Сущность семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности формирования и функционирования, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Социология о сущности семьи и брака. Классификация типов семьи .4
2. Функции семьи…………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………...14
Практические задания……………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Социол 21 вар.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Функции семьи.

  Можно выделить следующие основные  функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

            Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

          В семье  воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет  ее влияние на подрастающее  поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

         Выполняя  хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних  и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

         Восстановительная  функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи  способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

          Назначение  регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

          Семья  как социальная общность является  первичным элементом, опосредующим  связь личности с обществом: она  формирует у ребенка представление  о социальных связях и включает  в них его с рождения.  Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

          Все  большее значение социологи придавали  и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

          Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил.

          Социально-статусная  функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

          Эмоциональная  функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

          Функция  духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

          Сексуальная  функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

                                                      

 

 

 

 

 

                                               Заключение

  Семья является одним из самых  древних социальных институтов. Она возникла намного раньше  религии, государства, армии,  образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это  не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся  для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе. Разве человек не может удовлетворить эту потребность вне семьи? Конечно, может. Но не поучителен ли опыт предков? Обратив свой взор в прошлое, мы осознаем, что общество в целом, а значит и люди, его составляющие, заинтересованы в том, чтобы эти биологические потребности осуществлялись в рамках семьи. Только выявив эти специфические особенности в реализации потребностей человека в условиях семьи, можно понять сущность семьи как социального института, а вместе с этим и истоки живучести семьи, ее жизнестойкости, привлекательности для человека.

 

 

                                                     Практические задания

    1. Укажите соответствие между понятиями и их определениями.

 

Понятия: а)семья; б)полигамия; в)эгалитарная семья; г)брак; д)матриархатная семья; е)экзогамный брак;  ж)патриархатная семья; з)моногамия; и) эндогамный брак;  к)нуклеарная семья; л)полиандрия; м)полигиния.

Определения:

Б) супружеский союз между партнером одного пола и несколькими партнерами другого;

И)  брак, характеризуемый образованием супружеского союза только между представителями одного класса, социальной группы или касты, одной веры и т.п.;

  Л)   брак между одной женщиной и несколькими мужчинами;

А) общность людей, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, предполагающая общность быта и ответственность за социализацию детей;

З)    супружеский союз между одним мужчиной и одной женщиной;

          Г) совокупность отношений между супругами, регулируемых официальными нормами;

  М)   брак между одним мужчиной и несколькими женщинами;

Д)    семья, в которой лидирующую роль играет жена/мать;

  К)    семья, состоящая из родителей и их детей;

В)   семья, в которой супруги имеют одинаковые права и обязанности распределяются равномерно;

Ж)    семья, в которой лидирующую роль играет муж/отец;

Е)  брак, в котором выбор партнеров осуществляется без вмешательства общества.

 

2.  Как вы понимаете выражение: «Семья – ячейка общества»?

 

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

                                          Список литературы

  1. Антонов А.И. Социология семьи – М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьёй – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Кравченко А.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  4. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред.  проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ, 2001. –
  5. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.
  6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология – М.: Академический проект, 2005.

 

1 Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред.  проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ, 2001. – с. 129

 

 


Информация о работе Сущность семьи