Субъективистские теории. «Понимающая социология» М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 17:41, контрольная работа

Описание работы

В богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социальных действий как движущих факторов развития общества. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося социолога М. Вебера (1864 - 1920), которого по праву считают не только одним из родоначальников социологии, но и основоположником целого её направления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Субъективистские теории. «Понимающая социология» М. Вебера……..…..4
2. Образование как социальный институт…………………………………….…..9
Заключение……………………………………………………………………...…14
Список использованной литературы……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

социология вариант 5.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Подготовка к самостоятельной  жизни сегодня, не только более продолжительное, чем в традиционном обществе, но и дорогостоящее мероприятие. Дать полноценное образование всем желающим, то есть представителям всех социальных слоев, человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого материальные ресурсы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени.

Если учитывать все  расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до трети национального дохода. Раньше ничего подобного не было: в традиционном обществе обучение происходило стихийно (старшие передавали знания младшим в семье), только единицы имели возможность посещать специальные учреждения - школы, лицеи, гимназии, университеты. По завершении процесса обучения индивид получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.

Наиболее важная задача, выполняемая институтом образования  в современном обществе - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре  общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

Система образования  как институт включает следующие компоненты:

- органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

- сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;

- творческие союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения;

- учреждения инфраструктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.;

- образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности;

- учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

- периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие людей  по поводу обучения, свидетельствует  о том, что образование является социальным институтом. Наука наряду с образованием «может рассматриваться как общественный макроинститут (наряду с такими макроинституциональными образованиями, как государство, право, семья, экономика, здравоохранение и др.).

К функциям образования относят:

- передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространение культуры;

- генерирование и хранение культуры общества;

- социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в общество;

- определение статуса личности;

- социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

- обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

- создание базы знаний для последующего непрерывно го образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.)

- социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

- социальный контроль.

В социологии существует понятие формального и неформального  образования. Сам термин «Формальное  образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных  учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, определяющему объем получаемых знаний. Обучение определенным навыкам и действиям должно соответствовать:

а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе;

б) нормативным требованиям  исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что функционирование системы формального образования определяется в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль.

Под «неформальным образованием» понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную и второстепенную роль. Поэтому, затрагивая социологические проблемы образования, чаще всего имеется ввиду формальное образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив предложенную тему, можно сделать выводы о том, что от уровня образования напрямую зависит качество подготовки трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики в целом.

Качественное образование  выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в  целом. Благодаря ему, индивид может  надеяться сделать неплохую карьеру  в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.

Образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств. В развивающихся странах расходы на образование ниже в десятки раз, причем разрыв с каждым годом возрастает. За счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. По существу, и это уже признано экспертами, инвестиции в развитие образования представляют собой вложения средств в наиболее окупаемую сферу.

Наиболее выгодный объект для капиталовложений, по мнению специалистов, - система образования для молодежи. Причем больше для молодых женщин, нежели для мужчин. Дело в том, что, даже если женщины останутся домохозяйками и никогда не выйдут на рынок труда, именно матери, а не отцы, играют решающую роль в воспитании детей, а это - фундамент будущего процветания страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков  В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.  Социология: Учебник - Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2010.- 512 с.: ил;

2.Кравченко А. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2010.-640 с.: ил;

3.Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2010. - 70 с.;

4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 2011. - 384с.;

5. Шереги Ф. Э., Харчева  В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. - М.: Юристь, 200.- 287 с.




Информация о работе Субъективистские теории. «Понимающая социология» М. Вебера