Сущность социальной инфраструктуры и структура социальной инфраструктуры населения их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:48, доклад

Описание работы

Модернизация России, ее экономики, общества, всей социально-экономической инфраструктуры является сегодня критически важной задачей. Повышение конкурентоспособности России в современном мире – вопрос существования российского общества и государства.

Содержание работы

Введение
1. Сущность социальной инфраструктуры

2 Структура социальной инфраструктуры населения их характеристика.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА 1.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра: Менеджмента и маркетинга

 

 

Факультет

Финансово - кредитный

Специальность

Бакалавр  экономики


 

Доклад

по дисциплине

Государственная политика социально-экономического  развития России.

на тему:

Сущность социальной инфраструктуры  и структура социальной инфраструктуры населения их характеристика. 


 

 

Студент

Климова Евгения  Андреевна

Курс

3

№ группы

ЗБ3-ЭК301

Номер зачетной книжки

11флб00376

Преподаватель

Новокупова  Ирина Николаевна


 

Владимир 2013

 

 

Содержание

3

Введение

 

1. Сущность социальной инфраструктуры

4

   
   
   

2 Структура социальной инфраструктуры населения их характеристика.

Заключение                                                                                                                                                                                                  

6

9

Список использованных источников

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Модернизация  России, ее экономики, общества, всей социально-экономической  инфраструктуры является сегодня критически важной задачей. Повышение конкурентоспособности  России в современном мире – вопрос существования российского общества и государства.

Переход к социально  ориентированной рыночной экономике  требует более глубокого проникновения  в сущность объективных законов  общественного развития и использования  этого знания в интересах созидания нового общества. Перед современным российским обществом остро встают многообразные задачи экономического, социально-политического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов целенаправленного и планомерного развития различных сфер общественной жизни.

Научно-технический  и социальный прогресс значительно  актуализирует необходимость комплексного решения социально-экономических  проблем. Резко усиливается взаимовлияние экономических и социально-политических процессов. В полном объеме проявляется всесторонняя взаимосвязь экономики и духовной жизни. В значительной мере возрастает необходимость учета человеческого фактора во всех сферах общественной жизни.

Вот почему вопросы социального развития становятся ключевыми при рассмотрении любых сторон жизни общества. Уровень квалификации кадров, деловая, творческая обстановка и здоровый социально-психологический климат, забота о бытовых условиях работников, создание на предприятиях культурных учреждений и спортивных комплексов – все это делает жизнь человека интереснее и содержательнее и благоприятно сказывается на результатах производства.

 

 

 

 

 

 

Социальная инфраструктура как объект управления

Социальная инфраструктура — это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Существуют различные  подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

-Общественно-политическая  и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений предприятий);

-Восстановление и сохранение  физического здоровья (здравоохранение,  физическая культура и спорт,  социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

-Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство,  бытовое обслуживание, торговля  и общественное питание, пассажирский  транспорт, связь по обслуживанию  населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

-Создание условий для  формирования прогрессивных тенденций  в демографических процессах;

-Воспроизводство рабочей  силы, качественно отвечающей потребностям  и уровню развития производства;

-Эффективное использование  трудовых ресурсов;

-Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

-Улучшение и сохранение  физического здоровья населения;

-Рациональное использование  свободного времени людей.

Основной  целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает  основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.

Это, прежде всего, решение  жилищной проблемы, ликвидация коммунального  заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения эффективности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Финансирование  социальной инфраструктуры

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается  в ее дифференциации на два типа:

-отрасли, работающие и  развивающиеся за счет собственных  ресурсов и ориентированные на  хозрасчет и получение прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, общепит, бытовое обслуживание;

-отрасли, осуществляющие  свою деятельность за счет  централизованных, территориальных  и коллективных общественных  фондов потребления. Эти отрасли  полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Самофинансирование  социального обслуживания населения  в последнее время приобрело  широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что спрос на социально-бытовое обслуживание не удовлетворен. Это вызвано сокращением размеров бесплатного и льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы при одновременном снижении издержек государства на содержание объектов социальной инфраструктуры.

Формой использования  финансовых ресурсов бюджета учреждениями и организациями социальной сферы, находящимися на хозрасчете и имеющими самостоятельные доходы, является предоставление им бюджетных субсидий для возмещения ими недостающих доходов для сведения баланса доходов и затрат. Такая потребность в государственных субсидиях обычно бывает вызвана либо стремлением сохранить спрос на социальные услуги, либо централизованной политикой ценообразования на платные социально-культурные услуги (кино, театры, концертная деятельность).

Традиционно система  финансирования социальной инфраструктуры подразделялась на два канала: отраслевой и территориальный.

