Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:41, реферат
В данной работе я постараюсь, осветить и проанализировать некоторые подходы к пониманию заданной темы. Может показаться, что предмет исследования слишком прост или же наоборот является слишком трудным, и требует намного большего объема информации, нежели тот, который допускает формат реферата. Тем не менее, считаю нужным отметить, что проведенная работа, по сути, по переработке уже сказанного задолго до меня, может показать отношение современного человека к данной теме. Также это может «косвенно» отразить состояние современного общества.
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат
на тему: «Структура и типология обществ»
Москва
2011 год
Известно, что в социологии общество является прямым, непосредственным и в тоже время «косвенным» объектом исследования. Почему? Ответ кроется в самом понятии общества. На сегодняшний день можно встретить сотни определений, понятия «общество», и человеку только что пришедшему в социологию, да и не только в социологию, но и политологию, юриспруденцию, философию и другие гуманитарные отрасли знания, сложно будет ориентировать в этом море определений. Многообразие определений объясняется, прежде всего, наличием в науке богатой палитры направлений, школ, течений в социологии. Одни рассматривают общество, как обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, которая включает всевозможные формы объединения людей, способы их взаимодействия. Другие – как продукт совокупной деятельности множества людей, где человеческая деятельность рассматривается как способ существования или бытия общества. Столь разные определения отражают разные подходы и методы, существующие в социологии.
Такое «разногласие» сохраняется и в понимании структуры общества. Многие ученые, рассматривающие общество как систему, делят его на четыре составляющее (подсистемы): экономическую, политическую, социальную и духовную. Каждая из этих сфер общественной жизни считается равноценной, т. е. не одна из них не детерминирует над другой. Однако это только один из подходов к пониманию структур обществ. В социологии не мало примеров, которые могут показать, как могут соотноситься эти подсистемы. Например, немецкий ученый, Карл Маркс, ставил во главу угла, прежде всего, материальное производство, тем самым обосновывая главенствующую роль экономики в жизни любого общества, что хорошо может показать его знаменитое высказывание «Бытие определяет сознание». Его соотечественник, известный немецкий ученый Макс Вебер в одной из своих работ «Протестантская этика и дух капитализма» говорит о значении протестантизма в процессе становления нового немецкого общества. Вебер представляет религию как главную составляющую общества.
Такие разные подходы в понимании структур обществ не могли не отразиться на формировании представлений о типологии обществ. Сегодня в социологии присутствует множество различных классификаций обществ, основываясь, порой, на совершенно разных принципах. Одна из самых распространенных типологий представляет развитие обществ, следующим образом: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Эта типология имеет как сторонников, так и противников, критиков. Однако эта наиболее приемлемая для многих течений типология.
В данной работе я постараюсь, осветить и проанализировать некоторые подходы к пониманию заданной темы. Может показаться, что предмет исследования слишком прост или же наоборот является слишком трудным, и требует намного большего объема информации, нежели тот, который допускает формат реферата. Тем не менее, считаю нужным отметить, что проведенная работа, по сути, по переработке уже сказанного задолго до меня, может показать отношение современного человека к данной теме. Также это может «косвенно» отразить состояние современного общества.
Реферат состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении сформулированы основные идеи работы. Глава первая посвящена раскрытию ключевых определений и описанию основных теорий и концепций касательно подтемы «Структуры обществ». Во второй главе речь идет о различных типологиях обществ. В заключении сформулированные основные выводы о структуре и типологии обществ.
Как уже ранее отмечалось понятие общества многозначно. В социальных науках существует огромное количество определений этого понятия. Оно может обозначать:
- круг людей, объединенных общностью интересов, идей, целей, происхождения (например, дворянское собрание, общество нумизматов);
- отдельное конкретное общество, государство, стран, регион (например, современное российское общество, французское общество);
- исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
- человечество в целом.
Конечно это не все
возможные определения
Рассмотрим общество в широком социологическом смысле. Общество в данном случае представляется как мировая система, мировое сообщество. Это общество планетарное, где национальные границы практически отсутствуют, где отношение «переходят», от внутринациональных к международным.
Общество в узком социологическом смысле обозначает некую совокупность людей или же большую социальную группу, постоянно базирующуюся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управления, обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство. Длительность существования общества должна составлять как минимум несколько поколений. Общество – носитель целостной культуры; оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей своих членов; в рамках общества сосредоточена основная часть их социальных контактов. Также выделают в определении общества выделяют четыре основных компоненты:
В определении общества можно выделить 4 основные компоненты:
1. Демографическую - общество, это большая группа людей (не менее нескольких сотен человек), которая обеспечивает свое собственное естественное воспроизводство, то есть включает как мужчин, так и женщин, вступающих в браки преимущественно в пределах данной общности (эндогамия), причем дети от этих браков также являются членами данного общества; длительность существования этой общности должна многократно превышать длительность человеческой жизни, то есть составлять не менее 150-200 лет.
2. Географическую - группа, составляющая общество, занимает определенную территорию, имеющую четкие географические границы (политические или естественные); представители данной группы должны составлять абсолютное большинство среди постоянного населения этой территории.
