Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 14:39, реферат
Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следует считать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определенное место в социальных структурах, где позиции и социальные статусы имеют свойство группироваться. Например, такая группировка может осуществляться по национальному, имущественному и другим признакам.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Происхождение теории социального неравенства…………………………..5
1.1 История теорий социального неравенства……………………………5
1.2 Сущность социального неравенства и его причины…………………7
2. Классовая система современных обществ…………………………...............9
2.1 Социальные классы и их значение……………………………………9
2.2 Стратификация современного общества…………………………….13
3. Современные виды неравенства……………………………………………..18
3.1 Бедность как вид неравенства………………………………………..18
3.2 Депривация как вид неравенства…………………………………….20
3.3 Маргиналы и маргинальность………………………………………..23
Заключение..........................................................................................................25
Список используемой литературы................................................
Субъективное ощущение депривации является необходимой предпосылкой возникновения, какого бы то ни было организованного социального движения. Однако сама по себе депривация составляет лишь необходимое, но вовсе не достаточное условие этого.
Для того чтобы сформировалось движение протеста, состояние депривации должно разделяться многими людьми; существующие в обществе институты должны быть неспособны его разрешить; наконец, должен появиться лидер с привлекательной для масс новой идеей8.
3.3 Маргиналы и маргинальность.
Понятие «маргинал» (лат. margo - край) впервые появилось во Франции как имя существительное в 1972 году. Маргиналами стали называть тех, кто сам отвергает общество, либо оказывается им отвергнутым. Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими событиями 1968 года, и вот уже на смену мечте пришли тревога и конформизм. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Именно их стали называть маргиналами. (6)
В настоящее время под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.
Маргинальность - это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания.
Теория маргинальности и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти ХХ века одним из основателей Чикагской социологической школы Р.Э. Парком (7)
Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального декласирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям - революциям или реформам.
С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые не всегда могли возникнуть из асоциальных отбросов - индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев и других), или асоциальных личностей по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и тому подобных).
Возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строительство «параллельных социальных структур» людьми, чья общественная жизнь до последнего момента «перехода» была вполне упорядоченной9.
Заключение.
Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т.е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше мы отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т.е. закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточному типу, т.е. к относительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации.
Список используемой литературы.
1.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2005. - 512 с - ISBN 5-8297-0057-3.
2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.- 282с
3. Давыдов С.А. Конспект лекций. – Эксмо, 2008. – 160с
4. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 2005. - 130 с. - ISBN 5-7301-0101-5.
5.Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. - М.: Московский Лицей, 2006. - 368 с. - ISBN5-7611-0059-2.
6. Парк Р. Э. По ту сторону наших масок: Исследование расовых отношений на Тихоокеанском побережье; Парк Р. Э. Личность. Культура. Общество. М., 2001.
7.Ромм М. В. Маргиналы и маргинальность. Новосибирск, 1998.
8.Социология Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.:ПЕР СЭ; Логос,2000.стр. 540
9. Фененко Ю.В. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 232 с. - ISBN -10 5-482-01195-X.
1 Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.- 150с
2 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2005. - 185 с. - ISBN 5-8297-0057-3.
3 Социология Общий курс: Учебное пособие для вузов. - М.:ПЕР СЭ; Логос,2000.стр. 382
4 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2005. - 188 с - ISBN 5-8297-0057-3.
5 Давыдов С.А. Конспект лекций. – Эксмо, 2008. – 160с.
6 Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 2005. - 130 с. - ISBN 5-7301-0101-5.
7 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2005. - 196 с - ISBN 5-8297-0057-3.
8 Фененко Ю.В. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 184 с. - ISBN -10 5-482-01195-X.
9 Фененко Ю.В. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 186 с. - ISBN -10 5-482-01195-X.
Информация о работе Сущность, причины и формы социального неравенства