Сущность социальных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:15, доклад

Описание работы

Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д. Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов

Файлы: 1 файл

Сущность социальных программ.docx

— 17.65 Кб (Скачать файл)

Сущность социальных программ.

Социальная программа  – программа, нацеленная на решение  той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический  эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан  и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и  т.д. Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:

-формулирование проблемы и способов ее решения;

-анализ внешней среды;

-составление проекта  программы;

-внедрение (принятие мер программы);

-получение результатов;

-сопоставление цель-результат;

Мониторинг программы  на всех этапах цикла – важное условие  успеха программы, представляющий собой  своего рода сопровождающее оценивание.

Мониторинг — система  сбора ,регистрации, хранения и анализа небольшого количества явных или косвенных признаков ,параметров описания данного объекта для вынесения суждения о состоянии данного объекта в целом. Основное предназначение мониторинга – давать информацию для принятия адекватных управленческих решений в ходе программы. Для получения вывода о результативности и эффективности социальной программы необходимо оценить ее воздействие по разным критериям-индикаторам: в качестве индикаторов часто используются такие показатели, как снижение заболеваемости, повышение образовательного уровня, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и другие (различают индикаторы процесса, результатов, влияния). В целом, разработка индикаторов для социальных программ требует ясного понимания целей программы и глубокого знания проблемы.

Например, в качестве индикаторов оценки программы снижения бедности в Танзании использовались: соотношение мальчиков и девочек в начальной школе, грамотность населения в возрасте до 15 лет, доля населения, имеющая доступ к питьевой воде и др.

Перед тем как проводить  оценку программы должен быть определен  ряд вопросов, на которые планируется получить ответ:

1 Каковы фактические результаты?

2Основные достижения программы?

3.Есть ли перспективы продолжения работы по данному направлению?

Таким образом, обеспечивается информативность и высокая степень  значимости результатов оценивания (их востребованность в будущем).

Как правило, государственные  программы имеют комплексный  характер проблем, что служит основанием для сложной структуры как самой программы, так и системы оценки. Например, в проблеме бедности можно выделить три компонента: экономический, социальный и экологический. Таким образом, индикаторы результативности также должны быть структурированы по трем направлениям.

Долгосрочность социальных программ (5-7 лет) приводит к необходимости  предусматривать определенную гибкость и, например, пересматривать некоторые  индикаторы или способы сбора  информации в соответствии с изменяющейся ситуацией.

На настоящий момент сформирована своего рода модель (шаблон) процесса оценивания социальных программ. Данные технологии включают в себя особые требования к эксператм-оценщикам, также выделяют определенные характеристики данной социальной технологии, при этом применяется этапный подход, разделяющий работу эксперта на три части.

Требования к экспертам:

-способность к анализу

-способность к не директивному поведению

-способность к подготовке отчетности

-устойчивость к манипулированию

Особенности технологии:

Совмещение элементов  мониторинга, оценки и аудита

Возможность обработки результатов  работы экспертов программными способами

Три этапа в работе эксперта:

подготовительный этап (ознакомление с утвержденной проектной заявкой, планом программы, подготовка вопросов, вызванных со спецификой проекта, определение  сроков проведения оценки, выбор форм и методов, установление контактов  с исполнителями проекта, ознакомление с отчетностью по проекту, техническая  подготовка материалов);

проведение собственно оценки;

подготовка экспертного  отчета (оценочного заключения).

Проблемы в оценке социальных программ

Оценивать социальных программу  можно при наличии заранее  разработанных индикаторов и  общих стандартов (например, минимальные  стандарты социальных услуг). К сожалению, пока такие стандарты не разработаны  детально и в полной мере, в том  числе и в России.

Жесткая регламентация деятельности, принцип распределения государственных  средств по статьям экономической  классификации сводит контроль над  исполнением бюджета к контролю над целевым (по видам расходов) использованием бюджетных средств и делает их расходование a priori не эффективным. Таким образом, существующим бюджетным законодательством проверка эффективности и результативности государственных и муниципальных расходов не входит в обязанность ни финансовых органов, ни главного распорядителя бюджетных средств.

Данные оценки могут не использоваться при принятии решений, если: - меняется политика или стратегия  пользователя; вопросы оценки перестают  представлять интерес; отсутствие или  потеря четкого целеполагания у  пользователя; данные не находят своего места; отношение к мониторингу  и оценке как к "образцово-показательному смотру"; реальное отсутствие потребности  в улучшениях.

Данные оценки могут использоваться неверно, потому что игнорирование  других факторов, находящихся за пределами  вопросов мониторинга или оценки, может привести к нерезультативной и неэффективной реализации программы.


Информация о работе Сущность социальных программ