Структура теоретической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Традиционно общая социология развивала две теории: теорию социальных структур и теорию социального развития (теорию изменения). Первая исследует составные элементы и основы строения различных групп и общностей. Например, это теория стратификации, которая изучает явления внутреннего единства групп, а также силы и факторы, ведущие к их распаду. Вторая, теория изменений, состоит из теории социального прогресса и различных концепций, изучающих регресс. Примерами таких теорий являются различные западные концепции футурологов.

Файлы: 1 файл

1 Структура теоретической социологии.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

1 Структура теоретической социологии

 

Теоретическая социология – социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания.

Предмет ее исследования – общество в целом со всеми его законами развития и функционирования. Теория и законы, сформулированные в ней, показывают основные и необходимые связи, существующие между главными компонентами общества. Теоретическая социология рассматривает существующие социальные явления как элементы социальной целостности. Она формирует основные методологические установки для изучения разных социальных явлений и процессов, которые в дальнейшем находят свою конкретизацию на уровне специальных социологических теорий. Ценность общей социологической теории заключается в том, что благодаря ей можно соотнести отдельные социальные явления и процессы с социальным целым, в результате чего появляется возможность научно объяснить их, рассмотреть их генезис, структуру и функции [7, с. 65].

Традиционно общая  социология развивала две теории: теорию социальных структур и теорию социального развития (теорию изменения). Первая исследует составные элементы и основы строения различных групп и общностей. Например, это теория стратификации, которая изучает явления внутреннего единства групп, а также силы и факторы, ведущие к их распаду. Вторая, теория изменений, состоит из теории социального прогресса и различных концепций, изучающих регресс. Примерами таких теорий являются различные западные концепции футурологов.

Теоретическая социология занимается также и разработкой основного понятийного аппарата, необходимого для изучения общества и который использует конкретная социология. Вот основные категории, которыми оперирует социолог-теоретик: социальная общность, социальная группа, человеческая личность, социальный контроль, социальные институты и т.п.

Надо отметить, что до недавнего времени теоретическая  социология в советской литературе отождествлялась с историческим материализмом, который трактовался  как теория взаимодействия сфер общественной жизни. В настоящее время появились новые подходы [1, с. 48].

В современной  социологии сосуществуют три подхода  к структуре данной науки.

Содержательный  подход предполагает обязательность наличия  трех основных взаимосвязанных компонентов:

1) эмпирии, т.  е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;

2) теории –  совокупности суждений, взглядов, моделей,  гипотез, объясняющих процессы  развития социальной системы  в целом и ее элементов;

3) методологии  – системы принципов, лежащих  в основе накопления, построения  и применения социологического  знания. Второй подход – целевой.  Фундаментальная социология (базовая,  академическая) ориентирована на  прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта

Третий подход – масштабный – делит науку  на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Основные проблемы современной социологии выживание  человечества и обновление цивилизации, поднятие её на более высокую ступень  развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности [3, с. 32].

Социология  наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Система социологического знания имеет свою специфическую  структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.

а) Первый или  высший социологический уровень – это общесоциологическая теория.

б) Второй или  средний уровень – это специальные (частные) социологические теории.

в) Третий, или  низший уровень – это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

Первый социологический  уровень представляет собой общесоциологическую  теорию, которая охватывает наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человек. В таком контексте социология может рассматриваться как теоретико-методологическая база не только второго и третьего уровней социологических исследований, но и как методология других гуманитарных и социальных наук.

Общесоциологическая теория дает представление об обществе как о целостном организме, системе  его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно – классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития.

К основным из них  относят следующие. Социокультурный подход (или теория культурно-исторических типов), при котором основным в тенденциях развития общества признается существование в нем различных культур, своеобразно проходящих общие этапы в своем развитии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.) [6, с. 71].

Формационный  подход, предлагающий единый путь развития для всех народов через смену  общественно-экономических формаций, определяемых способом производства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

Цивилизационный подход, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в данный исторический период развития. Этот подход объединяет целую группу концепций: от теории индустриального общества до теории конвергенции.

