Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:22, контрольная работа
Политика, представленная как совокупность политических от¬ношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму. Политическое отношение предполагает как минимум двух субъ¬ектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.
1. Введение……………………………………….…………………….…....стр.3
2. Человек и политика…………………………………………………….....стр.4
3. Понятие элиты, и ее типология……………………………………........стр.6
4. Политические лидерства…………………..…………………………….стр.7
5. Функции лидеров………….…………………………………………….стр.12
6. Заключение………………………………………………………………стр.13
7. Список использованной литературы…………………………………..стр.13
Дальнейшим
развитием ситуационного
И эта теория имеет своих критиков. Ее оппоненты с полным основанием отмечают, что ситуационизм рассматривает индивида как пустой ящик, который заполняется обществом. Английский ученый Е. Дженнингс, критикуя это направление за игнорирование личности, отмечает: "Великие события - всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как повернуть ее для своей пользы".
Недостатки обеих теорий привели к появлению третьей: личностно-ситуативной теории. В 1952 г. американские ученые Г. Герт и С. Миллз выделили четыре фактора, которые необходимо брать во внимание при рассмотрении феномена лидерства:
-черты и мотивы лидера как человека;
-образ лидера и мотивы, которые существуют в сознании его последователей и побуждают их следовать за ним;
-характеристика роли лидера;
институциональный
контекст, то есть официальные и
правовые параметры, в которых лидер
работает. Ряд исследователей на основе
данного подхода начал
В настоящее время продолжаются поиски концепции, позволяющей учесть влияния всех факторов. Интегративная теория лидерства исходит из того, что лидерство - многогранное понятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внимание:
-характер самого лидера;
-свойства его конституентов (приверженцев, избирателей и т.д.);
-их взаимосвязь;
-конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется (М. Херманн).
Наряду с
перечисленными направлениями существует
также типология, сторонники которой
анализируют стили лидерства, сводя
их к авторитарному и
Авторитарному лидерству обычно приписывают такие черты: все указания даются по-деловому, коротко, лаконично и командным языком. Похвала и порицание - субъективные, авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет цели группы и способы их достижения. Главное оружие такого лидера - требовательность, угроза кары и, соответственно, чувство страха у подчиненных - пассивных исполнителей воли лидера.
Демократичному стилю лидерства свойственны дружелюбие и терпимость лидера в отношении к своим подчиненным. Все указания имеют форму предложений, высказываются в дружеском тоне. Демократический стиль лидерства направлен не на унижение подчиненных, а, наоборот, на пробуждение в них чувства достоинства.
Подобные лидеры с уважением относятся к членам группы, их оценка успехов или неудач объективна. В группе создается атмосфера сотрудничества, ответственность разделена между всеми членами группы. Этот тип лидерства оптимален с точки зрения как социальных конфликтов, так и конфликтов в малых группах.
Разница этих основных типов лидерства общепринята в социологической литературе. Однако жизнь богаче и сложнее любой схемы, и в повседневности встречаются соединения обоих типов.
В социологической и политологической литературе разделяют также "формальное" и "неформальное" лидерства. "Формальный лидер" занимает определенный пост в соответствии с установленными "правилами игры" и выполняет функции, связанные с его местом в служебной иерархии. "Неформальный лидер" - результат личных отношений участников. Конечно, каждому известна ситуация, когда мнение одного из подчиненных более весомо и авторитетно, чем руководителя группы. Эти виды либо дополняют один другого и соединяются в личности авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт. Кроме названных, существуют и другие направления в исследовании лидерства. В качестве дополнения к уже существующим появляются с течением времени новые. Одной из наиболее признанных концепций является типология лидерства, предложенная М. Вебером. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и добиваться послушания", он различает три его основные разновидности. Традиционное лидерство основано на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти законно становится царем, королем, императором).
Рационально-легальное или бюрократическое лидерство базируется на вере в законность существующего порядка. В нем лидер - чиновник - выступает не как индивидуальность, от которой исходит власть, а как агент определенной государственной функции, необходимой для поддержания целостности социальной системы.
И, наконец, харизматическое лидерство, основанное на вере в богоизбранность или исключительные качества конкретной личности. Харизма позволяет лидеру увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Лидерство в этом случае не опирается на закон или традицию.
