Супервизорство в подготовки специалистов в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:17, реферат

Описание работы

В зарубежных системах совершенствования профессиональных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы. В России пока супервизорство не получило широкого развития. Однако оно заслуживает серьёзного внимания, т. к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может оказаться очень результативным.

Файлы: 1 файл

су.docx

— 23.55 Кб (Скачать файл)

Самостоятельная работа на тему:

«Супервизорство в подготовки специалистов в социальной работе».

В зарубежных системах совершенствования профессиональных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы. В России пока супервизорство не получило широкого развития. Однако оно заслуживает серьёзного внимания, т. к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может оказаться очень результативным.

Действенный отпечаток на процесс «развития» молодого специалиста накладывает не только его собственный практический опыт работы с клиентом, но, в особенности, знания и умения, приобретённые им в результате сотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, способным помочь разобраться в затруднительной ситуации, научить использовать новые эффективные методы и технологии работы. Такого рода процесс «научения» в отечественной литературе традиционно называется наставничеством.

На Западе же подобное явление именуется супервизорством. Оно включает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система формирования профессионально грамотного специалиста.

Супервизорство – новое для России направление работы с профессионалом, целью которого является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение квалификации и повышение степени удовлетворенности собственной работой. Предметом супервизии выступает анализ осознаваемыхи неосознаваемых потенциальных возможностей специалиста.

В нашей стране супервизорский институт только начинает развиваться, отдается предпочтение групповой супервизии,а индивидуальные супервизии в проекте. Впервые в октябре 2001 г. в Областном центре психолого-педагогической помощи населению комитета социальной защиты населения администрации Пермской области состоялся областной семинар «Супервизорство в учреждениях социального обслуживания семьи и детей»,на котором были положено начало формирования супервизорствав России и обсуждены «срочные меры по формирования института супервизорства в России». Во-первых, – это внести соответствующие коррективы в штатные расписания организаций в системе социального обслуживания, т. е. ввести должности супервизора (наставника). Во-вторых, через систему курсов начать подготовку таких специалистов на начальном этапе из числа ныне практикующих, наиболее опытных специалистов по социальной работе, а в дальнейшем организовать соответствующую специализацию на факультетах социальной работы (преимущественно на вечерних и заочных отделениях) на базе специализации по управлению. Конечно, организация такого учебного процесса потребует дополнительных усилий, качественно новое научное и методическое обеспечение.

Супервизорство же является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе. Основными обязанностями социального работника-супервизора на западе являются:

1. Способствовать  повышению квалификации персонала,  уровня его знаний, навыков и умений (образовательная функция); отслеживать новую информацию и делиться ею с персоналом (выполнение функции консультирования).

2. Улаживание  конфликтов в поведении, профилактика стрессов, организация досуга, корпоративных мероприятий, открытие комнат снятия стрессов (поддерживающая функция).

3. Подбор и расстановка кадров; планировании социальной работы; подбор «команд»; распределение обязанностей между членами команды; мониторинг; контроль; оценка качества работы социального работника; координация работу между командами; организация внешних связей команд с другими организациями или органами власти; сотрудничество с другими супервизорами; выполнение роли административного буфера (улаживание конфликта между клиентом и специалистом); защита профессиональных интересов подопечных ему социальных работников, т. е. выполнение роли посредника между специалистом по социальной работе и руководством органов социального обеспечения (контрольная функция).

Таким образом, супервизорство представляет собой технологию, включающую в себя подготовку социального работника, его последующий профессиональный рост и профилактику профессиональных рисков.

Социальная  работа признана одним из специфических видов профессиональной деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим его к стрессовым ситуациям.

Среди многих стрессогенными факторами в профессиональной социальной работе являются постоянно повышенная эмоциональная нагрузка; необходимость действовать в непредсказуемых ситуациях; неуверенность в конечном положительном результате своих действий; повышенная ответственность не только за свои поступки, но и за действия других; чувство отчаяния от невозможности решить проблему своего подопечного.

Предстрессовые состояния социальных работников характеризуются отчуждением от работы специалиста; рассмотрением работы с точки зрения пессимизма; разочарованием в работе; довольно частыми обращениями за помощью к другим специалистам, т. к. считает себя беспомощным в решении проблемы клиента; отношением к клиентам жёстко, бюрократично, механически, педантично и формально.

А супервизия в свою очередь даёт возможность специалисту проанализировать вопросы, касающиеся практической работы, с более опытным специалистом, выступающим в роли супервизора.

Супервизия помогает специалисту совершенствовать свои профессиональные знания и умения. Она является также инструментом совершенствования профессиональной деятельностии повышения уровня специалиста. Одновременно обеспечивается повышение уровня услуг организации социальной службы. Супервизия основана на взаимодействии и сотрудничестве супервизора и специалиста.

Говоря о супервизии, осуществляемой в команде «супервизор-специалист-клиент», следует отметить, что социальные работники – специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. Несомненно, действия опытного супервизора помогают начинающему специалисту видеть, осознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и своё профессиональное поведение.

Также стоит  отметить, что в профессиональной деятельности социальный работник зачастую может встретиться с такими негативными факторами, как профессиональный риск (возможная опасность профессии), профессиональный стресс, синдром «эмоционального сгорания», с которыми он порой не в силах справиться самостоятельно. В таких ситуациях важна квалифицированная помощь супервизора, который в силу своих качеств – профессионализма, опытности – сможет указать верные пути решения и поможет разобраться в сложившейся проблеме.

