Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:03, доклад
Идеология – от греческого идея, представление, и слово, учение – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определённых слоёв общества и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.
Впервые термин идеология ввел в обиход французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси в 1801 г. в своем произведении «Элементы идеологии» для анализа ощущений и идей.
№1 Сущность и роль идеологии в обществе
Идеология – от греческого идея, представление, и слово, учение – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определённых слоёв общества и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.
Впервые термин идеология ввел в обиход французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси в 1801 г. в своем произведении «Элементы идеологии» для анализа ощущений и идей.
В этот период идеология выступает своеобразным философским течением. Во время правления Наполеона из-за того, что некоторые философы заняли по отношению к нему и его реформам враждебную позицию, французский император и его приближенные стали называть «идеологами» или «доктринерами» лиц, чьи взгляды были оторваны от практических проблем общественной жизни и реальной политики. Именно в этот период идеология начинает переходить из философской дисциплины в ее нынешнее состояние, то есть в доктрину, более или менее лишенную объективного содержания и выражающую и защищающую интересы различных социальных сил.
В середине XIX века новый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В «Немецкой идеологии» (1845–1846 гг.), ряде других работ основоположники нового философского учения рассматривали идеологию как:
1) идеалистическую концепцию, в соответствии с которой мир является воплощением идей, мыслей, принципов;
2) характер мыслительного
процесса, когда его носители, не
осознавая зависимости своих
взглядов от материальных
3) создание такого
метода конструирования
В итоге, согласно марксизму,
реальная действительность во всем ее
многообразии, выражается идеологией
в искаженном, перевернутом виде, а
сама идеология оказывается
Как известно, Маркс и Энгельс не использовали понятие идеология для характеристики своих взглядов, которые они характеризовали как теорию научного социализма.
Еще одну точку зрения на идеологию высказал В. Парето (1848–1923), итальянский социолог и политэконом. В его интерпретации идеология существенно отличается от науки, и они не имеют между собой ничего общего. Если наука опирается на наблюдения и логическое осмысление, то идеология на чувства и веру. Определив, что чувства и вера являются важнейшими свойствами идеологии, Парето считает основной общественной функцией ее способность «убеждать, воздействовать на умы и заставлять действовать». Такое понимание идеологии в значительной степени определило и взгляды итальянского мыслителя на общество и общественную жизнь. Существует неравенство между людьми, но человеческое общество тем не менее существует и это происходит потому, что им управляют с помощью идеологии, избранные люди, человеческая элита. Получается, что функционирование общества в немалой степени зависит от умения элиты доводить свои убеждения, или идеологию, до сознания людей.
В начале XX века свое понимание идеологии высказал немецкий социолог К. Манхейм (1893–1947). Опираясь на заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. Под индивидуальной или частной идеологией подразумевается «совокупность представлений более или менее осмысляющих реальную действительность, истинное познание которой вступает в противоречие с интересами того, кто предлагает саму идеологию».
В более общем плане идеологией считается универсальное «видение мира» социальной группой или классом. В первом, то есть в индивидуальном плане анализ идеологии должен осуществляться в психологическом ракурсе, а во втором с социологических позиций. И в первом, и во втором случаях идеологией, по мнению немецкого мыслителя, является идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить и адаптировать ее себе. Немецкий мыслитель считает, что любая идеология защищает существующий строй и тот класс, который находится у власти. Ей противостоят взгляды оппозиционных и обездоленных слоев, выступающих со своими идеями, которые Манхейм называет утопическими и которые в случае прихода последних к власти автоматически превращаются в новую идеологию. Общим для Парето и Манхейма является противопоставление идеологии позитивным наукам. У Парето – это противопоставление идеологии науке, а у Манхейма идеологии – утопиям, то есть теориям, которые могут быть реализованы.
Самое обстоятельное
и аргументированное толкование
идеологии, ее сущности было дано основоположниками
марксизма и их последователями.
Они определяют идеологию как
систему взглядов и идей, с помощью
которых осмысливаются и
Говоря о формировании
идеологии, следует иметь в виду,
что она не возникает сама по себе
из повседневной жизни людей, а создается
обществоведами, политическими и
государственными деятелями. При этом
очень важно знать, что идеологические
концепции не обязательно создаются
представителями того класса или
социальной группы, чьи интересы они
выражают. Мировая история
Каждая влиятельная
идеология в своем развитии опирается
на предшествующие наработки, определенный
мыслительный материал, без которых
она просто не могла бы состояться.
В свою очередь, вновь возникающая
идеология, выступая по содержанию отражением
новых социальных условий, по форме
выражения своих целей
Идеологические воззрения проявляют себя в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, философских, эстетических взглядов.
Заключение
Идеология формирует и развивает сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые ценностные ориентиры и мировоззренческие позиции общества в целом.
Идеология обеспечивает
ценностное восприятие, осмысление, выражение
групповых и общественных политических
интересов, приучает к анализу социально-
Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации.
Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.
Таким образом, идеология
является неотъемлемой частью социальной
действительности, политического и
духовного бытия современного общества.
Она неоднозначна по содержанию, характеру,
формам проявления, но в своей сущности
является специфическим ориентационно-
Губерский Л.В. Научная идеология и личность.
Антанович. Старовойтова учебное пособие
Бабосов- основы идеологии