Структура социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 03:31, контрольная работа

Описание работы

Структура социологического знания — закон, способ организации представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. В зависимости от того, каким принимается этот закон, общество будет представлено либо как объективно детерминированная в своем развитии система (все материалистические концепции социологии), либо как идеально детерминированная система (все объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические социологические концепции). Подход к любому социальному явлению как к элементу общественного развития, рассмотре

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Структура социологического знания — закон, способ организации  представлений, понятий, взглядов, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. В зависимости от того, каким принимается этот закон, общество будет представлено либо как объективно детерминированная в своем развитии система (все материалистические концепции социологии), либо как идеально детерминированная система (все объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические социологические концепции). Подход к любому социальному явлению как к элементу общественного развития, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы — один из важнейших методов научной социологии.

Подходы к определению  структуры социологии

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

1) эмпирии, т. е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории – совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов;

3) теория среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта 
1. Теоретический уровень

Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования.

В своем социологическом  использовании это понятие впервые  упомянуто в работе Т.С. Куна о  природе научного изменения. По Т. Куну, ученые работают в рамках парадигм, которые представляют собой общие  способы осмысления мира и диктуют, какой именно ряд научно-исследовательских работ необходимо проделать и какие типы теории считаются приемлемыми. В социологии это понятие имеет неопределенное значение, обозначая социологические школы, каждая из которых развивается относительно самостоятельно, разрабатывая собственные методы и теории.

Важнейшей особенностью теоретической социологии является методология и методы познания социальной действительности. Во - первых, она использует логический метод, когда из совокупности имеющейся информации выводится непротиворечивое, последовательное знание. Во-вторых, она опирается на исторический метод (онтологию), когда определяется генезис знания, категорий и понятий. В-третьих, она руководствуется методами системного анализа, когда учитывается вся совокупность как основных, так и опосредованных связей. Наконец, она применяет статистические и математические методы, которые упорядочивают накопленную информацию и позволяют выявить тенденции развития общественной жизни.

Назначение теоретической социологии состоит в том, чтобы, опираясь на накопленное научное знание, осуществить типологизацию и классификацию имеющейся (накопленной) социальной информации. Она включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем может быть подтверждено или опровергнуто. К компетенции теоретического знания относится выявление закономерностей (законов), тенденций и перспектив развития как изучаемых процессов и явлений, так и самой социологической науки.

Ряд исследователей обращает внимание на необходимость теоретического осмысления метасоциологии, объектом которой является сама социология, ее познавательные возможности, закономерности ее развития. В литературе синонимами метасоциологии являются социология социологии и рефлексивная социология. Теоретическое знание не только не исключает, а обязательно предполагает анализ познавательных возможностей социологии, ее концепций, взглядов, обобщений и парадигм, а также ограничений и пределов достижения истины в процессе исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эмпирический уровень.

Парной категорией (контрагентом) теоретического социологического знания выступает эмпирическая социология, которая характеризует специфическую форму социальной информации. Данная информация может иметь упорядоченный характер (т.е. полученная с помощью научных методов) и стихийный характер, когда данные накапливались неупорядоченно, по мере осуществления деятельности субъектов исторического процесса самым разнообразным образом. В последнем случае информация приобретает ценность как регистрация происходящих явлений и процессов, их последствий, а фиксация фактов нередко имеет прикладное, утилитарное значение.

Эмпирическая социальная информация может быть представлена в виде статистических и социологических данных, документов, публикаций, сведенией личного характера (письма, дневники, воспоминания) и т.д.

Характер и формы эмпирической социологической информации определяют методы ее получения — опросы, интервью, контент-анализ, экспертные оценки и т.д. Эмпирическое знание, таким образом, представлено всеми видами и формами конкретной информации, включающими в' себя совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых процессов и явлений.

Очевидно, что без особым образом организованной эмпирической информации не могут быть осмыслены реалии сознания и поведения человека ни в демографическом, ни в профессиональном, ни в национальном, ни в социально-правовом и других аспектах.

Понятие эмпирической социологии

Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.