Важно осознать, что каждый из предложенных подходов в определенной степени ограничен, имеет как свои достоинства, так  и недостатки. Однако в совокупности они отражают ряд наиболее общих  закономерностей общественного  развития, «работающих» в тех или иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно отражающих разнообразные стороны жизни общества. В сложном переплетении и взаимодействии этих закономерностей отражена многогранная палитра процессов и явлений, протекающих в любом обществе, что позволяет опираться на них как на методологическую базу при исследовании социальной жизни в нашем обществе.

Концепции, выдвигаемые  на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При  этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс.

Задача теории этого уровня – раскрытие универсальных  закономерностей данной области, обоснование  наиболее общих принципов [5, с. 68].

Второй, или средний уровень  социологических знаний – специальные (частные) социологические теории – методологическая основа – общесоциологическая теория. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально – структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая информация, которая «снимается» на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические теории, кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам, социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий.

Теории, изучающие  законы развития и воспроизводства  отдельных социальных общностей. К  ним относятся социология города, села, этносоциология и др.

Отраслевые  социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности  социальных общностей в отдельных сферах. Это – социология труда, экономическая социология, социология быта, социология образования, социология досуга и др.

Теории, анализирующие  отдельные элементы социального  механизма. К ним, в частности, относятся  теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности и т.д.

Специальные социологические  теории конкретизируют положения общей  теории, осуществляя переход от общих  концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевиденья, то следует переходить от общих понятий общественного сознания, духовной жизни к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, ее интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворённость; разрабатывать систему показателей, а затем и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воздействия на индивидов. При этом необходимо также иметь представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дают специальное знание о социальной структуре. Нужно знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

Среди социологических  теорий среднего уровня наибольший интерес, могут представлять следующие: социология управления, исследующая социальные основы управленческой деятельности и  управленческих отношений; социология труда, рассматривающая труд как  основной социальный процесс в жизни общества; социология организаций - наука о закономерностях построения, функционирования и развития организаций; социология образования, изучающая систему образования как социальный институт; социология воспитания - наука о влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды; социология семьи - исследующая закономерности функционирования этого важного социального института; социология свободного времени - отрасль знаний о деятельности, социальных отношений и ориентации людей в сфере досуга; социология молодёжи и социология личности - теории о закономерностях социального поведения этих субъектов социальных отношений.

Самого пристального внимания заслуживает изучение процессов  социализации и адаптации человека, т.е. важнейших социальных процессов, в себе целую систему взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умений вырабатывать тактику индивидуального адаптивного поведения в жизни позволят оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь опасных в наш динамичный век стрессов и нагрузок.

Такие теории призваны обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. [2, с. 54-55].

Все теории среднего уровня можно разделить на три  группы:

1) теории социальных  институтов (социального государства,  политических партий);

2) теории социальных  общностей (теория социальной стратификации, этносоциология, социология малых групп);

3) теории специализированных  социальных процессов (теории  конфликтов, девиантного поведения).

Третий уровень  социологической системы знания - конкретно-социологические (эмпирические) исследования социальных факторов, т.е. теория, методика и техника конкретно-социологического анализа. На этом уровне осуществляется измерение конкретных социальных процессов и явлений на основе тех подходов, принципов, показатели, которые дают общесоциологическая и специальные социологические теории. Иногда этот уровень называют эмпирическими исследованиями, но это не совсем точно, ибо здесь также присутствует своя теория, в частности теория измерения. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей. Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяет не только проверять в конкретных условиях действия тех или закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных факторов определять тенденции в социальных процессах, выявлять проблемы, форматировать гипотезы и намечать программы будущих социологических исследований.

Существует  много видов конкретно-социологических  исследований. Они различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени  действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д. По целям все социологические исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели и задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социальных процессов, решения разнообразных практических задач жизнедеятельности общества.

Важно подчеркнуть, что специальные социальные теории и конкретно-социологические (эмпирические) исследования носят более выраженный прикладной характер, нежели общесоциологическая теория [4, с. 49].

Выделение уровней  социологии носит весьма условный характер. По сути, все они едины и находятся  в тесном взаимодействии. Они как  бы взаимодополняют друг друга, образуя  единую систему социологического знания. Проявляется это, прежде всего в раскрытии научно-методических основ социологического исследования в системе принципов, законов и категорий, концепции социальных отношений, теоретически обобщающей практически всё многообразие конкретных эмпирических проявлений этих отношений.

Информация о работе Структура теоретической социологии