Понятие "харизма" взято М. Вебером из раннехристианской литературы и означает "боговдохновение". Этот термин означает индивида, который выделяется из среды обычных людей и владеет если не сверхчеловеческими, то, во всяком случае, исключительными способностями. При этом не так уж важно, действительно ли его способности настолько необычны, главное, чтобы такими их видели его последователи, настолько фанатично преданные лидеру, что любые сомнения в его выдающихся качествах рассматривается как святотатство.
Хотя харизматическое лидерство существовало на всех этапах человеческого общества, и стремление обожествлять земных лидеров сопровождало всю историю человечества, XX столетие вывело на авансцену целую плеяду подобных лидеров. Гитлер, Сталин, Муссолини, Мао Цзе Дун, Ким Ир Сен, Пол Пот - мрачные персонажи исторических событий. Их судьбы, их деяния, механизм достижения власти стали объектом пристального внимания писателей и ученых. Проблемы культа национального лидера в тоталитарных обществах анализирует в своей работе "Фашизм. Тоталитарное государство" первый президент Болгарии Желю Желев. Облик вождя, отмечает он, создается с помощью огромной пропагандистской машины. Вождю приписываются сверхъестественные свойства, которыми один человек физически не может обладать, кроме того, некоторые достоинства, которыми наделяется лидер, взаимоисключают друг друга. Й Гитлер, и Сталин представлялись соотечественниками как "друг природы", "знаток искусства", "дорогой товарищ", "друг рабочих", "друг молодежи", "друг спортсменов" и т.д. Поклонение вождю со временем перерастает в дикарское идолопоклонство, которое не знает границ. Может сложиться впечатление, что харизматический лидер - обязательно злодей. Это не так. В XX столетии наряду с "негативными" героями, огромное влияние на судьбы своих стран (и на весь остальной мир) оказали общественно-политические лидеры, которые не занимали официальных постов, но имели огромный авторитет в глазах нации или ее части. Это Махатма Ганди (Индия) и Мартин Лютер Кинг (США).
В реальной политической
практике, "чистые" типы Политических
лидеров существуют редко. Наиболее
распространенное в демократических
системах рационально-легальное
Функции лидеров.
Пристальное внимание к проблеме лидерства объяснимо, ибо в обществе лидер выполняет ряд жизненно важных для него функций. Важнейшая из них - интегративная, смысл которой - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи общих ценностей.
Политический лидер не только провозглашает программу, но и предлагает механизм ее осуществления. В этом суть инструменталистской функции лидера. Выполнение разработанных программ требует от лидера мобилизации сторонников для достижения поставленной цели. Мобилизация населения может достигаться как путем использования народного энтузиазма, так и при помощи создания экономических стимулов.
Мобилизационная функция особенно важна в периоды радикальных общественных перемен.
В странах с высоким уровнем зависимости личности от власти на лидера возложена функция социального арбитража и патронажа.
Заключение
Исследования проблемы лидерства продолжаются и в настоящее время. Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, теории лидерства в их совокупности, казалось бы, охватывают все стороны явления: личность лидера, картину - социальную, персональную - его становления, типы лидерства, взаимосвязь лидера и тех, кого он ведет, мотивы, установки, поведение тех, кого ведут, ситуации, в которых осуществляется лидерство. А с другой - существующие теории оказываются бессильными, как только дело доходит до практики. Они плохо представляют появление лидера, не могут ответить на вопросы, какой лидер был бы оптимальным для данной страны, для данного времени. И меньше всего они влияют на реальный политический процесс.
Для каждого вида политических отношений характерна своя форма бытия, которая выражается в социальных нормах и принципах. Они делятся на политико-правовые (законы, декреты, подзаконные акты, международные договоры и проч.), политико-нравственные (обычаи, традиции, политес и т.п.) и политико-религиозные (например шариат). Через эти нормы, особенно правовые, выражается политика, в рамках этих норм функционируют политические субъекты.
Литература:
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
1) Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М., 1998.
2) Политология. Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1997.
3) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.- М., 1995.
4) Кернаценский М.В., Шатина Н.В. Основы социологии и политологии.- М., 2002 г.