Сущность и роль идеологии в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:03, доклад

Описание работы

Идеология – от греческого идея, представление, и слово, учение – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определённых слоёв общества и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.
Впервые термин идеология ввел в обиход французский философ и экономист А.Л.К. Дестют де Траси в 1801 г. в своем произведении «Элементы идеологии» для анализа ощущений и идей.

Файлы: 1 файл

1 Сущность и роль идеологии в обществе.docx

— 23.99 Кб (Скачать файл)

№1 Сущность и роль идеологии  в обществе

 

Идеология –  от греческого идея, представление, и  слово, учение – это социально  значимая, теоретически оформленная  система идей, в которой отражаются интересы определённых слоёв общества и которая служит закреплению  или изменению общественных отношений.

Впервые термин идеология  ввел в обиход французский философ  и экономист А.Л.К. Дестют де Траси в 1801 г. в своем произведении «Элементы идеологии» для анализа ощущений и идей.

В этот период идеология  выступает своеобразным философским течением. Во время правления Наполеона из-за того, что некоторые философы заняли по отношению к нему и его реформам враждебную позицию, французский император и его приближенные стали называть «идеологами» или «доктринерами» лиц, чьи взгляды были оторваны от практических проблем общественной жизни и реальной политики. Именно в этот период идеология начинает переходить из философской дисциплины в ее нынешнее состояние, то есть в доктрину, более или менее лишенную объективного содержания и выражающую и защищающую интересы различных социальных сил.

В середине XIX века новый  подход к выяснению содержания и  общественного познания идеологии  был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В «Немецкой идеологии» (1845–1846 гг.), ряде других работ основоположники нового философского учения рассматривали идеологию как:

1) идеалистическую концепцию,  в соответствии с которой мир  является воплощением идей, мыслей, принципов;

2) характер мыслительного  процесса, когда его носители, не  осознавая зависимости своих  взглядов от материальных интересов,  определенных классов, систематически  воспроизводят иллюзии об абсолютной  самостоятельности общественных  целей;

3) создание такого  метода конструирования действительности, когда мнимая, воображаемая реальность, представляется как действительность.

В итоге, согласно марксизму, реальная действительность во всем ее многообразии, выражается идеологией в искаженном, перевернутом виде, а  сама идеология оказывается иллюзорным сознанием. Основополагающим в понимании  сущности идеологии, согласно марксизму, является ее понимание как определенной формы общественного сознания, опирающейся  на реальную материю и подчиняющейся  законам общественного развития. Хотя идеология обладает относительной  самостоятельностью по отношению к  происходящим в обществе процессам, но в целом ее сущность и социальная направленность определяется общественным бытием.

Как известно, Маркс и  Энгельс не использовали понятие  идеология для характеристики своих  взглядов, которые они характеризовали  как теорию научного социализма.

Еще одну точку зрения на идеологию высказал В. Парето (1848–1923), итальянский социолог и политэконом. В его интерпретации идеология существенно отличается от науки, и они не имеют между собой ничего общего. Если наука опирается на наблюдения и логическое осмысление, то идеология на чувства и веру. Определив, что чувства и вера являются важнейшими свойствами идеологии, Парето считает основной общественной функцией ее способность «убеждать, воздействовать на умы и заставлять действовать». Такое понимание идеологии в значительной степени определило и взгляды итальянского мыслителя на общество и общественную жизнь. Существует неравенство между людьми, но человеческое общество тем не менее существует и это происходит потому, что им управляют с помощью идеологии, избранные люди, человеческая элита. Получается, что функционирование общества в немалой степени зависит от умения элиты доводить свои убеждения, или идеологию, до сознания людей.

В начале XX века свое понимание  идеологии высказал немецкий социолог К. Манхейм (1893–1947). Опираясь на заимствованное у марксизма положение о зависимости общественного сознания от общественного бытия, идеологии от экономических отношений, он разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. Под индивидуальной или частной идеологией подразумевается «совокупность представлений более или менее осмысляющих реальную действительность, истинное познание которой вступает в противоречие с интересами того, кто предлагает саму идеологию».

В более общем плане  идеологией считается универсальное  «видение мира» социальной группой  или классом. В первом, то есть в  индивидуальном плане анализ идеологии  должен осуществляться в психологическом  ракурсе, а во втором с социологических  позиций. И в первом, и во втором случаях идеологией, по мнению немецкого  мыслителя, является идея, которая способна врасти в ситуацию, подчинить и  адаптировать ее себе. Немецкий мыслитель  считает, что любая идеология  защищает существующий строй и тот  класс, который находится у власти. Ей противостоят взгляды оппозиционных  и обездоленных слоев, выступающих  со своими идеями, которые Манхейм  называет утопическими и которые  в случае прихода последних к  власти автоматически превращаются в новую идеологию. Общим для  Парето и Манхейма является противопоставление идеологии позитивным наукам. У Парето – это противопоставление идеологии  науке, а у Манхейма идеологии  – утопиям, то есть теориям, которые  могут быть реализованы.

Самое обстоятельное  и аргументированное толкование идеологии, ее сущности было дано основоположниками  марксизма и их последователями. Они определяют идеологию как  систему взглядов и идей, с помощью  которых осмысливаются и оцениваются  отношения и связи людей с  действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а  также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся  в закреплении или изменении  существующих общественных отношений. В классовом обществе идеология  носит классовый характер и отражает интересы социальных групп и классов.

Говоря о формировании идеологии, следует иметь в виду, что она не возникает сама по себе из повседневной жизни людей, а создается  обществоведами, политическими и  государственными деятелями. При этом очень важно знать, что идеологические концепции не обязательно создаются  представителями того класса или  социальной группы, чьи интересы они  выражают. Мировая история свидетельствует, что среди представителей господствующих классов было немало идеологов, которые, порой неосознанно, выражали интересы других социальных слоев. Теоретически идеологи становятся таковыми в силу того, что они в систематизированной  или достаточно явной форме выражают цели и необходимость политических и социально-экономических преобразований, к которым эмпирическим путем, то есть в процессе своей практической деятельности, приходит тот или другой класс или группа людей.

Каждая влиятельная  идеология в своем развитии опирается  на предшествующие наработки, определенный мыслительный материал, без которых  она просто не могла бы состояться. В свою очередь, вновь возникающая  идеология, выступая по содержанию отражением новых социальных условий, по форме  выражения своих целей наследует  существовавшие ранее.

Идеологические воззрения  проявляют себя в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, философских, эстетических взглядов.

Заключение

 

Идеология формирует  и развивает сознание людей (индивидуальное, коллективное, общественное), дает необходимые  ценностные ориентиры и мировоззренческие  позиции общества в целом.

Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение  групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через  призму определенных интересов и  политических целей.

Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных  целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации.

Идеологическая консолидация общества является важным источником его силы. Идеология обладает значительным воспитательным потенциалом и обеспечивает решение задач политической социализации личности, формированию и развитию политической культуры граждан.

Таким образом, идеология  является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и  духовного бытия современного общества. Она неоднозначна по содержанию, характеру, формам проявления, но в своей сущности является специфическим ориентационно-ценностным сознанием, воплощенным в системе идей, выражающих интересы определенных социальных общностей, общества в целом.

 

 

 

Губерский Л.В. Научная идеология и личность.

Антанович. Старовойтова учебное пособие

Бабосов- основы идеологии

 


Информация о работе Сущность и роль идеологии в обществе