Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:16, реферат
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
СОДЕРЖАНИЕ
1.СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ...........
2.ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО.....
1. Структура общения.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства
общения – способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации,
которая передается в процессе общения
от одного существа к другому. Кодирование
информации – это способ ее передачи. Информация
между людьми может передаваться с помощью
органов чувств, речи и других знаковых
систем, письменности, технических средств
записи и хранения информации.
Процесс
общения (коммуникации). Во-первых, он состоит
непосредственно из самого акта общения,
коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты,
общающиеся. Причем в нормальном случае их должно
быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты
должны совершать само действие, которое
мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать,
позволять "считывать" со своих лиц
определенное выражение, свидетельствующее,
например, об эмоциях, переживаемых в связи
с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо,
далее определить в каждом конкретном
коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону
таким каналом являются органы речи и
слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном
(слухо-словесном) канале, проще - о слуховом
канале. Форма и содержание письма воспринимаются
по зрительному (визуально-вербальному)
каналу. Рукопожатие - способ передачи
дружеского приветствия по кинесико-тактильному
(двигально-осязательному) каналу. Если
же мы по костюму узнаем, что наш собеседник,
допустим, узбек, то сообщение о его национальной
принадлежности пришло к нам по визуальному
каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному,
поскольку словесно (вербально) никто
ничего не сообщал.
К структуре общения можно подойти по-разному,
в данном случае будет охарактеризована
структура путем выделения в общении трех
взаимосвязанных сторон: коммуникативной,
интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или
коммуникация в узком смысле слова) состоит
в обмене информацией между общающимися
индивидами. Интерактивная сторона заключается
в организации взаимодействия между общающимися
индивидами (обмен действиями). Перцептивная
сторона общения означает процесс восприятия
и познания друг друга партнерами по общению
и установления на этой основе взаимопонимания.
Употребление этих терминов условно,
иногда в более-менее аналогичном смысле
употребляют и другие: в общении выделяют
три функции – информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.
а) Коммуникативная сторона общения.
Во время акта общения имеет место не
просто движение информации, а взаимная
передача закодированных сведений между
двумя индивидами – субъектами общения.
Следовательно, схематично коммуникация
может быть изображена так: S S. Следовательно,
имеет место обмен информацией. Но люди
при этом не просто обмениваются значениями,
они стремятся при этом выработать общий
смысл. А это возможно лишь в том случае,
если информация не только принята, но
и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно
только в том случае, когда человек, направляющий
информацию (коммуникатор) и человек, принимающий
ее (реципиент) обладают сходной системой
кодификации и декодификации информации.
Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации
могут возникать коммуникативные барьеры.
Они носят социальный или психологический
характер.
Сама по себе исходящая от коммуникатора
информация может быть побудительной
(приказ, совет, просьба – рассчитана на
то, чтобы стимулировать какое-либо действие)
и констатирующей (сообщение – имеет место
в различных образовательных системах).
б) Средства коммуникации.
Для передачи информации,она должна
быть соответствующим образом закодирована,
т.е. она возможна лишь посредством использования
знаковых систем. Самое простое деление
коммуникации – на вербальную и невербальную,
использующие разные знаковые системы.
Вербальная использует в качестве таковой
человеческую речь. Речь является самым
универсальным средством коммуникации,
поскольку при передаче информации посредством
речи менее всего теряется смысл сообщения.
Можно обозначить психологические компоненты
вербальной коммуникации – «говорение»
и «слушание» «Говорящий» сначала имеет
определенный замысел относительно сообщения,
потом он воплощает его в систему знаков.
Для «слушающего» смысл принимаемого
сообщения раскрывается одновременно
с декодированием.
Модель коммуникативного процесса Лассуэлла
включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора
во время коммуникативного процесса: открытая
(открыто объявляет себя сторонником излагаемой
точки зрения) , отстраненная (держится
подчеркнуто нейтрально, сопоставляет
противоречивые точки зрения) и закрытая
(умалчивает о своей точке зрения, скрывает
ее).
Невербальная коммуникация. Выделяют
четыре группы невербальных средств общения:
1) Экстра и паралингвистические (различные
околоречевые добавки, придающие общению
определенную смысловую окраску – тип
речи, интонирование, паузы, смех, покашливание
и т.д.)
2) Оптико – кинетические (это то, что
человек «прочитывает» на расстоянии
– жесты, мимика, пантомимика)
Жест – это движение рук или кистей рук,
они классифицируются на основе функций,
которые выполняют: - коммуникативные
(заменяющие речь) - описательные (их смысл
понятен только при словах) - жесты, выражающие
отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица.
Пантомимика – совокупность жестов,
мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация пространства
и времени коммуникативного процесса)
В психологии выделяют четыре дистанции
общения: - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как
правило, близкими доверительными отношениями.
Информация передается тихим и спокойным
голосом. Многое передается с помощью
жестов, взглядов, мимики. - Межличностная
(от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между
друзьями). - Официально-деловая или социальная
(от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения,
причем чем больше расстояние между партнерами,
тем более официальны их отношения. - Публичная
(более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед
аудиторией. При таком общении человек
должен следить за речью, за правильностью
построения фраз.
4) Визуальный контакт. Визуалика, или
контакт глаз. Установлено, что обычно
общающиеся смотрят в глаза друг другу
не более 10 секунд.
в) Интерактивная сторона общения. Это
характеристика тех компонентов общения,
которые связаны со взаимодействием людей,
с непосредственной организацией их совместной
деятельности. Есть два типа взаимодействий
– кооперация и конкуренция. Кооперативное
взаимодействие означает координацию
сил участников. Кооперация является необходимым
элементом совместной деятельности, порождается
самой ее природой.
Конкуренция – одной из наиболее ярких
ее форм является конфликт.
г) Перцептивная сторона общения – это
процесс восприятия и понимания людьми
друг друга.
Все три стороны общения тесно переплетаются
между собой, органически дополняют друг
друга и составляют процесс общения в
целом.
2.Лидерство и руководство.
Это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Таблица 1. Матрица базовых стратегий
Руководство |
Лидерство |
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации |
1. Осуществляется
регуляция межличностных |
2. Связано со
всей системой общественных |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный
процесс, осуществляемый под контролем
различных элементов |
3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное |
4. Явление менее
стабильное и зависит в |
5. Более определенная система различных санкций |
5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс принятия
решений значительно более |
6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
7. Сфера действий
руководителя шире, поскольку он
представляет малую группу в
более широкой социальной |
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.
Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.
Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути. Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.
Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.
Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.
Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.
На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Стили лидерства и руководства
Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:
Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.
За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.
Однако недостатков больше, чем достоинств:
Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.)
Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.
Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.
Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).