Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:13, контрольная работа
В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.
Содержательный подход предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:
1) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;
2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;
3) методологии – системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
Введение 3
1. Подходы к определению структуры социологии 5
2. Понятие макро и микросоциологии 7
3. Понятие теоретической и эмпирической социологии 9
4. Понятие «теории среднего уровня» 14
5. Понятие прикладной социологии 16
Список используемой литературы 17
Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей.7
Оригинальную концепцую развития социологии выдвинул американский социолог Р. Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал за создание в социологии «всеохватывающей теории, опирающейся на теории социального действия и структурно-функциональный метод». Р. Мертон считал, что создание подобных теорий преждевременно, так как еще нет надежной эмпирической базы. Он считал, что необходимо создавать теории среднего уровня, которые выполняют промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими конструкциями, понятийная схема которых позволяет производить большое число эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения. Задачи такого рода теорий – аккумуляция эмпирических данных. Они могут возникать в отдельных отраслях социологии как специальные теории или же могут быть результатом обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий может служить созданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения.
Все крупные сферы
Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысливается в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня.
К числу теорий среднего уровня относятся:
Впервые вопрос о прикладной социологии в США возник в 1895 г. Обществоведы активно обсуждали предназначение социологии и роль в ней научной теории. Что является основной целью социологии — создавать новое знание или помогать решать конкретные социальные проблемы? Окончательного ответа не найдено до сих пор. Существует базисная социология, ориентированная на профессионалов и получение нового знания, и прикладная социология, ориентированная на клиента (заказчика) и решение практических задач.8
Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд ее других функций. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами.
К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый – прикладной.
1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: 1992. С.30.
2. Социология: Словарь-справочник/ Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.
3. М. Ю. Горбунова «Общая социология: конспект лекций»
4. http://www.e-reading-lib.org/
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций, М., Центр, 1999г. – 160с.
6. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.
7. Социология. Общий курс. Тощенко Ж.Т. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511
8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с. - (Серия “Высшее образование”).
1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М.: 1992. С.30.
2 Социология: Словарь-справочник/ Под. ред. Осипова Г.В. - М.: 1991- 1991. Т. 1-4.
4 http://www.e-reading-lib.org/
5 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций, М., Центр, 1999г. – 160с.
3 М. Ю. Горбунова «Общая социология: конспект лекций»
4 http://www.e-reading-lib.org/
6 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учеб. пособие. М., 2001.
6 Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2006
3 М. Ю. Горбунова «Общая социология: конспект лекций»
7 Социология. Общий курс. Тощенко Ж.Т. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.
5 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций, М., Центр, 1999г. – 160с.
3 М. Ю. Горбунова «Общая социология: конспект лекций»
8 Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с. - (Серия “Высшее образование”).
Информация о работе Структура общей социологии. Критерии структурирования