Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 09:52, реферат
Актуальность данной темы обусловлена следующим.
Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие.
Авторитетные семьи имеют небольшой удельный вес в студенческой среде. Авторитарные семьи в сильной степени направлены на удовлетворение только семейных интересов. Все женщины в этих семьях и 66,7 % мужей считают свой брак удачным. Стабильность и групповая замкнутость - вот характерные признаки этих семей.
Семьи анархического типа разобщены и нестабильны, внесемейные цели преобладают и у мужчин и у женщин. Треть мужей и половина жен считают свой брак неудачным. Свой выбор повторили бы только треть мужчин и 16,7 % женщин.
Среди неопределившегося типа студенческих семей (это каждая десятая супружеская пара) более 80 % считают свой брак удачным, однако вступили бы снова в этот брак без колебаний лишь 46 %. Для сплоченности им не хватает большей ориентации жен на семью, на выполнение репродуктивной и воспитательной функции.
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
2.1. Учеба и семья
Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны. В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?
Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и тому подобное).
Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. Потребность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.
Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и другое. В силу этого семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.
В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе. Есть другие факторы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - первична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту зачисления абитуриентов в высшее учебное заведение. Только благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и профессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его будущей профессии, каких знаний, умений, навыков и способностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нужных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учились в заочных школах при вузе, регулярно участвовали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики будущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.
Понятно, что для становления студента как специалиста нужны соответствующие предпосылки, основными индикаторами которых могут быть профессиональная направленность и соответствующая довузовская подготовка молодежи. Обычно под профессиональной направленностью подразумевают положительное отношение, интерес к профессии, склонность заниматься ею. В понятие направленности также включают потребности, эмоции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеждения. Если довузовская подготовка отвечает требованиям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реализации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, способностей, навыков, отвечающих требованиям избранной профессии. Успех освоения профессии будет зависеть от того, насколько у студента разовьется потребность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утрачены для общества как квалифицированные специалисты. В процессе учебы под влиянием различных факторов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое значение имеет психолого-педагогическая атмосфера учебного заведения, качество преподавания, материально-техническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.
Однако приходится констатировать, что сегодня содержанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования.
Серьезные претензии студенты предъявляют и к преподавателям учебных заведений. Многие из опрошенных отмечали некомпетентность, неграмотность некоторых преподавателей, их профессиональное несоответствие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, превращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское образование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремонность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отношение к тем, кто имеет влиятельных родственников. В таких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что повысить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, разумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при распределении на работу в зависимости от качества полученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной техникой, хорошими учебниками и научной литературой.
Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими благами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный специалист вправе рассчитывать на соответствующее вознаграждение со стороны общества.
У семейных студентов мы предполагали выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом мы исходили из того, что семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах студентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семейных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Предположение, что семейная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несемейных студентов обнаружить не удалось. Было получено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу опрошенных):
В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимулирующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако существует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - наличие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % замужних студенток отмечают, что семейные дела, сложности, связанные с уходом за ребенком (если им заниматься добросовестно), отнимают много сил, времени и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как среди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в отсев по неуспеваемости попадают чаще всего те студентки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.
Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.
Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Однако последняя заметно мешает учебе женщин из семей анархического типа, где есть ребенок. Как правило, эти женщины оказываются в неблагоприятных условиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «семейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Среди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего также являются «анархисты». Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятельности наблюдаются в семьях демократического типа (напомним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».
На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социальных преобразовании становление специалиста прочно связывается с формированием у студента качеств исследователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельности. Все студенты (особенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. Более того, материальная заинтересованность может стать решающим фактором в вовлечении более широкого круга студентов в научно-исследовательскую работу. Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-исследовательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследовательской работой занимаются сегодня лишь немногие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % мужчин).
В жизни студенчества традиционной является общественная работа. Студенту она позволяет развить организаторские способности, дает навыки межличностного общения и поведения в условиях коллектива. В работе общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки ценностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой молодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культпоходах и экскурсиях, 28,9 % - в дискуссионных политических клубах и клубах по интересам. Наблюдается некоторый рост активности и заинтересованности студентов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на комсомольских и групповых собраниях по проблемам учебно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их труда и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столовых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руководителей факультета и преподавателей (11,9 %.).
Занятость студенчества общественной работой значительна. У семейных студентов она даже несколько выше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных студентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходимости, в силу своего социального положения или вынужденно, в связи с давлением общественных организаций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и маленький ребенок являются причиной неучастия в общественной работе в два-три раза реже, чем отсутствие желания и интересных дел. Конечно, для замужних студенток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на отсутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имеющие детей. Таким образом, не семья является главной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обществом сил и энергии молодого поколения.
Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной заинтересованности студенчества в преобразовании нашего общества.
Воспроизвести социально
активного и творчески
2.2. Проблемы
студенческой семьи и их