Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:15, доклад
Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д. Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов
Сущность социальных программ.
Социальная программа – программа, нацеленная на решение той или иной социальной проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический эффект социальных программ выражается в повышении качества жизни граждан и общества в целом. В конечном итоге, в процессе реализации социальных программ чаще всего решаются насущные проблемы общественного характера: снижение уровня бедности, смертности, уменьшение количества бездомных и т.д. Программный цикл достаточно сложный процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов:
-формулирование проблемы и способов ее решения;
-анализ внешней среды;
-составление проекта программы;
-внедрение (принятие мер программы);
-получение результатов;
-сопоставление цель-результат;
Мониторинг программы на всех этапах цикла – важное условие успеха программы, представляющий собой своего рода сопровождающее оценивание.
Мониторинг — система сбора ,регистрации, хранения и анализа небольшого количества явных или косвенных признаков ,параметров описания данного объекта для вынесения суждения о состоянии данного объекта в целом. Основное предназначение мониторинга – давать информацию для принятия адекватных управленческих решений в ходе программы. Для получения вывода о результативности и эффективности социальной программы необходимо оценить ее воздействие по разным критериям-индикаторам: в качестве индикаторов часто используются такие показатели, как снижение заболеваемости, повышение образовательного уровня, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и другие (различают индикаторы процесса, результатов, влияния). В целом, разработка индикаторов для социальных программ требует ясного понимания целей программы и глубокого знания проблемы.
Например, в качестве индикаторов оценки программы снижения бедности в Танзании использовались: соотношение мальчиков и девочек в начальной школе, грамотность населения в возрасте до 15 лет, доля населения, имеющая доступ к питьевой воде и др.
Перед тем как проводить оценку программы должен быть определен ряд вопросов, на которые планируется получить ответ:
1 Каковы фактические результаты?
2Основные достижения программы?
3.Есть ли перспективы продолжения работы по данному направлению?
Таким образом, обеспечивается
информативность и высокая
Как правило, государственные программы имеют комплексный характер проблем, что служит основанием для сложной структуры как самой программы, так и системы оценки. Например, в проблеме бедности можно выделить три компонента: экономический, социальный и экологический. Таким образом, индикаторы результативности также должны быть структурированы по трем направлениям.
Долгосрочность социальных программ (5-7 лет) приводит к необходимости предусматривать определенную гибкость и, например, пересматривать некоторые индикаторы или способы сбора информации в соответствии с изменяющейся ситуацией.
На настоящий момент сформирована своего рода модель (шаблон) процесса оценивания социальных программ. Данные технологии включают в себя особые требования к эксператм-оценщикам, также выделяют определенные характеристики данной социальной технологии, при этом применяется этапный подход, разделяющий работу эксперта на три части.
Требования к экспертам:
-способность к анализу
-способность к не директивному поведению
-способность к подготовке отчетности
-устойчивость к манипулированию
Особенности технологии:
Совмещение элементов мониторинга, оценки и аудита
Возможность обработки результатов работы экспертов программными способами
Три этапа в работе эксперта:
подготовительный этап (ознакомление с утвержденной проектной заявкой, планом программы, подготовка вопросов, вызванных со спецификой проекта, определение сроков проведения оценки, выбор форм и методов, установление контактов с исполнителями проекта, ознакомление с отчетностью по проекту, техническая подготовка материалов);
проведение собственно оценки;
подготовка экспертного отчета (оценочного заключения).
Проблемы в оценке социальных программ
Оценивать социальных программу можно при наличии заранее разработанных индикаторов и общих стандартов (например, минимальные стандарты социальных услуг). К сожалению, пока такие стандарты не разработаны детально и в полной мере, в том числе и в России.
Жесткая регламентация деятельности,
принцип распределения
Данные оценки могут не использоваться при принятии решений, если: - меняется политика или стратегия пользователя; вопросы оценки перестают представлять интерес; отсутствие или потеря четкого целеполагания у пользователя; данные не находят своего места; отношение к мониторингу и оценке как к "образцово-показательному смотру"; реальное отсутствие потребности в улучшениях.
Данные оценки могут использоваться неверно, потому что игнорирование других факторов, находящихся за пределами вопросов мониторинга или оценки, может привести к нерезультативной и неэффективной реализации программы.