Эмпирическая  социология занята изучением социальных фактов.

Социальный  факт - это фрагмент социальной действительности, зафиксированный в сознании человека в форме естественного (устная, письменная речь) или искусственного (формулы, графики и т. п.). Социальными фактами могут быть следующие фрагменты общественной жизни:

    • поступки индивидов и социальных групп;
    • материальные и духовные результаты человеческой деятельности;
    • высказывания людей (устные, письменные).

Эмпирическая  социология представляет несколько  основных познавательных операций, которые  осуществляет социолог:

    • постановку проблемы социологического исследования;
    • определение его целей и задач;
    • описание социологического объекта;
    • формулировку гипотез — результатов исследования;
    • операциональное определение основных понятий исследования.

Эмпирическая  социология опирается на известные методы эмпирического познания:

    • наблюдение;
    • анализ документов;
    • социологический опрос (анкетный и интервью);
    • репрезентативность выборки;
    • интерпретация результатов социологического исследования в свете предварительных гипотез.

 

 

3. Теории среднего  уровня

Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. Краткое определение «теорий среднего уровня» Р. Мертон формулирует следующим образом: это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но также необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений.

Социологическое познание включает два органически  взаимосвязанных теоретических уровня - уровень общесоциологической теории и уровень специальных социологических теорий различной степени общности (теории социального управления, образа жизни, труда, быта, социальных коллективов, семьи, социальной структуры, личности, ценностных ориентаций и т.д.).

Специальные (частные) социологические  теории выступают в качестве опосредствующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями; они являются основой развития общесоциологической теории. Разработка специальных социологических теорий различной степени общности и проведение на их основе эмпирических исследований - все это ознаменовало важный шаг в развитии социологии, позволило получить значительный научные результаты.

Специальные социологические теории в отличие от общесоциологической теории оперируют категориями менее общего порядка. Например, социолог, работающий в рамках общесоциологической теории, оперирует предельно широким, абстрактным понятием “семья” вообще. В рамках теории среднего уровня “социология семьи” социологи изучают конкретную форму семьи, например “моногамную” семью.

Таким образом, частные социологические теории рассматривают социальные процессы и явления, формы и виды общественного бытия и общественного сознания на уровне конкретных социальных институтов и социальных подсистем. Поэтому они являются теориями среднего уровня.

К специальным (частным) социологическим теориям  относятся такие отраслевые социологические теории, например, социология труда, образования, быта, досуга и др.

К числу теорий среднего уровня относятся:

1) те социологические концепции, которые разрабатываются на стыках наук (социология права, медицинская социология, экономическая социология, социология менеджмента и т. п.);

2) различные отрасли институциональной социологии – особого направления, связанного с исследованием устойчивых форм организации и регулирования общественной жизни (социология религии, социология образования, социология брака и семьи и т. п.);

3) социологические теории среднего уровня, связанные с изучением отдельных сфер общественной жизнедеятельности (аграрная социология, урбанистическая социология, социология чтения и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходным, эмпирическим уровнем системы социологического знания являются знания о социальном составе и социальной структуре общества, т.е. о классах, больших и малых социальных, профессиональных и демографических группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений. Исследования на этом уровне проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т. д. Главное в конкретных социологических исследованиях — получить объективную информацию о том, что происходит в обществе, какой-то его сфере, и как это воспринимается людьми.

Теоретический уровень системы социологического знания составляют научные представления, взгляды, теории, относящиеся к политической социологии. Здесь внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп в системе политических отношений. Важнейшими элементами этого уровня системы социологического знания являются научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов — государства, права, церкви, науки, культуры, семьи и т. п.

Кроме этого  выделяют уровень специальных социологических  концепций, которые характеризуются  как частные.

Специальные социологические  концепции касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательный ракурс намного уже, чем у общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. Здесь исследуются специальные проблемы социально-экономических отношений (например, социология купли-продажи), а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, социология здравоохранения и т. п. Специальные социологические теории направлены на решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего.

 

Библиографический список:

Информация о работе Структура социологического знания