признать следующие компоненты: действующие лица (субъект и объект социального действия), побудительные силы социального действия (потребности, интересы, цель, задачи и мотивы), условия и средства социального действия, результаты социального действия.

Использование принципа изоморфизма строения социального  института в структуре социального действия позволяет представить строение социального института как систему, элементами которой являются персонал, социальные функции (системообразующий фактор), социальное оснащение и результаты функционирования.

Персонал социального  института составляют личности как представители определенных социальных общностей. Их действия подчинены реализации функций данного социального института в процессе исполнения ими своих социальных ролей.

3. Функции социального  института

 

Функционирование социального института предполагает достижение определенной цели и решение конкретных задач, которые находят свое завершение в результатах деятельности его персонала. Результатами функционирования социального института могут быть созданные материальные и духовные ценности, удовлетворение личных и общественных потребностей и интересов, «награда и кара» (П. Сорокин) персонала, изменения в процессах общественной жизни. Результаты функционирования социального института свидетельствуют о его состоянии и развитии, служат отправной точкой для дальнейшего функционирования данного социального института и тех социальных институтов, которые с ним связаны.

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая «институциональная школа».

Представители институциональной  школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

1. Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.

2. Социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

3. Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1. Экономическо-социальные институты - собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5. Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений6.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности.

В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения  темпов социальных перемен может  возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов.

В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений  дисфункции социального института  является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли.

Персонализация социального  института означает, что он перестал действовать в соответствии с  объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к  жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода Может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

 

 

 

Заключение

 

В заключение можно сделать ряд основных выводов.

Под социальным институтом следует понимать формы организации общественной жизни людей, устанавливающиеся в процессе исторического развития с целью регулирования их социальных действий и социальных связей. В отличие от юридических институтов (брак, наследование, собственность), которые есть совокупность установленных законом норм и правил взаимоотношений между членами общества, социальные институты (семья, корпорация, арбитраж, школа, церковь, государство) - это формы существования социальных общностей, призванные организовывать и управлять процессами совместной жизнедеятельности людей в различных сферах и отраслях общества.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.

Первое, чаще всего употребляемое  значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов: воспроизводство членов общества, социализация  (передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.;, производство и распределение (обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти); функции управления и контроля.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Багдасарьян Н. Г. Социология. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2010.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология. Учебник - 3 изд. – М.: Юристъ, 2005.
  3. Гавра Д.П. Социальные институты.// Вопросы социология. – 2000. – №9.
  4. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация.// Вопросы социология. – 2007. – №4.
  5. Коэн Дж. Структура социологической теории. – М.: Академия. 2000.

1 Гавра Д.П. Социальные институты.// Вопросы социология. – 2000. – №9. – С.37.

2 Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции: Учебник./ Под ред. Т.Н. Юдиной. – М.: Союз, 2000. – С.112.

3 Цит. по: Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация.// Вопросы социология. – 2007. – №4. – С.80.

4 Багдасарьян Н. Г. Социология. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2010. – С.56.

5 Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация.// Вопросы социология. – 2007. – №4. – С.82.

6 Гавра Д.П. Социальные институты.// Вопросы социология. – 2000. – №9. – С.39-40.

Санкт-Петербург

2010


Информация о работе Структура и функции социального института