3. Нормативную - группа должна обладать собственной системой управления и социальных норм, в значительной степени независимой по отношению к системам других обществ или более широких сообществ.
4. Социально-культурную - общность должна обладать собственной культурой, осознаваемой ее членами как общая культура всего населения; у нее должен быть общий разговорный язык (что не исключает наличия локальных языков и диалектов); члены общества должны иметь самосознание своей групповой идентичности, неотъемлемой частью которой является исторический миф, (в научном смысле слова), трактующий события, связанные с формированием и развитием данного общества, а также самоназвание.
Выделение этих компонентов значительно упрощает поиск наиболее приемлемого определения. Однако в социологии эти показатели могут быть оспорены.
Многие исследователи считают, что не следует в работе, в исследованиях опираться только на один или два критерия, нужно пытаться учитывать их все. Так, например, известный социолог Питер Бергер, автор знаменитой книги «Приглашение в социологию», полагает, что о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Для Питера Бергера «общество представляет собой сеть социальных ролей».
Выделение вышеназванных критериев все же не всегда позволяют нам избежать неоднозначности понятия. Некоторые ученые, социологи считают вообще невозможным навести порядок в противоречивых и путаных определениях общества (например, И. Валлерштайн).
Поэтому в социологии принято выделять признаки, благодаря которым данную общность людей мы можем называть обществом.
Представленные признаки свидетельствуют о том, что в социологии не раз совершались попытки конкретизировать, дать более четкое понятие. Но есть один пункт, относительно которого в социологии мнение большинства ученых сходиться – это то, что общество чаще всего характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Общество есть сложноорганизованная и саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами самовоспроизводства, самоструктурирования и саморегуляции.
Для анализа таких сложноорганизованных систем как общество выработано понятие «подсистема». Подсистема в свою очередь представляет собой промежуточный комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.
Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, духовная, политическая и социальная.
Экономическая сфера включает в себя следующие аспекты:
- производство материальных благ
(иногда выделяют и
- отношения между людьми по поводу производства;
- распределение, обмен и потребление произведенных благ.
В экономической сфере
Духовная сфера общества включает в себя различные формы и уровни общественного сознания, которые и образуют духовную культуру. Также духовная подсистема общества включает науку, религию и образование.
Политическая сфера. Главным в этой сфере общества – отношения по поводу власти управления. Основной вопрос – узаконивание способов борьбы за власть.
Социальная сфера. Она понимается в двух смыслах: в узком и широком. Социальная сфера в широком смысле представляется как совокупность взаимоотношений социальных институтов, общностей, отдельных индивидов. В этом значении социальная сфера, можно сказать, охватывает все общество.
Социальная сфера в узком смысле подразумевает социально незащищенные слои общества.
В социологии часто возникал вопрос: какая из сфер общественной жизни может являться определяющей, доминирующей? На этот вопрос за всю историю социологии накопилось немало ответов.
Карл Маркс видел в материальном производстве главную силу общества. Согласно его теории, любое общество состоит из базиса и надстройки. Базис – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Базис определяется формой собственности на средства производства. От базиса зависит тип надстройки.
Также важным понятием в марксистской теории является «способ производства». Способ производства состоит из производительных сил (предметы и средства труда, умения и навыки рабочих) и производственных отношений (собственность на средства производства). Производительные силы быстро развиваются, на определенном этапе производственные отношения начинают тормозить развитие производительных сил, возникает конфликт, разрешаемый социальной революцией. В ходе революции устраняются старые производственные отношения, возникает новый базис (и соответствующая надстройка), и в этого осуществляется переход к новой формации.
Касательно анализа структуры общества, теорию Маркса не раз критиковали. Однако его теория является одной из самых полных и концептуально четких моделей общества.
Вебер, как говорилось ранее, рассматривал роль религии в становлении капитализма. Благодаря трудам Вебера мы можем увидеть сколь сильным было влияние протестантизма в тогдашнее время в Европе, и прежде всего в Германии. Сегодня мы знаем, что не малое влияние имеют такие конфессии, как буддизм, ислам, синтоиз и другие.
На сегодняшний день вопрос о главенствующей подсистеме в обществе остается открытым. В социологии существует множество методов, используя которые можно для себя выделить основную сферу общественной жизни. Например, используя структурно-функциональный метод, Т.Парсонс предположил наличие в обществе четырех функциональных подсистем
Парсонс полагал, что экономическая подсистема является одной из приоритетных областей деятельности общества, т.к. она обеспечивает распределение ресурсов и адаптацию общества во внешнем окружении.
Таким образом, несмотря на то, что освещенные теории «местами» являются противоположными, можем сделать вывод: современная социология отстаивает необходимость анализа общества как целостного образования, исходит из того, что общество – это сложная, целостная и динамическая система, а не аморфное образование, развивающееся от состояния гомогенности к гетерогенности.
Как правило, за основные критерии типологии общества принимаются социальные индикаторы. Они дают возможность выяснить роль доминирующих связей и отношений, которые являются факторами устойчивого, стабильного и эффективного развития. Такими индикаторами являются: