Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 07:16, контрольная работа
Социология и социальная философия уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Введение.
1.Социальный институт как система
2.Структура и функции социального института.
3 .Типы социальных институтов.
Заключение
Список литературы
Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института.
Я. Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института:
- цель и сферу деятельности института;
- функции, предусмотренные для достижения цели;
- нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
- средства и учреждения достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции .
Возможны различные критерии классификации социальных институтов. Из них мы считаем целесообразным остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т. е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются:
- политические институты (государство, партии, армия);
- экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.):
- институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.) и др.
На основании второго критерия, т. е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Это государство, армия, суд и т. д. В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.
Отсюда можно представить соотношение институтов, их функций и ролей в таблице.
Соотношение институтов, их функций и ролей
Институты |
Функции |
Основные роли |
|
Семейно-брачные |
Рождение, забота и воспитание детей |
Отец, мать, ребенок |
|
Экономические |
Добывание пищи, одежды, жилья |
Собственник, работник, покупатель |
|
Политические |
Поддержание законов, правил, стандартов |
Законодатель, субъект права |
|
Религиозные |
Содействие соборным отношениям, углубление веры |
Священник, прихожанин |
|
Образование |
Социализация, людей |
Учитель, ученик |
|
Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов.
Первый - психологический тип, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью.
Второй тип - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности.
Третий тип - структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе».
Четвертый - функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса. Два последних типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс объявляет неубедительными и даже ошибочными .
Таким образом, при рассмотрении социального института, его признаков, функций, структуры автор опирался на комплексный подход, использование которого имеет развитую традицию в рамках системно-структурной парадигмы в социологии. Именно комплексная, но при этом социологически операциональная и методологически строгая трактовка понятия «социальный институт» позволяет анализировать институциональные аспекты бытия социального образования.
3 . Типы социальных институтов.
Все социальные институты обычно подразделяют на - главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. Политический — институт власти;
3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. Военный – институт, организующий законное наследие;
5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.
Пять основных потребностей и институтов:
1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья, постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т. д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур.
Институт семьи и брака содержит
институты отцовства и материнства, родовой
мести, побратимства, наследования, имя
наречения и другие.
Институт политики
содержит институты- президентства, монархии,
парламента, судов, правоохранительных
органов и др.
Институт экономики содержит институты рынка
, торговли,
банковского дела,
маркетинга и др.
Институт образования содержит
институты науки, музеев, спорта, театров,
библиотечного дела и др.
Институт религии содержит
институт папства, целибата (безбрачия)
в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции,
монашества и др.
Скажем, обычай - назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Заключение .
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постеᴨенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, ᴨеремещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация - это замена спонтанного и эксᴨериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.
Каждый день возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях котоҏыҳ человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
При появлении институциональных моментов в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постеᴨенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постеᴨенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей стеᴨени институционализируется.
Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной
В современной социологии проблема социальных институтов является актуальной. Выделенные многочисленные типы, виды, классификации социальных институтов свидетельствуют о постоянном изучении проблемы в теории и практике социологии, о том, что основные направления социальных институтов нельзя решать однозначно.
Утвержденные, устойчивые, регулярные, упорядоченные социальные взаимодействия в социальных институтах - прямая противоположность случайных, спонтанных, хаотичных, спорадичных и неорганизованных связей между людьми и социальными группами.
Благодаря социальным институтам люди также имеют все основания надеяться не только на то, что та или иная их потребность будет так или иначе удовлетворена, но и на то, что поставленная цель будет решена на качественно высоком уровне.
Социологические исследования свидетельствует о том, что приоритетом в социальных институтов является семья. Именно семья задает "тон", какое содержание поведения несет ребенок в обществе. Вместе с тем, нами отмечено, что на развитие человека влияют такие социальные факторы как школа, группа сверстников, окружающий социум.
Институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями.
Итак, социальные институты возникли в связи с объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.
Список литературы
1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М, Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. - Свердловск, 1989.
2. Гавра Д.П. Социальные институты.
3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Курс лекций. - Екатеринбург, 1997. - С. 97-125.
4. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М.: Модэкс, 2005. - 464 с.
5. Осипов Г. В., Кравченко А. И. Институциональная социология // Современная западная социология. Словарь. - М., 1990. - С. 118.
Информация о работе Структура и функции социального института. Типы социальных институтов