Если же говорить о супервизии, которая осуществляется в команде«супервизор- преподаватель (руководитель практики от кафедры)»,можно отметить, т. к. большая часть супервизионного процесса в ВУЗах реализуется именно в процессе прохождения студентами практики, то планомерный процесс супервизии является основным инструментом поддержки студентов во время прохождения ими в учреждениях социальной сферы практической подготовки, которая является важной стороной учебного процесса.

Таким образом, наиболее сложной характеристикой, которой должен обладать супервизор, является способность одновременно в процессе работы видеть перспективы, иметь в виду проблемы клиента, с которыми пришёл социальный работник, и самого социального работника, не теряя из фокуса внимания собственный внутренний процесс и взаимодействие с клиентом здесь и сейчас.

Сегодня нет  однозначного ответа на вопрос, должны ли супервизори социальный работник работать в одном стиле. Но обоим следует иметь много общего в языке и ценностях, чтобы понимать друг друга и вместе сотрудничать. Супервизорство позволяет оглянуться назади оценить происходившее, даёт шанс молодому профессионалу найти новые возможности, открыть для себя новые знания, которые возникают в наиболее сложных ситуациях и получить поддержку со стороны.

 

 

 

 

Супервизорство является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе. В русском языке такого понятия нет. В буквальном переводе это слово означает «надзор». Однако русское понятие «надзор» в современном смысловом варианте не соответствует содержанию английского слова «supervision». Отечественные ученые считают, что в теорию и практику российской социальной работы необходимо ввести понятие «супервизорство», а также «супервизор» как профессиональный неологизм. Наиболее близким по содержанию в русском языке понятию «супервизор» является понятие «наставник», которое часто употреблялось в прежние годы применительно к процессу воспитания. В большинстве случаев эта работа воспринималась как общественная. Хотя раньше были, да и сейчас существуют наставникипрофессионалы для определенных видов профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском для здоровья. Например, на флоте – капитаннаставник.

Необходимость супервизорства в социальной работе обусловлена рядом объективных и субъективных факторов.

Как известно, социальная работа признана одним из специфических  видов деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальный работник подвержен многим профессиональным рискам, часто приводящим к стрессовым ситуациям. Факторами  стресса в социальной работе являются эмоциональная нагрузка, необходимость  действовать в непредсказуемой  ситуации, неуверенность в конечном результате своих действий, чувство  отчаяния от невозможности решить проблему клиента. К этим объективным факторам могут добавиться субъективные, такие  как обостренное чувство ответственности  за себя и других, очень глубокое сопереживание, нонконформизм.

Состояние стресса  может быть длительным и привести к срыву, отражаясь на поведении  специалиста и его здоровье. Эти  случаи нередки и они достаточно подробно описаны в зарубежной литературе. Специалист, находящийся в таком  состоянии, с трудом идет на работу, быстро устает, уклоняется от привычных  дел, становится безразличным к нуждам подопечных. Его отношение к клиентам может стать жестким, бюрократичным, педантичным и формальным.

Как показывает опыт зарубежных стран, для решения  такого рода проблем нужен особый специалист – супервизор. В зарубежной практике супервизорство стало незаменимым элементом коллективной или «командной» профессии социального работника, инструментом профессионализма и эффективности работы.

За рубежом  основные должностные обязанности  супервизора имеют четко очерченные функции.

1.      Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального работника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует, консультирует, предлагает новые методики и технологии.

2.      Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку социального работника, попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников поддержания жизненного тонуса специалиста.

3.      Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не только на начальном этапе становления профессионала. Нужда в ней не отпадает и в дальнейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества социального обслуживания. Как правило, круг административных обязанностей супервизора ограничен следующими видами деятельности: а) подбор и расстановка кадров; б) планирование работы; в) подбор «команд»; г) распределение обязанностей внутри команды; д)контроль и оценка качества работы; е) координация работы между «командами»; ж) организация внешней связи «команды; з) улаживание конфликтов между социальным работником и клиентом; и) защита профессиональных интересов социальных работников, то есть посредничество между работниками и руководством органов социальных служб. В зарубежных изданиях отмечается, что административная функция супервизора вызывает наибольшие проблемы, связанные с этическими моментами профессиональной деятельности социального работника. Как видно из предложенного выше перечня, у супервизора в этой части работы специфические задачи, вступающие порой в противоречие с ценностями и нравственными ориентирами профессии. За рубежом институт супервизоров развит и в системе высшего и среднего профессионального образования в области социальной работы. Как известно большая часть подготовки специалистов приходится на работу «в поле», то есть на практическое освоение умений и навыков. Преподаватели практики действуют в основном как супервизоры, выполняя функции наставников профессионалов. Конечно, их основная функция – педагогическая, однако, прежде всего, они – профессионалы в практической социальной работе. И их действия с самого начала ориентированы на сотворчество со студентами, на то, чтобы привить им любовь к профессии, потребность работать в «команде». По мнению отечественных ученых, супервизорство в зарубежной системе подготовки специалистов по социальной работе заслуживает самого пристального внимания организаторов обучения социальных работников в России.

 

Литература:

Информация о работе Супервизорство в подготовки специалистов в социальной работе