Сущность, причины и формы социального неравенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 21:24, реферат

Описание работы

Одной из основных проблем социологии является проблема социальной несправедливости или социального неравенства. Социальное неравенство существовало на протяжении практически всей разумной истории человечества. Все развитые общества характеризуются неравным распределением материальных и символических благ, вознаграждений и возможностей, как в отношении отдельных индивидов, так и между группами внутри общества. Неравенство выступает констатацией специфического человеческого существования. Это является причиной того, что в любом сложном обществе существуют те или иные структуры социальных неравенств, что порождает усилия по поиску их объяснения и оправдания.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. История теорий социального неравенства…………………………….4
1.1 Типы стратификационных систем по Марксу Веберу……………….6
Глава 2. Сущность, причины и формы социального неравенства…………...15
2.1 Сущность социального неравенства…………………………………15
2.2 Причины социального неравенства………………………………….17
2.3 Формы социального неравенства…………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Referat по социологии.docx

— 42.15 Кб (Скачать файл)

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с  Марксом, имел Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов  Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.

Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов.

Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические  и  социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию  классов при капитализме:

1.   Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации. 
2.   Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев. 
3.   Лишенные собственности “белые воротнички”: технические    специалисты и интеллигенция.

4.   Администраторы и менеджеры. 
5.   Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы. 

5.1   Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей, шахтами т.п. [2,4,7]

2.3 Формы социального неравенства

Депривация. Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами). Ощущение депривации может быть осознанным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается системой ценностей данного общества, например, кастовая иерархия в Индии. Можно выделить пять типов депривации:

1)Экономическая депривация. Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

2)Социальная депривация. Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные. В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников - выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит “выше” на социальной и экономической шкале, чем необразованный. Существует ещё такое понятие как организмическая депривация. Она связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека - физическими уродствами, инвалидностью, слабоумием и т.д.

3)Этическая депривация. Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Такого рода конфликты могут возникать по многим причинам. Некоторые люди могут ощущать внутреннюю противоречивость общепринятой системы ценностей, наличие негативных латентных функций установленных стандартов и правил, они могут страдать из-за несоответствия реальности идеалам и т.д. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами, которые выработали свои критерии совершенства в искусстве, литературе и других областях творчества, не разделяемые широкой публикой. Многие религиозные реформаторы (например, Лютер), а также и политические деятели радикально-революционного направления (Маркс), видимо, испытывали ощущение депривации, вызванное этическим конфликтом с обществом - невозможностью вести образ жизни, соответствующий собственной системе ценностей.

4)Психическая депривация. Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Это преимущественно бывает следствием острого и не разрешенного в течение долгого времени состояния социальной депривации, когда человек в порядке самопроизвольной психической компенсации своего состояния утрачивает приверженность ценностям не признающего его общества. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Личность, испытывающая состояние психической депривации, как правило, наиболее восприимчива к новым идеологиям, мифологиям, религиям. В противоположность этой категории, лица, переживающие этическую депривацию, демонстрируют глубокую приверженность к привычным для себя ценностям. Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.

Субъективное ощущение депривации является необходимой предпосылкой возникновения, какого бы то ни было организованного социального движения. Однако сама по себе депривация составляет лишь необходимое, но вовсе не достаточное условие этого. Для того чтобы сформировалось движение протеста, состояние депривации должно разделяться многими людьми; существующие в обществе институты должны быть неспособны его разрешить; наконец, должен появиться лидер с привлекательной для масс новой идеей. [1,6,9]

Заключение

Истоки социального неравенства многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных потребностей. Неравенство — неотъемлемый элемент всякого общества. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах, как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. Исследования антропологов говорят о том, что неравенство существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т. д.), чем другие. Существование социального неравенства можно принять за аксиому. Однако объяснение его характера, основ исторической эволюции, взаимоотношения конкретных форм остается одной из ключевых проблем всякого социологического исследования. В конце концов, социологи пришли практически к единому выводу: истоки неравенства можно найти в обладании определенным статусом, собственностью, властью и т.д. Неравенство является свойством любого общества и проявляется в отношениях между полами, возрастными группами, классами, внутри малых и больших социальных групп. Неравенство является необходимым условием организации социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Лавриненко В.Н. Социология для студентов Учебник для студентов вузов/под редакцией В.Н. Лавриненко-Москва,1998. 415с.

2. Гречихин Н.Г. Практикум социологии. Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство "Константа", - М.: 1987г; 98с.

3. Радугин А.А. Социология / Под ред. А.Н. Волковой, В.С. Горнева, Р.Н. Данильченко и др. – СПб: Питер, 1991. 289с

4. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс,2004.

5. Современные формы социального неравенства. Курсовая работа. Рязанский институт экономики и права http://limej.ru/index.php/home/126stat/4635Sovremennie_formi_sotsial_nogo_neravenstva.html

6. Энциклопедия. Социальное неравенство. http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0128153

7. Курсовая работа: Современные формы социального неравенства http://www.bestreferat.ru/referat-2187.html

8.Ильин В. И. Социальное неравенство. - М., 2005.

9. Социология: Курс лекций. Под ред. Михайлова В.А. http://txtb.ru/119/27.html

 

 

 


Информация о работе Сущность, причины и формы социального неравенства