Структура и задачи социальной работы для молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:50, реферат

Описание работы

Чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………………
3
Глава 1. Молодёжь как социально-психологическая группа………………
4
Глава 2.Молодёжная субкультура……………………………………………
6
Глава 3. Нравственные убеждения, идеалы, самосознание и чувство взрослости как основные новообразования молодёжи……………………………

12
Глава 4. Типы и виды неформальных молодёжных группировок………….
15
-функции молодёжных организаций………………………………………….
21
-влияние неформальных организаций на личность подростка………………
22
-особенности психологии неформальности………………………………….
23
Глава 5. Социальная служба в решении молодёжных проблем……………
24
Глава 6. Структура и задачи социальной работы для молодёжи………….
25
Заключение………………………………………………………………………
29
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Социология Реферат.docx

— 73.17 Кб (Скачать файл)

Еще одна особенность – завышение притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

 

ГЛАВА 5

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ В РЕШЕНИИ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОБЛЕМ

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может  быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центра социального  здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России. Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей  для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи, и интернаты. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением. 

ГЛАВА 6

СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ МОЛОДЁЖИ

В Федеральном законе "Об основах  социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и другие юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии- приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Одной из главных проблем молодых  рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда.

Понятно и выдвижение учащейся молодежью  в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей  конфликтностью нашего бытия, отсутствием  зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.

При организации социальных служб  для молодежи очень важно четко  определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Так, в Ярославле принята областная государственная социальная программа "Молодежь", направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить выход из стрессовой ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности службы предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно-брачным отношениям, медико-психологическая помощь.

Основной задачей московского  объединения "Педагогический поиск" являются социальная и правовая защита, адаптация и реабилитация выпускников и воспитанников детских домой и школ-интернатов. Сотрудники и добровольцы объединения помогают им устроиться в жизни, получить жилье, образование, подобрать работу. В Доме адаптации подростки учатся правилам социальной жизни, здесь корректируются жизненные ориентации в трудовой семье, укрепляются познания в нравственных, моральных и правовых нормах жизни. В Доме учатся готовить, ухаживать за своим жилищем и засобой. Здесь открыты мастерские прикладного творчества, где подростки выполняют различные виды работ и могут зарабатывать деньги.

Работа с детьми, подростками  и молодежью в Юго-Восточном  административном округе г. Москвы строится на основании Указа Президента России о молодежной политике, постановлений правительства Москвы, распоряжений мэра, программы "Дети Москвы, распоряжений префекта ЮВАО, супрефекта района. На территории ЮВАО работает 8 центров и 30 детских подростковых клубов, в которых занимается около 20 тыс. детей, подростков, молодежи. Все педагоги-организаторы, которые входят в состав дирекции единого заказчика районов, а их 61, прошли аттестацию в муниципальных районах, префектуре, Комитете по делам семьи и молодежи. Педагоги-организаторы работают в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, привлекая в свои клубы трудных подростков, детей, состоящих на учете в милиции. Детские подростковые клубы (ДПК) микрорайонов "Рязанский", "Выхино", "Кузьминки", "Марьино" принимали участие во многих  городских конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы сказать  об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно определить границы  своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.  

Подтверждением этому может  служить следующая цитата Эриксона: «Молодой  человек должен, как акробат  на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать  это за очень короткий  промежуток   времени, полагаясь на надежность  тех, кого он  должен  опустить, и  тех,  кто  его  примет  на противоположной  стороне».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.“Молодежный экстремизм” под ред. А. А. Козлова. Изд-во СПбГУ, 1996г.

2. “По неписанным законам улицы…” – М: Юридлит, 1991г.

3. “Социология молодежи” под  ред. В. Т. Лисовского Изд-во  СПбГУ, 1996г.

4. Громов А.В., Кузин О.С. “Неформалы. Кто есть кто?» - М.,1990г.

5. Запесоцкий А.С., Файн А.П. “Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений” – М: Профиздат, 1990г.

6. Кон И.С. “Молодежь” БСЭ. 3-е  изд.

7. Кон И.С. “Социология молодежи”  В кн.: “Краткий словарь по  социологии”-  М., 1988г.

8. Краковский А.П. “О подростках”- М., 1970г.

9. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. “Психология подростка”- М., 1965г.

10. Левичева В.Ф. “Молодежный Вавилон”- М., 1989г.

11. Лотман Ю.М. “Несколько мыслей  о типологии культуры” В кн.: “Язык культуры и проблемы переводимости” - М.,1987.

12. Молодцова Т.Д. “Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадоптации подростков” Ростов – на – Дону,  1997г.

13. Ольшанский Д.В. “Неформалы: групповой портрет в интерьере”- М: Педагогика, 1990г.

14. Семенов В.Е. “Искусство как  межличностная коммуникация”- СПб, 1995г.

15. Сорокин П. “Человек. Цивилизация.  Общество» - М.,1992г.

16. Элиаде М. “Космос и история”- М., 1987г.

 


Информация о работе Структура и задачи социальной работы для молодёжи