Развитие и  функционирование отраслей социальной инфраструктуры зависят от того, насколько ее отрасли способны обеспечить себя финансовыми ресурсами на текущие цели. Отраслевой принцип функционирования имеет недостатки: некомплексное использование ведомственных объектов социальной инфраструктуры ведет к распылению финансовых средств. Подчинение объектов социальной инфраструктуры различным ведомствам затрудняет координацию в решении социальных проблем городов.

Территориальный канал финансирования представлен  местным бюджетом, который является основным источником финансирования социальной инфраструктуры города. Но бюджет местной власти весьма ограничен, что препятствует этому процессу.

Исследование  проблемы финансирования социальной инфраструктуры, анализ современного уровня развития ее подразделений показывают необходимость поиска научно-обоснованных путей ее дальнейшего интенсивного развития и неординарных форм финансирования.

На сегодняшний  день бюджет не способен взять на себя полностью расходы на содержание социальной сферы. С другой стороны, государство обязано защищать интересы населения (особенно его малоимущих слоев) и обеспечивать ему получение социальных услуг, а потому полностью перейти на самофинансирование объекты социальной инфраструктуры не могут. Поэтому целесообразным представляется сосуществование нескольких форм финансирования, как государственных, так и частных фондов и на федеральном уровне, и на территориальном. Важная роль в решении этой проблемы должна быть отведена предприятиям, которые тоже могли бы взять на себя часть издержек на содержание объектов социальной инфраструктуры.

В современных  условиях на содержание и развитие государственных и муниципальных  объектов социальной сферы финансовые ресурсы направляются из нескольких источников: бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, населения.

Одним из источников финансирования социальной сферы являются средства ведомств. В ведении предприятий  находилась значительная часть объектов, оказывающих социально-культурные и жилищно-коммунальные услуги. Достаточно отметить, что в ведомственном подчинении находилось более 55% жилищного фонда, более 70% мест в дошкольных учреждениях. Средства, получаемые объектами социальной сферы от населения за оказанные ему услуги, пока занимают небольшой удельный вес. Это обусловлено, во-первых, тем, что в соответствии с основным Законом государства и действующим законодательством предоставление многих социальных услуг бесплатно, во-вторых, развитие платных услуг ограничено низкой платежеспособностью позволяющей массы населения. В этих условиях основным источником финансирования социальной сферы стали средства, мобилизируемые и распределяемые через бюджетную систему, и внебюджетных фондов.

Средства бюджета  и внебюджетных фондов, направляемые в социальную сферу, образуют общественные фонды потребления, главным назначением которых является социальное развитие общества и социальная защищенность населения, предоставление ему социальных услуг. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и в значительной мере услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, при разработке модельного комплекса  необходимо обязательно учитывать  различные источники финансирования социальной инфраструктуры, в том числе финансирование из бюджетов различных уровней и внебюджетных источников финансирования. Поскольку финансовые отношения очень важны для социальной инфраструктуры и экономики в целом, то им необходимо уделить наибольшее внимание.

Заключение

Итак, социальная инфраструктура – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения;  образование, здравоохранения)  деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей,  обеспечение жизнедеятельности и  интеллектуального развития населения.

Социальная  инфраструктура  не является механизмом,  обслуживающим вспомогательным  и придаточным для некой основной структуры.  Ведь объект  социального  обслуживания – население – состоит  с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Курс экономики  / под ред. Б. А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 720 с.

2. ТощенкоЖ. Т.  Социальная инфраструктура: сущность  и пути развития. - М.: Наука, 1980. - 178 с.

3. Шарипов А.  Ю. Социальная инфраструктура  в концепции ускорения. - Новосибирск:  Изд-во

Новосибир. ун-та, 1990. - 109 с.

4. Ульянова О.  Ю., Ященко С. О. Социальная инфраструктура как ключевой индикатор современного технологического уклада общества // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 15 (54). - С. 109-115.

5. Русскова Е.  Г. Инфраструктура рыночной экономики:  методология системного исследования. -Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2006. - 296 с.

6. Портер М.  Э. Конкуренция. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. - 752 p.

7. Ульянова О.  Ю. Развитие жилищной системы  в региональной социальной инфраструктуре: инновации, инвестиции и культура. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - С. 29.

8. Ломовцева  О. А., Соболева С. Ю. Методологические  аспекты сущности и измерения  социальных инвестиций // Научные  ведомости Белгород. гос. ун-та. - 2009. - № 1 (56), вып. 9. - С. 213-219.

Информация о работе Сущность социальной инфраструктуры и структура социальной инфраструктуры населения их характеристика