Структура и функции социального института. Типы социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:16, контрольная работа

Описание работы

Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.

Содержание работы

Введение.
1.Социальный институт как система
2.Структура и функции социального института.
3 .Типы социальных институтов.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая контрольная работа 48.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института.

Я. Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института:

- цель и  сферу деятельности института;

- функции, предусмотренные  для достижения цели;

- нормативно-обусловленные  социальные роли и статусы, представленные  в структуре института;

- средства  и учреждения достижения цели  и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции .

Возможны различные критерии классификации социальных институтов. Из них мы считаем целесообразным остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т. е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются:

- политические  институты (государство, партии, армия);

- экономические  институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.):

- институты  родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.) и др.

На основании второго критерия, т. е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Это государство, армия, суд и т. д. В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.

Отсюда можно представить соотношение институтов, их функций и ролей в таблице.

Соотношение институтов, их функций и ролей

 

Институты

Функции

Основные роли

 

Семейно-брачные

Рождение, забота и воспитание детей

Отец, мать, ребенок

 

Экономические

Добывание пищи, одежды, жилья

Собственник, работник, покупатель

 

Политические

Поддержание законов, правил, стандартов

Законодатель, субъект права

 

Религиозные

Содействие соборным отношениям, углубление веры

Священник, прихожанин

 

Образование

Социализация, людей

Учитель, ученик

 
       

Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов.

Первый - психологический тип, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью.

Второй тип - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности.

Третий тип - структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе».

Четвертый - функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса. Два последних типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс объявляет неубедительными и даже ошибочными .

Таким образом, при рассмотрении социального института, его признаков, функций, структуры автор опирался на комплексный подход, использование которого имеет развитую традицию в рамках системно-структурной парадигмы в социологии. Именно комплексная, но при этом социологически операциональная и методологически строгая трактовка понятия «социальный институт» позволяет анализировать институциональные аспекты бытия социального образования.

3 . Типы социальных институтов.   

Все социальные институты обычно подразделяют на - главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический  – институт, организующий хозяйственную  деятельность;

2. Политический  — институт власти;

3. Семейный  – институт, регулирующий половые  отношения, рождение и социализацию  детей;

4. Военный  – институт, организующий законное  наследие;

5. Религиозный  – институт, организующий коллективное  почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. Потребность  в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака);

2. Потребность  в безопасности и социальном  порядке (политические институты, государство);

3. Потребность  в средствах существования (экономические  институты, производство);

4. Потребность  в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

5. Потребность  решения духовных проблем, смысла  жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья, постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т. д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур.

Институт  семьи и брака содержит институты  отцовства и материнства, родовой  мести, побратимства, наследования, имя  наречения и другие.  
Институт политики содержит институты- президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др.  
Институт экономики содержит институты рынка , торговли,

банковского дела, маркетинга и др.  
Институт  образования содержит институты  науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.  
Институт  религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.  

 Скажем, обычай - назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

 

Заключение .

Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постеᴨенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, ᴨеремещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены  общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и эксᴨериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.

Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях котоҏыҳ человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постеᴨенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постеᴨенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей стеᴨени институционализируется.

Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной

В современной социологии проблема социальных институтов является актуальной. Выделенные многочисленные типы, виды, классификации социальных институтов свидетельствуют о постоянном изучении проблемы в теории и практике социологии, о том, что основные направления социальных институтов нельзя решать однозначно.

Утвержденные, устойчивые, регулярные, упорядоченные социальные взаимодействия в социальных институтах - прямая противоположность случайных, спонтанных, хаотичных, спорадичных и неорганизованных связей между людьми и социальными группами.

Благодаря социальным институтам люди также имеют все основания надеяться не только на то, что та или иная их потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что поставленная цель будет решена на качественно высоком уровне.

Социологические исследования свидетельствует о том, что приоритетом в социальных институтов является семья. Именно семья задает "тон", какое содержание поведения несет ребенок в обществе. Вместе с тем, нами отмечено, что на развитие человека влияют такие социальные факторы как школа, группа сверстников, окружающий социум.

Институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями.

Итак, социальные институты возникли в связи с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.

 

Список литературы

1. Андреев  Ю.П., Коржевская Н.М, Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. - Свердловск, 1989.

2. Гавра Д.П. Социальные институты.

3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. - Екатеринбург, 1997. - С. 97-125.

4. Новикова  С.С. Социология: история, основы, институционализация  в России. - М.: Модэкс, 2005. - 464 с.

5. Осипов Г. В., Кравченко А. И. Институциональная  социология // Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. - С. 118.

Информация о работе Структура и функции социального института. Типы социальных институтов